Он готовился стать сварщиком, но судьба распорядилась иначе. В душе талантливого фотографа и любопытного блогера Александра Хитрова огромное количество эмоций, а в архиве – тысячи фотоснимков. В эфире PrimaMediaLive Александр Хитров рассказал о нелегком, но интересном пути от должности видеооператора на краевом телевидении до сотрудничества с крупнейшими информагентствами мира, а также о том, что же все-таки лучше - "Nikon" или "Canon".
- Саша, как так получилось, что человек, получивший специальность "Технология сварочного производства", переквалифицировался в журналиста? Ведь ты сначала работал в ГТРК "Владивосток", а затем уже стал фотографом.
- Мой хороший друг Максим Каленник, будучи оператором ГТРК "Владивосток", предложил мне поработать у них. Мне стало интересно. Когда я был маленьким, наша детсадовская группа принимала участие в детской передаче, съемки которой проходили в телецентре. Там было все, как в сказке. И тут я попал в явь, а лучше бы оставался в сказке…
Снимать я не умел. И Максим меня месяца три обучал операторскому делу. И постепенно я стал вливаться в коллектив и получать разряды оператора. За четыре года я дослужился до предпоследнего разряда, не знаю, как я ее получил. А затем я купил фотоаппарат просто для себя. И тут Остапа понесло. У меня есть хороший друг-фотограф, который сказал, что с помощью фотоаппарата можно и деньги зарабатывать, и научил меня снимать свадьбы. Потом мне свадьбы немного поднадоели, и я захотел чего-то нового. Так я стал смотреть анонсы каких-либо событий в городе и просто для себя делать репортажные снимки. Другая моя знакомая работала на "Фарпосте" и дала мне контакты "Vl.ru", где я и проработал внештатным фотографом больше четырех лет.
- Как работалось новостным фотографом? Ведь во Владивостоке не так много новостных фотографов, которые могут удачно в необычном ракурсе запечатлеть нужный момент. Как может человек перестроиться и найти эти точки и взгляды на мир через объектив?
- Ну, сначала я не знал, как выстроить правильный кадр, и снимал, что вижу. На фото нужно поймать тот самый момент с помощью одного кадра. Я снимал очень много. И потом пошло на автомате. Если говорить об образовании, то человек может уметь рисовать, не оканчивая при этом институт или художественную школу. Я устроился на все работы без диплома. Я его не показывал, забывал принести и говорил, что принесу завтра. Тем более, у меня дубликат о неполном образовании.
- Ты занимаешься фотографией и, к тому же, ведешь свой блог, куда периодически выкладываешь снимки. Понятно, что редакция дает задание. А как ты ищешь поводы по собственному наитию?
- В блоге я затрагиваю социальные темы. Есть у меня проект "Новый-старый Владивосток", где я пишу об истории города. Например, за ГУМом есть три здания 19-го века. Их все видят, но мало кто знает, что это за дома, с виду просто три барака. Я старался за счет блога как-то помочь жителям, чтобы власть откликнулась. Я активно штурмовал департамент, а конкретно Анну Алеко. Они там меня возненавидели. Также старался в блоге писать о проблемах ЖКХ. Например, управляющая компания Снеговой пади абсолютно бездействует. Сами люди, ноют о грязи, сами же и мусорят. Я и про них писал тоже. Можно закрыть глаза на все, но кто же тогда будет читать сайт только хороших новостей? Всем же подавай только грязь и трэш.
- Планируешь вновь вернуться к свадебной фотографии?
- Нет. Давно в этой сфере не кручусь. Да и свадебных фотографов сейчас и так хватает. Вон на "Фарпосте" объявлений 200 лежит. Фотокамера стала доступна. В принципе, одну-две свадьбы в год я бы снимал. Для себя.
- А чем тебе это нравится?
- Мне как фотографу больше всего нравится, как невесту подготавливают к свадебному дню. Мне нравится тот момент, когда из человека делают некий штамп. ЗАГС – это, по сути, конвейер. И вот обязательно на каждой свадьбе хотя бы один гость кричит: "Наша невеста самая лучшая!" у меня даже была мысль снять короткометражку по этому поводу: вот невесту красят, затем говорят о том, что она лучшая, а потом следующий кадр, где их сотни. Это забавно. А еще интересно было снимать приготовления жениха. Если на невесту уходит от полутора до двух часов, то жених просто причесался и пошел. Это в буквальном смысле так.
- Какие моменты новостной журналистики тебе запомнились больше остальных на том же "Vl.ru"? Новости – это ведь миллион самых разных событий.
- Мне больше нравится снимать трэш. Больше запомнился концерт "U-2", где мне так зарядили в ухо, что вылетел пирсинг.
- Зарядили охранники?
- Фанаты. Им не понравилось, что я хотел подойти ближе к сцене.
- Недавно ты побывал в Крыму и Донецке. С какой целью ты туда отправлялся? И что тебе было интересно увидеть как фотографу?
- Я давно в редакции клянчил поездку. Правда, хотел не в Крым, а на Майдан. Меня привлекала съемка митингов, массовых беспорядков, где можно получить выплеск адреналина. Присутствие некой опасности. И вот мы полетели в Крым на референдум. Пресса писала одно, а мы увидели другое. Мы ожидали видеть, как разбивают камеры и избивают журналистов. Приехали, а там все спокойно. А тут мы из Владивостока. При одном названии города перед нами открывались все двери, даже без аккредитации. В конце года я полетел в Москву. У меня была мечта встретить Новый год на Красной площади. Три недели посидел в Москве, и стало скучно. Я купил билеты в Донецк и поехал.
- Что ожидал увидеть?
- Что ожидал, то и увидел. Я не думал, что все настолько серьезно. Знаю наши СМИ, которые любят приврать, и видел, как они это делают непосредственно в Донецке. Хлебнул адреналина по полной. Совершенно не планировал попасть под обстрел. Мне надо было сделать опрос среди населения, и я поехал в район Путиловского моста. И тут начался обстрел. Со всех сторон летели снаряды, стекла, все взрывалось. Я упал на снег, разбил объектив. В голове были только две мысли: либо уходить, либо продолжить снимать. Я все-таки остался. Мне было очень страшно, но люди вокруг просто ходили по улицам. Уже привыкли. Для меня это было дико. Они думали: попадет, значит, судьба. Потом это и ко мне приелось. Главное, чтобы не было больно.
- Ты упомянул, что СМИ привирали. Расскажи подробнее об этом.
- Был один телеканал в районе Путиловского моста. В тот день было все спокойно. И тут на бешеной скорости подъезжает машина, из которой выбегает корреспондент в бронежилете и каске, бежит ко мне с матами, мол, уйди, пожалуйста, из кадра. Из машины выходит оператор, и корреспондент бежит на камеру, что-то орет в микрофон. Садятся в машину и уезжают. Я сначала подумал, что они чего-то ждут, например, колонну техники, и уже сам подготовился снимать. А они просто прибежали-убежали. Ладно. Вечером сижу в баре и смотрю этот репортаж: вот бежит корреспондент, а на фоне дикие взрывы и выстрелы, и слова, мол, я нахожусь под обстрелом. Вот. Выстрелы были далеко, в районе аэропорта, но не там, где мы находились. Меня это расстроило, ведь телеканал был российским.
- Какое у тебя отношение к работе СМИ? На что можно закрыть глаза за денежку? Ведь не все верят в существование независимых СМИ.
- Независимых СМИ не существует, все от кого-то зависят. В свете выхода дурацких законов никому не хочется терять свое СМИ. Я читаю много сайтов, но никому не верю и предпочитаю все видеть своими глазами. Я и поехал-то на Донбасс, чтобы увидеть правду. Но и там я ее не увидел. И никто этой правды не узнает. А если говорить о продажных СМИ, то они просто выживают за счет рекламы. Это их работа.
- Ты рассказывал студентам ВГУЭС о работе фотографа. Мне понравился вопрос, который тебе задали: если увидишь на улице происшествие, начнешь снимать или бросишься помогать?
- Я не знаю, что буду делать в тот момент, но ранее я всегда снимал. Журналист должен снять, а потом по возможности помочь человеку. У каждого своя работа. Да, это цинично, но это так.
- Ты работаешь с "Associated Press", фотоагентством КХЛ, "DemoTix.com", РИА "Россия Сегодня". Как получилось сотрудничать с такими крутыми агентствами? Они сами на тебя выходили?
- Через знакомых. "Associated Press" на меня сами выходили, чтобы я снял инаугурацию губернатора Владимира Миклушевского. Иногда они покупают мои снимки. Им нужны карточки мирового значения, а мы тут слишком мелко плаваем, как головастики в море. В основном такие агентства сами ищут людей.
- Есть мысли о переезде в Москву, чтобы освещать более глобальные события?
- Да. Я хотел поехать в Москву, чтобы найти что-то большее. Но потом мне предложили проект уже в Приморском крае, и спустя полтора месяца я вернулся обратно. Теперь считаю тигров. Вот и в "PrimaMedia" нашлась работа для меня – буду снимать производство и сельскую жизнь.
- А подробнее про тигров?
- Я сотрудничаю с центром "Амурский тигр" уже второй год. Первая поездка была в Сихотэ-Алинь, где студенты строили экологическую тропу. Это была госпрограмма для привлечения туристов и популяризации экотуризма в Приморье. С тех пор я выезжаю туда и снимаю, как ведется наблюдение за тигром.
- Тигра вживую видел?
- В дикой природе нет. Только следы.
- Про авторское право. Каково фотографам видеть свои работы на разных ресурсах, в том числе в соцсетях с чужими логотипами?
- Если фотография попадает в какой-то паблик, а у меня в тот день нет настроения, я пишу им указывать авторство. Но в основном мне все равно. Если мои фото используются в коммерческих целях, то дело решает суд. Если фото попадает к моим коллегам в СМИ, то прошу убрать, так как по договору это фото принадлежит другой редакции.
- Вообще фотографы могут зарабатывать на стоковых фотографиях во Владивостоке? И есть ли удачные примеры?
- Насчет стоковых не знаю. Но заработать можно, если постоянно обновлять свой контент. Я каждый день обновляю. Надо постоянно быть в тренде. Сейчас вот в основном фото таблеток покупают, наверное, из-за гриппа. А так на стоковой фотографии, думаю, особо много не заработаешь, тем более, если речь идет о новостных стоковых снимках.
- Затраты на технику, тем более, с нынешними ценами велики? Сколько стоит твой комплект фотоаппаратуры?
- От 700 тысяч рублей до 1 млн рублей. Хотя раньше это стоило дешевле. С нынешним курсом купить фотоаппарат уже стало проблематично. Если что случится, придется снимать на мыльницы.
- Извечный вопрос: что лучше - "Nikon" или "Canon"?
- "Кеникан". Все равно, на что снимать. Хотя утверждение о том, что снимает не фотоаппарат, а человек, тоже неверное. От фотоаппарата много чего зависит. Но если кто-то скажет, что снимет на спичечный коробок, я ему его дам, пусть снимет. Пусть кто-нибудь попробует, например, хоккей на старенькую мыльницу с непонятным объективом снять. Ни одно агентство такой снимок не возьмет. Камера имеет все-таки вес. А вот фирма не имеет значения. Я снимал на "Nikon", а теперь работаю с "Canon". На него начал снимать только потому, что мне нужен был полтинник для съемки свадеб. Был бы "Nikon", я бы остался с ним.
- В прошлом году открылась выставка "Неформат". Что это за работы и продолжатся ли подобные выставки в будущем?
- Это была выставка просто так. Я в нее не вкладывал какого-то смысла. Саша Городний, директор "Артэтажа", мне в течение лет двух предлагал. Я не хотел выставлять репортажи. В итоге решил сделать треугольники, и люди начали искать в них какой-то смысл, которого я в принципе не видел. В дальнейшем если буду делать выставки, то только о жизни в крае.
- Без треугольников?
- Прямоугольные. И не круглые, да.
- Каким ты себя видишь с точки зрения профессионального роста лет через "дцать"?
- Лет через "дцать" я вижу каждого корреспондента сидящим в редакции за компьютером и управляющим роботом, который все снимает за него. Или просто я буду снимать сам. На самом деле, я даже боюсь представить, что будет в будущем. Сейчас есть беспилотники, квадрокоптеры с камерами. Из окна редакции запустил, он снял митинг и прилетел обратно. Кадр скинул и все.
- А как же человек?
- Не без этого. Но сейчас в СМИ преобладает оперативность. Раньше газеты издавались раз в неделю. Сейчас главное – обогнать конкурентов. И в свете этой оперативности качество фотографии уже начало отходить на второй план. Поэтому в будущем, думаю, все будут просто снимать на телефоны. Вот сейчас уже такое практикуют. На митинге в поддержку Навального в Москве "Lifenews" снимали на телефон с подключенным микрофоном.
- Не боишься, что это повсеместное проникновение технологий погубит профессию фотографа?
- Хороший фотограф не пропадет. Но если разрыв шаблона все-таки произойдет и останется только мобильная фотожурналистика… я ведь сварщик.
- Надеемся, такого не произойдет. Ты нам нужен как хороший фотожурналист и блогер. Блог развиваешь?
- Стараюсь.
- Ты сам себя блогером ощущаешь?
- На самом деле, я не знаю, кто такой блогер. Кто-то говорит, что если блогер, то обязательно должен постоянно писать что-то новое. Но если у тебя есть фотоаппарат, то ты еще не фотограф. Если у меня в гараже стоит мотоцикл, то я не байкер. Я не блогер, я - человек, который ведет блог.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Александр Хитров: Чтобы не уйти на больничный, во Владивостоке надо не ходить на работу
Даже "гаражепись" во Владивостоке может быть духовной скрепой - Александр Хитров
Александр Хитров: Чтобы опоздать на работу, я прошел 10 км метельного Владивостока