Анучино – настоящая медовая столица Приморья, поэтому неслучайно, что именно в этом селе 20 августа пройдет первый фестиваль меда "Анучино – медовое раздолье". О том, как идет подготовка к этому значительному мероприятию, которое в перспективе может выйти на международный уровень, рассказал заместитель главы Анучинского муниципального района, член оргкомитета фестиваля Андрей Янчук, сообщает РИА PrimaMedia.
– Андрей Яковлевич, какова главная цель проведения фестиваля меда в Анучино?
– Развитие туризма. Въездной туризм, внутренний туризм – вопросы для Приморья актуальные как никогда. Каждая территория края по-своему уникальна и Анучинский район, конечно же, не исключение: у нас много природных и археологических памятников. Но разработка туристического маршрута, подготовка инфраструктуры – довольно длительное мероприятие. Поэтому мы сделали акцент на событийный туризм. Пока не стали называть фестиваль "Анучино – медовое раздолье" международным. Но предпосылки к этому есть: один из наших партнеров по организации фестиваля меда — ООО "Азия-Союз" — это фирма с участием китайского капитала, в Анучинском районе у нее есть цех по фасовке меда. Учредители этой компании заинтересованы в развитии туризма. Через "Азию-Союз" мы пригласили на фестиваль китайских партнеров.
– Ожидается ли участие высокопоставленных гостей?
– Мы отправили пригласительные губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому и куратору сельскохозяйственной отрасли, вице-губернатору Сергею Сидоренко, а также в департамент сельского хозяйства и в департамент туризма. Они приедут из Владивостока. Кроме того, мы ждем гостей из Арсеньева, Яковлевского, Чугуевского, Михайловского, Черниговского районов. Рады видеть всех.
– Проведение любого фестиваля связано с затратами. Где вы берете средства на проведение этого мероприятия?
– В основном – это средства местного бюджета, которые были запланированы по программе развития туризма. Сумма небольшая, но я считаю, что мы эффективно ее освоим. Тем более что есть опыт организации фестиваля "Анучино — территория лета", который проходил на Зеленом острове. За 5 лет мы вывели стихийно придуманный несколькими энтузиастами фестиваль на международный уровень: в Анучино приезжали корейские и китайские делегации. На гала-концерте было до 5 тысяч зрителей.
Андрей Янчук. Фото: https://primgazeta.ru/
– На какой площадке будет проводиться фестиваль меда в Анучино?
– Мы приняли решение провести его в центре Анучино на базе клуба. Там есть и сцена, и место для торговых рядов. Постарались учесть все организационные моменты: людям за 5 часов нужно и отдохнуть, и поесть. Первый фестиваль, наверное, самый тяжелый. Он не должен пройти комом. Повторюсь, опыт организации фестивалей у нас есть. С "Территорией лета", с ее палатками на поляне было по-другому: там отсутствие удобств предполагалось. Здесь проще, но мы не расслабляемся.
– Если сравнивать с другими районами, насколько хорошо развито пчеловодство в Анучинском районе? Можно ли назвать Анучино – медовой столицей Приморья?
– Мы первыми заявили, мы и назовемся медовой столицей. На самом деле предпосылок называться так у нас не больше, чем у Чугуевки, Яковлевки, Кировки или Черниговки: климатически и по медоносной базе мы находимся в одинаковых условиях. Но Анучино находится как бы в центре. У нас прекрасные исторические корни: здесь был пчелосовхоз, и медосбор с липы был одним из самых обильных. В районе сохранились традиции – у нас есть целые династии, которые занимаются пчеловодством. Основной медонос наш – липа – представлен очень мощно. Считаю, у нас есть все основания, чтобы называться медовой столицей Приморья.
– Мед каких сортов производят анучинские пчеловоды?
– Я всегда с большой иронией смотрю на 200 сортов меда, которые продают некоторые пасечники. Если брать по медоносной базе, в наших условиях реально собрать липовый мед и цветочный (осеннее и весеннее разнотравье). Есть небольшие массивы гречихи. Прибрежные пчеловоды собирают диморфантовый мед. Диморфант – это эндемик, который пережил ледниковый период, ближайший родственник элеутерококка и женьшеня. Важно понимать: есть объективная реальность, а есть маркетинговый ход. Наш мед – цветочный, гречишный, диморфантовый и липовый.
– Пчеловоды Анучинского района поднимали вопрос по поводу массовой рубки липы в Приморье. Чего удалось добиться?
– Мы были в группе районов, которые подняли этот вопрос. В 2013 году мы поддержали инициативу Думы Яковлевского района. От имени анучинского общества пчеловодов "Возрождение" мы направляли обращения президенту и премьер-министру. В 2014 году, когда Владимир Миклушевский посещал районы Приморья с рабочим визитом, наверное, глава каждого района задал вопрос о липе. Ведь Владимир Миклушевский руководит краем, который в советские времена давал до 40% медовой продукции. Сейчас производственная база пчелосовхоза утеряна, но не утеряна медоносная база: липа как была нашим основным источником меда, так и осталась.
Весной губернатор подписал распоряжение, в котором рекомендовал департаменту лесного хозяйства изыскивать возможность выделения зоны покоя вокруг пасек, оформленных надлежащим образом. Любая пасека рассматривается как некий участок земли, который должен быть оформлен соответствующим образом: паспорт, право собственности.
К сожалению, липа не попадает в список запрещенных к вырубке пород. Мы можем внести липу в региональную Красную книгу. Но в лесном массиве, в котором находятся краснокнижные деревья, запрещен любой вид хозяйственной деятельности, в том числе и пчеловодство.
Липы очень много в тайге. Тогда в чем конфликт между пчеловодом и лесозаготовителем – спросите вы. И тот, и другой привязан к дороге, к населенному пункту. Нас интересует липа в пределах 5-10 кмвокруг населенного пункта. Туда выезжает пчеловод, и туда же – лесозаготовитель. Если бы развести эти направления, то конфликтов бы удалось избежать.
Пчелы. Фото: Анна Мажуга
– Закон Приморского края "О пчеловодстве" приравнял пасечников к фермерам. На какие государственные или муниципальные меры поддержки они могут рассчитывать?
– Как и любой фермер, пчеловод может рассчитывать на грантовую поддержку от администрации Анучинского района. Для этого необходимо предоставить пакет документов, в том числе бизнес-план. Максимальная сумма гранта 350 тысяч рублей.
– Как вы считаете, 350 тысяч достаточно для развития пчеловодства?
– Можно организовать производство меда с нуля: приобрести 20 пчелосемей и необходимое оборудование. Одна пчелосемья стоит порядка 5-6 тысяч рублей. 350 тысяч – максимальный грант, который можно получить. Но можно запросить и меньшую сумму.
– Какие бы советы вы дали тем, кто хочет заниматься пчеловодством? Что нужно знать?
– Для меня пчеловодство – не отрасль производства. Это образ жизни. Пчел надо любить. Надо понимать, для чего ты заводишь пчел. Если как хобби, то тебе будет приносить удовольствие работа и двумя-пятью семьями. Если рассматривать пчеловодство, как основной источник дохода, – то тут должно быть минимум 50 семей. Пчеловодству можно научиться, любить пчелу – нет. А пчела не терпит фальши. Она не лопата – сегодня поработал и в угол поставил. Пчеловодство разгильдяев не терпит.
– Семья – это такая единица измерения?
– Пчелосемья – комплекс пчел, которые объединяются пчелиной маткой. В разный период жизни семьи там может быть разное количество особей – до 100 тысяч. Пчелы – накопительницы по природе. Вот у них есть 500 кг меда, но они все равно полетят на работу и еще 500 соберут. Каждая пчела живет разное количество времени: пчела на медосборе, за счет того, что собирает нектар и интенсивно его перерабатывает, живет 30 дней, а пчела, которая идет в зимовку, живет 7 месяцев.
– Пчел каких пород предпочитают наши пасечники?
– Пород очень много. Каждая порода отличается по хозяйственному признаку. В каждой местности, в каждой климатической зоне издревле была своя аборигенная пчела. На Дальнем Востоке аборигенная пчела Indigo Mellifera (Индиго Меллифера). По размеру она примерно в два раза меньше других пчел. Indigo Mellifera не годится для содержания: сколько бы ни пытались ее одомашнить, ничего не получилось. Пчелы наших пасечников – это потомки тех пчел, которых привозили с собой переселенцы. Здесь имело место перекрестное скрещивание, практически без участия человека сформировалась дальневосточная порода пчел. Хотя официально таковой она не признана. В советское время уже подходили к тому, чтобы зарегистрировать породу (для этого необходимо более 5 тысяч семей, отвечающих всем признакам породы). Но в переломный момент все было брошено.
Мед. Фото: ЗС ПК
– Расскажите о производстве меда: насколько это сложно?
– Все начинается с цветка и пчелы. К счастью, это происходит без участия человека, поэтому мед такой идеальный продукт. Пока пчела летит к улью, процесс производства меда уже идет: в медовом зобике под воздействием ферментов сложные сахара цветочного нектара распадаются на простые. Потом пчела передает нектар пчелам-приемщицам. Капелька нектара неоднократно путешествует по сотам, начиная от самого теплого места, где расположен расплод. Цель пчел – выпарить лишнюю влагу. Причем, большую половину воды им нужно убрать в первые же сутки, чтобы нектар не забродил. Они машут крылышками, набирают в зобик, переносят. На 10-й день сильная семья выпаривает нектар до такого состояния, что мед можно запечатывать. Если влажность понижена до 20%, пчела закрывает его восковой крышечкой. Этот мед качественный. Причем это сказал не я, не лаборатория. Это "сказала" пчела. Такой мед может храниться тысячелетиями.
– Из чего складывается цена на мед? По вашему мнению, сколько должен стоить хороший мед?
– Это очень дискуссионный вопрос. Смотря, кто какие цели преследует. Старые пчеловоды всегда ориентировались так: цена на мед – это тройная цена сахара. Сейчас цена сахара 60 рублей. Условно цена меда – 180 рублей за кг. В Анучино, по результатам этого медосбора, мед можно приобрести от 800 до 1,2 тысячи рублей за трехлитровую банку. Кроме того, все зависит от качества меда. Пчеловод, который качает мед только из запечатанных сот, теряет в количестве меда, но дает то качество, которое позволяет меду дольше храниться, и вкусовые качества у такого меда гораздо лучше. Наверное, тут все зависит от умения продать. Кто-то воду продает дорого, а кто-то хороший мед не может продать.
– Как выбрать хороший мед?
– По Приморью, к счастью, понятие фальсифицированный мед – большая редкость. Вопрос больше связан с качеством, которое зависит от влажности меда. Определить качество меда можно только в лабораторных условиях. Еще есть специальный прибор – рефрактометр – он позволяет определить уровень влажности продукта. Я понимаю, что рядовой потребитель не будет ходить с рефрактометром. Все другие способы определения качества меда – народные. Самое простое: если ложится горочкой, значит густой. Но мед можно покупать при 20-ти градусах, а можно и при 35-ти, и он будет вести себя совершенно по-разному.
Именно поэтому на нашем фестивале каждый продавец меда должен иметь информационную таблицу: кто он, откуда, что за мед продает. Я как устроитель фестиваля не могу попробовать мед у каждого производителя. Должна стоять бирка, чтобы в случае каких-то проблем вопрос ставился таким образом: я купила плохой мед не на фестивале "Анучино – медовое раздолье", а у пчеловода Иванова, который там торговал.
На будущее, я думаю, когда фестиваль будет более масштабным, мы будем требовать от участников наличие паспорта пасеки и сертификат на мед.
Соты. Фото: Мажуга Анна, PrimaMedia
– Вы стали инициатором установки памятника пчеле в Анучине. Как возникла эта идея и как будет выглядеть памятник?
– Идея возникла стихийно, когда мы придумывали, чем привлечь гостей. Оргкомитет поддержал мою идею. Мы поняли, что это может стать объединяющим моментом фестиваля. Было множество эскизов, разработанных арсеньевским архитектором Михаилом Юзгиным. Наша пчела анатомически правильная. Подробнее о памятнике мы расскажем чуть позже, когда проведем переговоры с изготовителями.
– На какие средства будет установлен памятник?
– Точно не будем привлекать деньги из нашего районного бюджета. Надеемся на внебюджетные средства. Уверен, что все задуманное получится, фестиваль меда получит свое достойное продолжение и станет визитной карточкой не только Анучинского района, но и края. А также привлечет внимание к экологической проблеме сохранения липы и пчеловодства в целом, как отрасли экономики.
Материал подготовлен газетой "Анучинские зори".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Первый фестиваль меда пройдет в августе в Приморье
Пчелы, мед и медовуха: первый приморский фестиваль меда пройдет в Анучино