Подвиг под Сталинградом: как приморец Леонид Ковалев стал героем Великой войны
Новобранец в критический момент возглавил отряд из 33 бойцов, и им удалось в одном бою уничтожить 27 фашистских танков
Почтальон, заведующий сберкассой, командир отряда, кавалер Ордена Ленина, диспетчер управления краболовных флотилий — так сложилась жизнь уроженца Приморского края Леонида Ивановича Ковалева. В Приморском краевом государственном музее имени Арсеньева хранится комплекс материалов об этом участнике Сталинградской битвы, который в критический момент возглавил отряд, преградивший дорогу 70 фашистским танкам, уничтожив 27 из них. Этим очерком РИА PrimaMedia продолжает серию материалов о Великой Отечественной Войне.
Леонид Иванович Ковалев родился в 1916 году в таежном селе Вангоу (ныне поселок Лазо) Приморского края, где поначалу работал почтальоном. Потом, еще до войны, по комсомольской путевке попал на учебу в финансовый техникум. Вернувшись с образованием экономиста, стал заведовать сберкассой рыбокомбината в бухте Преображение. Там он прослужил до самого начала войны.
Леонид Ковалев. Фото: Приморский государственный музей им. Арсеньева
Отдельный взвод полковой разведки, в котором состоял Леонид Иванович, получил задание охранять командный пункт в 40 километрах юго-западнее Сталинграда. К нему присоединились взвод автоматчиков и несколько связистов. Они заняли оборону в районе высоты 77,6. В тылу, за высотой, занятой для обороны, находились два населенных пункта – Большая и Малая Россошки, где скрещивались дороги, ведущие в Сталинград.
Приказ гласил: не пропустить противника к городу, отстоять высоту, во что бы то ни стало. Задание было не из легких, но бойцы понимали: нельзя пропустить противника к важным коммуникациям, чтобы не дать ему вклиниться в тыл наших войск.
В тот момент большая часть отряда была, так же как и Ковалев, необстрелянными, зелеными новобранцами, ни разу не видевшими живого врага. Но их решимости противостоять фашистам, судя по последующим событиям, хватило бы на целый полк. Возможно, именно эта юношеская отвага и позволила им с честью выполнить приказ, несмотря на количественное превосходство противника.
Леонид Ковалев в годы войны. Фото: Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева
Сколько бы ни пытались связисты с катушками проводов на спине выползти из боя, чтобы дотянуть линию до командования, каждого из них ждала смерть от снайперской пули гитлеровцев.
Без указаний о дальнейших действиях, участники обороны самоотверженно продолжали выполнять приказ и удерживать свои позиции. После двух дней непрерывной бомбежки, когда из 58 бойцов осталось лишь 33, и были тяжело ранены командир взвода и политрук, Леонид Ковалев принял на себя командование группой.
Первые немецкие танки, за которыми шли батальоны пехоты, красноармейцы встретили бутылками с зажигательной смесью. Окопы, подготовленные для советских солдат заранее, были построены на совесть, так что танки не могли их обрушить. Зато в ответ они каждый раз получали огненные бомбы.
Из 70 нападавших машин 27 были уничтожены вместе с экипажами. Остальные гитлеровцы решили, что прорваться на этом направлении просто невозможно, и отошли на прежние позиции.
Леонид Ковалев с наградами, Фото с места события из других источников. Автор фото: Приморский государственный музей им. Арсеньева
По распоряжению командующего Волгоградским и Юго-Восточным фронтами генерала Андрея Ивановича Еременко все бойцы из "отряда тридцати трех" были отмечены боевыми наградами. Леонид Ковалев стал кавалером Ордена Ленина. 12 сентября 1942 года все награжденные были вызваны на командный пункт 62-й армии, который находился на Мамаевом кургане. Там член Военного совета армии генерал-лейтенант Кузьма Гуров вручил героям правительственные награды.
Тогда о них писали все газеты: фронтовая "Вперед на врага", "Правда", "Известия" и "Красная звезда". А когда начался завершающий этап волжской эпопеи, произошла реорганизация. 87-я дивизия, в которой служил Леонид Ковалев, вошла в Южный фронт, который начал развивать наступательные операции в направлении Ростова-на-Дону.
В районе населенного пункта Кошары бойцы подбили девять танков противника. На этот раз боевой операцией по уничтожению фашистских танков с самого начала руководил уже Леонид Ковалев, которому было присвоено очередное воинское звание "старший лейтенант". В 1944 году, когда Красная Армия освобождала страны Восточной Европы, Леонид Ковалев был демобилизован по болезни, и вернулся в родное Приморье к семье.
Леонид Ковалев на встрече со школьниками, Фото с места события из других источников. Автор фото: Преморский краевой музей им. Арсеньева
— После войны вернулся домой только Леонид Иванович. Младший Федя в 22 года погиб в Ленинграде, а Гриша воевал здесь, на Дальнем Востоке, с японцами. Он тоже так и не вернулся, — вспоминает Евдокия Ковалева.
По ее словам, Леонид Иванович всегда был очень добрым человеком. Несмотря на все, что ему пришлось пережить на войне, в мирной жизни он не зачерствел и всегда хорошо относился к семье и к сослуживцам.
Л.И. Ковалев. Фото: Из фондов музея им. А.К. Арсеньева
РИА PrimaMedia благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Сергей Ищенко: Наши дети должны знать правду о Великой Отечественной войне
Ветерану Великой Отечественной войны из Тавричанки вручили медаль "70 лет Победы"
Родственник погибшего под Смоленском приморского воина: Я горжусь своим дядей