Памятники архитектуры на исторических территориях Владивостока находятся в опасности, поскольку новые многоэтажные здания вторгаются в самое сердце Владивостока и могут разрушить его уникальную архитектурную среду. Об этом корр. РИА PrimaMedia рассказала начальник отдела реставрации филиала ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по ДФО Анна Мялк.
- Анна Вадимовна, читателям РИА PrimaMedia хорошо известна ваша позиция по защите памятников архитектуры и архитектурной среды Владивостока от непродуманной реконструкции и застройки. Какой проект вызвал ваше беспокойство на этот раз?
- На рассмотрение Градосовета Владивостока повторно был представлен проект строительства объекта на улице Володарского– на территории, которая является одной из самых ценных в плане градостроительного и архитектурного наследия города.
Речь идет не о рядовой городской застройке – новые многоэтажные здания вторгаются в самое сердце Владивостока.
Площадка под проектирование отведена на территории, сопряженной с двумя выдающимися памятниками –"Народный дом" (памятник федерального значения) и "Католический костел". Оба этих здания – композиционные доминанты исторической парадной застройки части улицы Пушкинской, которая являлась административно-культурным центром Владивостока в конце XIX – начале XX веках.
Вид на панораму бухты Золотой Рог. Костел будт закрыт стеной многоэтажного здания. Автор фото: Анна Мялк
- Какова историческая ценность Народного дома и костела?
- Народный дом – один из ключевых элементов исторической композиции улицы Пушкинской. Он поставлен очень эффектно, на вершине склона, завершая перспективу улицы. К главному входу идет парадная гранитная лестница. Здание католического костела замыкает перспективу улицы Володарского, продолжающую улицу Пушкинскую. Возвышающийся над обнаженным скальным обрывом костел, в гармонии со зданиями лютеранской кирхи, Пушкинским театром, кафедральным православным собором, снесенным в 1938году, организовывал все огромное пространство южного склона центра Владивостока между двумя отрогами - сопки Буссэ и Успенской.
Сегодня можно любоваться этим уникальным памятником и с верхних точек рельефа – с "Проспекта красоты", и снизу, вплоть до берега бухты Золотой Рог.
Костел виден в перспективе главной улицы города – Светланской, он добавляет яркую краску в архитектурную палитру исторического ядра города.
- Существуют ли ограничения для новой застройки этих территорий?
-На прилегающей территории сохраняется характерная для Владивостока малоэтажная застройка на крутом рельефе. Эта историческая среда, хотя сама по себе не представляет особой архитектурной ценности, подчеркивает и выявляет градоформирующую роль двух исторических доминант – Народного дома и костела.
Режимом действующих зон охраны памятников исторического центра Владивостока установлены ограничения для новой застройки этих территорий.
Новая застройка должна соответствовать исторической по своим габаритам, в этом случае доминирующая роль памятников архитектуры будет сохранена.
Многоэтажный "монстр" превратит Народный дом и костел в ничего не значащие "игрушки". Автор фото: Анна Мялк
- То есть, предложенное проектом здание невозможно будет вписать в существующую архитектурную среду?
- Если предлагаемый проект осуществится, Народный дом при взгляде на него с улицы Пушкинской, главного направления его восприятия, потеряется на фоне многоэтажной громады. Композиционная связь между двумя градостроительными доминантами будет разорвана.
Выразительный, тонко прорисованный силуэт костела пропадет рядом с грубыми формами нечеловеческого масштаба.
Восприятие костела сверху, с проспекта Красоты, на основных направлениях будет просто невозможно, он будет закрыт огромной стеной. Так же будет прервана изумительная широкая панорама бухты Золотой Рог, открывающаяся с проспекта, любоваться которой постоянно приезжают жители и гости города.
Гранитная лестница, ведущая к народному дому с улицы Пушкинской. Автор фото: Анна Мялк
- Какое мнение высказали члены Градосовета по проекту застройки улицы Володарского?
- Подавляющее большинство членов Градосовета высказались против такого подхода к застройке исторических территорий. Было высказано предложение, поддержанное практически всеми, выполнить требование Градостроительного кодекса РФ: запроектировать сначала общее решение по планировке и застройке этой территории на основе разработок проекта зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с действующим законодательством проект планировки должен быть согласован с органами охраны объектов культурного наследия, в том числе федеральными.
В протокол внесено мое особое мнение о том, что проектирование ведется с нарушениями действующего законодательства.
Народный дом имени Пушкина на улице Володарского, постройка 1907 года. Автор фото: Анна Мялк
- Можете привести пример непродуманной застройки города, в результате которой его историческому облику нанесен непоправимый урон?
- Вопиющий пример непродуманной застройки города - строительство гостиницы на Корабельной набережной Владивостока.Она появилась здесь в спешном порядке как "объект саммита АТЭС" в результате волюнтаристских решений власть предержащих, вопреки настойчивым возражениям общественности, особенно архитектурной, вопреки мнению Российской Академии архитектуры и строительных наук.
Этот пример воочию показывает губительное воздействие подобных объектов на восприятие исторической городской среды, памятников архитектуры и истории.
Кстати, саммит давно прошел, а гостиница все строится. Возникает вопрос, а действительно ли она была объектом, необходимым саммиту, или под видом выполнения "государственных задач" произошел банальный захват территории в центре города для строительства очередного "доходного дома" и особого "украшения" Корабельной набережной многоэтажной автостоянкой на самом берегу бухты Золотой Рог? Ответить на этот вопрос, по-моему, нетрудно.
Гостиница "Хайят" на Корабельной набережной Владивостока. Автор фото: РИА PrimaMedia
Как ранее сообщало РИА PrimaMeida, здание гостиницы "Хайят-Владивосток" заняло первое место в субъективном рейтинге агентства как самое уродливое здание города.