Пять тысяч лье по Сибири: Удивительный вояж генерал-губернатора на Камчатку с француженками и виолончелью Страдивари
11:00
Сергей Кравчук: Новый год в Хабаровске - праздник, который мы создаем вместе
10:40
Сигареты в трюме: в Приморье боцмана теплохода и его знакомого поймали на контрабанде
10:30
Редкий случай: хирурги Владивостока удалили пациентке камень, мигрировавший в кишечник
10:00
Бастрыкин взял под контроль ситуацию с агрессивными собаками в селе Приморья
09:30
Около 70 кг золота и серебра изъяли из незаконного оборота в Магадане
09:10
Такси под прицелом: полицейские проверили 30 машин возле аэропорта Владивостока
09:00
Ещё не мейнстрим, но уже хит: как круизы по Южной Азии меняют рынок туризма
09:00
"Океан" становится кузницей молодых кадров
09:00
Китайских туристов на Дальнем Востоке через пять лет будет в семь раз больше
08:44
Пьяная ссора закончилась смертью в Приморье
08:43
Главное за ночь: анонс "Елок 12", Ди Каприо - артист года и сокращение алкомаркетов
08:30
Покупка обернулась поломкой: полиция Артёма проверяет автосалон
08:20
До минус 11 градусов: атмосферный фронт накроет Приморье 10 декабря
08:00
"Снимите тяжёлые занавески": ренессанс библиотек Владивостока глазами Сергея Соловьева
07:53

Обновлять "историческое лицо" Владивостока надо грамотно и осторожно - краевед

Здания-памятники необходимо реставрировать, опираясь на опыт и применяя новые технологии, считает Дмитрий Анча

"Историческое лицо" Владивостока необходимо восстанавливать, в противном случае со временем оно может быть попросту потеряно навсегда. Здания-памятники надо реставрировать грамотно и осторожно - как опираясь на существующий опыт, так и применяя новые технологии. Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал исследователь истории Владивостока Дмитрий Анча.

 "Золотой мост построили – а удобства во дворе!"

- Здания-памятники, которыми так богат центр Владивостока, ветшают с каждым годом. Здесь делает свое "черное дело" и наш муссонный климат, и загазованность атмосферы в городе. Кроме того, почти все исторические здания так и используются по своему прямому назначению – в них живут люди, в них работают офисы и магазины, а представления о комфортной городской среде – совсем уже не те, что были в позапрошлом веке. Что же с "историческим фондом" делать?

- Разумеется, надо приводить его в порядок, приводить в порядок территории, на которых они находятся, и на это выделять средства – собственникам и арендаторам зданий, а также бюджету города. При этом к реставрации надо подходить с умом. Использовать новые технологии, но при этом учитывать опыт предыдущих поколений. Например, уже лет 20, как стало окончательно понятно, что при оштукатуривании фасадов зданий нужно придерживаться технологии конца 19 - начала 20 веков, то есть использовать раствор на известковой основе, а не на цементной, который хуже переносит наш климат. Вопиющий пример – дом Суворова на Пологой, 67.

Понятно, реставрационные работы на нем возможны уже только в следующем строительном сезоне, но тщательное его обследование и проект реставрации нужно делать уже сейчас. Необходимо выделить на это бюджетные или найти внебюджетные – но экстренные средства. Поскольку здание – государственная собственность, то и к спасению его нужно подойти по-государственному. Тем более что сам Суворов не раз был отмечен за свою деятельность на благо государства Российского.

Что касается старых и новых "технологий", то у нас в городе есть одна "раритетная", от которой никак не могут отказаться – мощение улиц с использованием песчаной основы (подушки). В этом деле все поставлено с ног на голову.

Городская техническо-строительная комиссия запретила песок еще в 1907 году, и приказала использовать камень, а швы между плитками заливать цементным раствором.

Специальный чертеж напечатала в большом количестве, чтобы каждый подрядчик его при себе имел. Расписала все в деталях: толщину и состав каменного основания, величину уклонов и т.п. Кстати, председателем комиссии был Суворов. Может, стоит, наконец, взять этот опыт на вооружение? Очень уж плачевно выглядят просевшие тротуары на центральных улицах.

- А есть удачные примеры сохранения того, что осталось? Возможно, целыми ансамблями исторических зданий?

- По центральной части таких примеров не много. Там в основном ансамбли доходных домов. Для своего времени они содержались достаточно хорошо. Но уже, извините, 21 век на дворе, и давным-давно пора разобраться с канализацией, водоснабжением, да просто с ливневкой, которая забилась и сейчас топит улицу Пограничную, Семеновскую.

Кажется очевидным, что абсолютно любое здание – новое ли, старое – должно иметь нормальное электро-водо-снабжение, канализацию и все остальное. Люди, которые там живут, должны иметь все блага цивилизации!

Существует множество новых современных материалов, широкое применение которых можно было наблюдать при строительстве на о. Русском, когда строили кампус,  ту же новую систему долговечных водопроводных труб. Все можно сделать, просто этим надо заниматься.

А пока получается странная ситуация. На Пушкинской, 15 – небольшие деревянные дома - памятники, "кусочек" старого Владивостока. А канализации – нет. Водоснабжение, кажется, из колонки.

Рядом построили мост, огромные работы провели. Золотой мост – высокий образец технического прогресса, а по соседству – удобства во дворе.

О деревянных и смешанных (каменно-деревянных) домах хочется сказать особо. Когда-то они составляли большую часть городской застройки. Понятно, что к настоящему времени сохранилось их не много, а те, что не были снесены, за прошедшие годы весьма сильно обветшали, больше, чем их каменные "одногодки". Не раз доводилось слышать от приверженцев "стекла и бетона", что деревянные дома – анахронизм, старая средовая застройка, утрату которой город переживет безболезненно. Однако, на мой взгляд, если уж Владивосток официально признан историческим городом России, то как раз необходимо сохранять и приводить в порядок такой важный элемент его истории. К примеру: дом № 7 в Почтовом переулке – один из самых старых, если не самый старый сохранившийся дом в городе.

Дом №7 в Почтовом переулке – один из самых старых из сохранившихся во Владивостоке, Фото с места события собственное

Дом №7 в Почтовом переулке – один из самых старых из сохранившихся во Владивостоке, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Дмитрий Анча

Это первый владивостокский дом Ивана Яковлевича Чурина – основателя Торгового дома "И.Я. Чурин и Ко". Из пояснительной записки городской управы за 1893 год следует, что он построен до 1886 года, а когда именно – неизвестно, поскольку документы о том в управе не сохранились. Сейчас дом еще "держится", но нуждается в профессиональной реставрации, на которую у его жильцов, конечно же, денег нет.

 "Золотая середина"

- Как сами здания реставрировать? Какой подход считаете оптимальным? Вот, например, в большинстве европейских зданий-памятников при сохранении внешнего облика – "начинка" современная. В таком направлении двигаться – это правильно?

- Главное – не перестараться с "современностью". Как это случилось в бывшей библиотеке им. Фадеева ("Черепановское училище") на Океанском проспекте, 18. При ремонте там убрали внутри все архитектурные детали, оголили кирпичные стены, сделали такие вот своеобразные интерьеры. Но прошло некоторое время, и сейчас собственник помещения – банк, основываясь на фотографиях интерьеров банков в Санкт-Петербурге и в Москве, заказал проект с целью вернуть первому этажу если уж не первоначальный, то хотя бы просто исторический вид. Этот проект готов, он очень интересный. Им важно приспособить здание в том, старинном стиле. При этом все коммуникации, все жизнеобеспечивающие системы в здании должны быть современными, это понятно.

Вообще, очень много зависит от отношения к зданиям со стороны собственников и арендаторов. Есть хорошие примеры ответственного отношения, хотя их и немного.

Яркий пример – деревянный особняк на Фонтанной, 21, где сейчас находится агентство по управлению и использованию памятников. Отличный пример реставрации и снаружи и внутри. Большой зал, комнаты, деревянная лестница выглядят замечательно, и новые материалы в технических помещениях нисколько не портят общего впечатления "старины".

Деревянный особняк на Фонтанной, 21 - пример хорошей реставрации, Фото с места события собственное

Деревянный особняк на Фонтанной, 21 - пример хорошей реставрации, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Дмитрий Анча

Можно вспомнить также, как год назад отмыли фасад ГУМа – отказались от идеи использовать дешевый метод, который нанес бы вред зданию-памятнику, а использовали современную технологию, за которой ездили в Европу.

От РИА PrimaMedia напомним, что за годы существования здания ГУМа кирпич впитал в себя массу грязи.  Требованиями реставрационного задания механическая очистка, а тем более окраска этих фасадов исключались.  Необходимо было очистить кирпич химическим методом, для чего пришлось перепробовать уйму моющих средств. Лишь пятнадцатая попытка оказалась удачной. На отмывку фасадов ушло 800 литров самого современного французского средства "Протект гуард". Поврежденные участки кирпича восстанавливались с помощью известковой штукатурки германской фирмы "Ремерс". Отмытый кирпич покрывался французским бесцветным защитным слоем – гидрофобизатором. Кроме фасадов были очищены и покрыты антисептическим средством деревянные оконные рамы, восстановлены в первоначальном виде наружные светильники.

ГУМ отмыли от вековой грязи, Фото с места события собственное

ГУМ отмыли от вековой грязи, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Дмитрий Анча

 

- А что сейчас делается в ГУМе, не знаете?

- Насколько мне известно, внутри ведутся реставрационные работы, проект реконструкции внутреннего двора еще не окончен и не утвержден, но занимаются им серьезно, с привлечением специалистов по охране памятников российского уровня. Так что, надеюсь, все будет сделано правильно.

"Чтобы туристы не испытывали чувство ужаса"

 - Отдельные здания памятники или даже ансамбли домов – это интересно, но есть во Владивостоке такое место, как Миллионка – целый комплекс исторических сооружений. Как считаете, можно ли сделать "Миллионку" таким историко-культурным объектом, куда туристов водить не стыдно, и что для этого надо сделать?

- Туда, где интересно и хорошо, туристы сами дорогу найдут, даже без подсказки. Было бы чем привлечь, на что посмотреть. Надо сделать так, чтобы они не испытывали чувство ужаса от того, куда они попали. А пока "Миллионка" – экстремальный туризм, что называется – на любителя. Возвращаемся к простым вещам – там же топит все время. Очистка ливневых стоков, обустройство инфраструктуры, ремонт такой, чтобы сохранился первоначальный облик и исторический дух, но присутствовали блага цивилизации. Благоустроенное место с элементами "чайна-тауна": кафе, ресторанчики, магазины. Почему нет?

Миллионку надо реставрировать так, чтобы сохранить первоначальный облик и исторический дух, Фото с места события собственное

Миллионку надо реставрировать так, чтобы сохранить первоначальный облик и исторический дух, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Дмитрий Анча

К слову, "Миллионка" в определенном смысле стала жертвой неправильного восприятия. Ее история описывается как-то однобоко и не совсем правильно: "вот, там жила тьма чернорабочих-китайцев, людей не цивилизованных, низшего сословия, а они где могли жить – только в гадюшнике, в притоне", соответственно, отношение к "Миллионке", как к какому-то "гадюшнику", сохраняется и поныне. На самом деле это были добротные кирпичные доходные дома, а также здание китайского театра. Проекты их утверждались городским архитектором. Все строилось строго по плану, собственники зданий – не только китайцы и японец Сигитаро Такунаго, но и такие личности, как член управы Ильницкий. Китайцев там действительно жило много. Но в дореволюционном Владивостоке всегда было трудно с жильем, к тому же, город пережил два тяжелейших квартирных кризиса: после Русско-японской и во время Гражданской войны, а в то время без китайцев-строителей развитие города было в принципе невозможно.

Однако "Миллионку", город и страну очистили от китайцев более 70-ти лет назад, а что изменилось?

Эти здания были в сносном состоянии и при китайцах, и довольно долго после них. Но прошло уже больше 100 лет без нормального ремонта и благоустройства территории. И мы сегодня пришли к тому, что когда-то добротные кирпичные доходные дома превратились в запущенные строения. При этом они являются памятниками. Надо вложить в них средства, и начать с серьезных проектов, которые тоже требуют средств. Но это надо делать планово. Пусть реставрация будет идти медленно, но если на каждый год закладывать не очень обременительные для бюджета суммы, привлечь средства собственников помещений на "общедомовые нужды", и они не будут разворовываться, их не будут бездарно расходовать, то в итоге, конечно, "Миллионка" приобретет совершенно другой вид. В то же время будет работа архитекторам, строителям, реставраторам.

В погоне за "аутентичностью"

- А зачем вообще сохранять старое? Можно ведь и новое – красивое, стильное – построить? Тоже будет работа архитекторам и строителям!

Конечно, пусть строят, мастерок им в руки, пусть дерзают, творят, возводят небоскребы и прочие чудеса урбанизации, я обеими руками - за! Городу нужны новые современные здания – там, за мостом! Только пусть освободят исторический центр от стекла и бетона.

Вот воткнули на углу Океанского проспекта и улицы Мордовцева косую башню (Фрэш-плаза). Зря, что ли, раньше улица Мордовцева называлась Косым переулком? Соответственно, и северный фасад "небоскреба" - косой.

Не зря ул Мордовцева называлась раньше "Косым переулком". Северный фасад здания - косой, Фото с места события собственное

Не зря ул Мордовцева называлась раньше "Косым переулком". Северный фасад здания - косой, Фото с места события собственное. Фото: Автор фото: Дмитрий Анча

И вот он "давит" своей дурной мощью всю окружающую историческую среду. А ведь первоначально на его месте предполагалось устроить площадку для отдыха горожан, с зелеными насаждениями. Или надстройка над домом Лангелитье (Светланская, 29); стекла в изобилии, очень стильно. Только кого этот стиль радует. Заказчика, ну, может, проектировщика. Хотя, если автор этого "шедевра" искренне полагает, что украсил город, то следует поднять вопрос о его "профпригодности"!

Что касается "аутентичности", я считаю, необходимо восстановить исторический облик зданий-памятников, вернуть утраченные элементы. В свое время простоты и экономии ради поубирали с некоторых зданий шатровые кровли. Например, на Светланской, 50 (президиум ДВО РАН), Светланская, 23 ("Зеленые кирпичики"). Если их восстановить – это будет правильно и в историческом, и в эстетическом плане.

- Не бывает перегибов в погоне за "аутентичностью", как думаете?

- Насколько я могу судить, погони-то никакой нет. Собственники зданий редко хотят сделать "как было". Сейчас много говорят об авторском праве.

Возвращение зданию первоначального облика – своеобразное соблюдение авторских прав того архитектора, который его создал. Нравится ли кому-то его творческий замысел или нет.

В начале 1990-х годов, насколько возможно точно, была восстановлена мансардная кровля над Светланской, 11 ("Отель Централь"), я слышал разные мнения по поводу ее архитектурных достоинств и "фантазии" ее создателя архитектора Гольденштедта, но, безусловно, она более "к лицу" зданию, чем убогая "экономная" крыша советских времен, и уж точно мансарда Гольденштедта – настоящее искусство, по сравнению с мансардами последних лет, напоминающими по форме крышку гроба. Во Владивостоке этими "гробами" накрылись многие здания памятники.

Что касается "перегибов", то курьезные моменты случаются, когда собственники, или арендаторы, исторических зданий хотят, по их разумению, сделать свои дома еще лучше и интереснее. Один мифический герб Лангелитье на доме Суворова чего стоит. Или вот, например, на фасаде здания Светланская, 59 ("Доходный дом братьев Петерец") несколько лет назад ни с того, ни с сего возникла дата постройки: "1903". Хотя строительство было в целом завершено к концу 1909 года, а официально построенным оно считалось с начала 1910 года.

- А на основании чего вы точно устанавливаете возраст дома?

- На основании архивных данных, первейшие из которых – налоговые документы: оценочные списки недвижимых имуществ. Если и не удается точно вычислить год постройки, то, по крайней мере, можно установить четырехлетний период, в который здание "появилось на свет". Эти же документы позволяют установить владельцев зданий. Кроме того я пытаюсь, насколько это возможно, узнать фамилию архитектора – автора проекта и строителя-подрядчика, проследить судьбу здания в советское время. Соответственно, работа, начатая в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, продолжается в Государственном архиве Приморского края. Там же ищу сведения о советских постройках и их авторах.

- Насколько сегодня эта информация востребована? 

- Я сотрудничаю с архитекторами, выполняющими проекты реставрации зданий-памятников, сейчас наша организация "Культурное наследие" готовит проекты зон охраны исторического центра и монументальных памятников Владивостока. Понятно, что работа, связанная с памятниками, должна содержать историческую часть. Так что исторические справки - составная часть проектной документации. Случается, что заказчики проектов реставрации, собственники зданий-памятников, воспринимают исторические сведения, как ненужную "нагрузку", без которой можно легко обойтись. Когда начали делать проект реставрации малого ГУМа – собственников не слишком интересовало,  что и как там было раньше. И только когда в процессе ремонта начал "выпадать" фасад, они обнаружили, что 30-40 лет назад там был пожар, ослабивший конструкции. Если бы, к примеру, я стал изучать историю здания, то, наверняка, нашел сведения об этом пожаре, акты и выводы комиссии о его последствиях. И строители были бы готовы к "сюрпризу" из прошлого. То есть исторические изыскания бывают очень полезны в сугубо прикладном плане. Так же как было полезно руководству Театру молодежи почитать дефектовочные ведомости 1953 года, в которых указаны все недостатки и недоработки, допущенные при строительстве ТЮЗа. Я думаю, в случае проведения серьезной реставрации Театра молодежи, эти документы 1953 года принесут пользу и проектировщикам, и строителям.

20833
43
37