Рынок шоу-румов с украшениями и сувенирной продукцией от местных мастеров не может активно развиваться во Владивостоке из-за высоких арендных ставок. Зачастую молодые предприниматели в таких условиях не могут себе позволить снять небольшое помещение в центре города, а на "окраине" такой бизнес вряд ли будет окупаться. О специфике и трудностях развития шоу-румов в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с основателем и руководителем студии "2K-took" и магазина "Лавка-Булавка" Екатериной Шитневой, а также с основателем и руководителем шоу-рума "Сундук" Натальей Шишловой.
- Сегодня мы говорим о достаточно новом бизнесе для Приморского края – шоу-румах. Расскажите о себе.
Наталья Шишлова: Мой шоу-рум называется "Сундук", где продаются интересные вещи для красоты и для души. Наши продавцы – аниматоры, которые всегда могут развлечь гостей, обсудить с вами ваше настроение, вашу учебу и как прошел день – одним словом, создают позитивный настрой, за которым и приходят наши гости.
Екатерина Шитнева: В моем бизнесе два направления. В "Лавке-Булавке" я продаю фурнитуру для творчества: крючки для сережек, бусины, подвески, шнурки, всякие штуки для скрапбукинга. Человек с фантазией может применять их где угодно. Хотя мы находимся рядом с Китаем, но во Владивостоке почему-то очень мало товаров такого рода. А второе направление моего бизнеса - ателье "2K-took", где я шью одежду и работаю дизайнером. Изначально была идея шить на продажу, то есть все, что душа пожелает. Но со временем появилось слишком много заказов, и я все больше времени стала тратить на них.
- Как давно занимаетесь бизнесом и как пришли в него?
Шишлова: "Сундуку" уже 5 лет. Был один всероссийский проект "Citycelebrity", где я была руководителем. За три месяца его работы я познакомилась с огромным количеством рукодельниц, модельеров и других творческих личностей. Многому и сама научилась. Но я больше умею управлять, чем мастерить. Если ты не умеешь делать сам – научи, не умеешь учить – делай сам. Так вот мне проще научить. И после окончания проекта многие задавали вопросы: "А что же дальше?". Во Владивостоке мало мест для реализации творческих талантов.
Изначально мы хотели снять гигантское помещение, но потом я поняла, что это нереально. Я решила открыть небольшую лавку на 18 кв. метрах, куда любой сможет сдать свою вещь на реализацию.
То есть было комиссионерство и плюс один баул из Китая на сумму 50 тысяч рублей.
Шитнева: Я всю жизнь занимаюсь рукоделием. Получила образование дизайнера одежды. Два с лишним года работала по найму дизайнером портьер. Зарплата была хорошей, но желание открыть свое дело все же не покидало меня. Через какое-то время я ушла и создала сайт. Потом решила открыть магазин, который так же, как и "Сундук", находится на Арбате. Бывает даже, что люди покупают фурнитуру у нас, а впоследствии приносят уже готовое изделие на продажу Наташе в "Сундук". "Лавка-Булавка" открыта полтора года, а ателье "2K-took" - 4 года. За все это время я познакомилась с огромным количеством творческих людей. Я даже не знала, что в городе так много тех, кто так любит творчество. Причем, большинство – молодежь. Они творчеством зарабатывают, например, продают одноклассникам, у них в школе проходят ярмарки.
- Сколько человек занято у вас?
Шишлова: У меня работают два продавца. Еще был магазин в Артеме, который я закрыла, так как там совершенно другая целевая аудитория и очень сложно работать. Я работала практически одна. Есть у нас сейчас фрилансеры, например, приходящий бухгалтер. Мы планируем расширяться.
Шитнева: Я все делаю сама. Да, это плохо.
- Ты успеваешь и шить, и продавать, и считать бухгалтерию?
Шитнева: Ну, вот так. Так как бизнес у меня не до конца сформировался, я все время разрываюсь. Знаю, что надо разделить эти два проекта, и к этому иду.
- Как привлекаете клиентов?
Шишлова: Свой клиент нарабатывается со временем, поэтому очень важно расположение точки и наружная реклама. 80% людей заходят по вывеске. Также мы есть социальных сетях: "В контакте" и в "Instagram". Также у нас есть свой сайт.
Шитнева: По "Лавке-Булавке" есть страница "В контакте".
Ко мне часто подходят на ярмарках и говорят, что уже давно хотят попасть. У меня есть одна девочка, которая несколько раз в неделю приводит новых людей. Сарафанное радио хорошо работает. Клиентов много.
- Какие забавные истории происходят в ваших магазинах?
Шишлова: На Арбате много городских сумасшедших, которые частенько заглядывают к нам. Особенно весной и осенью всегда начинается что-то интересненькое. Однажды я стою за стойкой, заходит парень и говорит: "Можно я у вас разденусь?" - "Ну, раздевайся". Снимает одежду, достает коврик для загара и обматывается им. Я спрашиваю: "Ну, и куда пойдешь?" - "Гулять" - "Ну раз пойдешь гулять, на, мои листовки пойди, раздай".
Шитнева: Часто заходят и предлагают книги, рыбу, икру и так далее. Вот однажды заходит парень, предлагает книги. Я отказываюсь, он спрашивает: "А что вы тут делаете? "Да вот шью" - " А я рисую. Вам картину нарисовать?" - "Спасибо, я сама рисую". Постоял, подумал и говорит: "Ну, телефончик-то хоть запишите".
- Как кризис сказывается на вашем бизнесе?
Шишлова: Кризис-шмизис.
- Понятно. То есть продажи растут?
Шишлова: Это ведь крупные компании страдают. У нас вот есть авторы со всего мира. Например, мы – единственные в России, кто продает блокноты из Китая. Я очень сильно горжусь этим. Это очень крутые штуки. Мы недавно были в уезде Шангри-Ла, где нашли бабулю, которая делает серьги из фарфора. Она по-всякому этот фарфор мне кидала, мол, смотри, он не бьется. Мне нравится собирать истории этих людей в одном месте, чтобы приходили гости и слушали их, поднимая себе настроение.
Цены у нас немножко поднялись, но я не теряю оптимизма, что все наладится, и люди со временем привыкнут.
Ну, и куда же они денутся, если не купят сережки. Сережки нужны всем.
Шитнева: Кризис ощущаю лишь в продуктовом магазине. В марте вот людей было поменьше, сейчас больше приходит. Я по-честному старалась не повышать цены, ведь материалы покупала еще по старой цене. Но так как и мне надо кушать, а продукты подорожали, то и я немножко подняла. А вот соседский офис закрылся.
Вы считаете себя предпринимателями, и по принципам следуете в своем деле?
Шитнева: Бизнесменом я себя считаю с натяжкой. У меня ведь по большей части творчество. Сейчас уже понимаю, что какие-то моменты надо решать с предпринимательской точки. Я стала читать книжки про бухгалтерию, но у меня, слава Богу, сестра и тетя бухгалтеры. Я им звоню: "Лена! Я ничего не понимаю! У меня сейчас голова взорвется!". Какие-то ошибки совершаешь, без этого никуда.
- Ваши принципы в бизнесе.
Шишлова: Ответственность. Это касается людей, с которыми мы работаем, и тех, кто к нам приходит. Честность. Меня спрашивают: "Это Китай?" Я отвечаю: "Да". За пять лет у нас было семь продавцов, которые до сих пор приносят свои вещи на продажу. "Сундук" стал известным даже за рубежом. Недавно турист из Франции зашел, мол, слышал, что тут магазин есть. Я говорю: "Да ладно, вы во Франции слышали?" - "Ну, мне друзья рассказали". 30% наших товаров - из Китая, остальные 70% – вещи про Владивосток.
- Один из основных моментов вашего бизнеса – люди, которые продают вам изделия.
Шитнева: Пока я все делаю сама. Хотя расширение в планах есть.
Шишлова: Для меня важны владивостокские авторы. За 5 лет я научилась некоторым вещам, например, отказывать людям. Очень важный момент – место. Если человек приносит крупногабаритную вещь, то я не могу ее принять на моих 15 метрах магазина. У меня однажды три года провисела картина с котом. Каждый раз меня спрашивали гости: "А что этот кот употребляет?" И вот ко мне пришли два парня: "Берем! У нас друг в Таиланде женится, вот 100% этот кот не понравится его жене". И вот они купили за 5 тысяч рублей этого "упоротого" кота.
Сейчас мы картины вообще не принимаем. Также смотрим на качество вещи и возможность ее продать. Я могу зайти на какой-нибудь рынок в Бангкоке и увидеть парочку вещей, которые, уверена, продам. Это мое чутье.
- Как оценить творчество?
Шитнева: Если ты думаешь, что эта вещь стоит безумно дорого, оставляй ее себе. Есть оригинальные авторские вещи, чья цена на порядок выше. На каждую вещь есть свой покупатель. Первые сережки, которые я сделала, провисели года четыре. В итоге пришла моя подружка, увидела их и сказала: "Беру!" Еще нужно уметь убеждать.
- А как оценивать труд?
Шитнева: По затраченному времени.
Шишлова: Все очень индивидуально. Это ведь просто рассчитать вещь, привезенную и Китая. Авторские вещи – это совсем другое. Ко мне однажды пришли продавать ободки в цветах. Запросили 600 рублей за штуку. Я взяла и за три ночи наплела кучу таких ободков, ну и стала их продавать за 600 рублей. Я делаю магниты про Владивосток. Сижу к камушкам приклеиваю магнитики.
- Любой бизнес предполагает развитие и масштабирование. Есть желание открыть вторую лавку?
Шитнева: Есть планы по расширению ассортимента. Сейчас у меня как бы офис продаж. Хочется, чтобы все было красиво выставлено и удобно для покупки.
Шишлова: Я недавно была в Амстердаме. Там был невероятный магазин про фей и эльфов. Я впервые за свою жизнь плакала в магазине. Играет музыка, тут же лестница ведет в дупло, где стоят книги про фей, а второй этаж у них про Корею и Японию. Безумно дорого, но просто невозможно остановиться. Этот магазин – семейный бизнес хозяев. Для меня это идеальная модель моего мира.
Я хотела бы передать что-то моим детям, а те – своим. Не знаю, насколько это возможно в условиях нашей страны. Но, конечно, я планирую расширение.
- Как будет развиваться ваш бизнес во Владивостоке по прогнозу на ближайшие 5 лет?
Шитнева: Мы набираем обороты. У нас сейчас новый проект "Мастера Владивостока". Мы постоянно встречаемся, обсуждаем что-то. Всем интересно не просто дома сидеть и шить, но еще и встречаться. А также получать прибыль. Творчество внедряется в нашу жизнь. Контакт с горожанами есть.
Шишлова: Думаю, таких шоу-румов, как у нас с Катей, будет становиться больше. Мы ведь живем близко с Азией, где неотъемлемой частью быта являются маленькие магазинчики с кучей всякой ерунды.
Такой бизнес во Владивостоке будет развиваться только в том случае, если у молодых предпринимателей будет возможность иметь маленькие помещения в центре города с небольшой арендной платой, а не так, как сейчас происходит.
5 лет назад я ловила покупателей и предлагала чашечку чая. Тогда все были в шоке. Сегодня же принцип шоу-рума-квартирника уже перестал быть чем-то необычным. Люди к этому привыкли. Хотя многие шоу-румы закрылись. Были же магазины "Suwikisu" и "Карманный заяц", которые, к сожалению, закрылись. Тут, наверное, надо выстроить политику. Что конкретно ты хочешь донести до людей, которые приходят к тебе в гости.
- Много ли времени вы тратите на свой бизнес?
Шитнева: Я этим живу. Но! Я люблю поспать. Поэтому не могу себе позволить приходить к 10.00. В лучшем случае я открываю магазин в 12.00. Правда, сижу до последнего. Я знаю, что большинство людей приходит после работы. К тому же, я не могу прийти домой и просто сидеть перед телевизором. Я что-нибудь делаю. Беру заказы домой, крою, шью, могу сидеть до двух часов ночи. Словом, шитье - моя жизнь.
Шишлова: Мой бизнес – 24 на 7. У меня всегда с собой телефон, компьютер, у нас там камеры стоят. Я смотрю в них и спрашиваю тут же по телефону: "Что едите там?"
- Наш традиционный блиц. Опишите в трех словах ваше понимание предпринимательства.
Шитнева: Ответственность. Способность принять решение. Готовность.
Шишлова: Быстрая ориентация под ситуацию. Честность. Креативность.
- Быть предпринимателем сложно?
Шитнева: Да.
Шишлова: Это здорово. Это правда.
- Если бы решение становиться предпринимателем вы принимали сейчас, то что бы решили?
Шитнева: Конечно, я бы так долго не тянула, а сразу бы решилась.
Шишлова: Также, как и сейчас.
- Сформулируйте лозунг-напутствие начинающему предпринимателю.
Шитнева: Не бояться ошибиться. Все успешные люди ошибались и не раз, просто из этого делали выводы и двигались дальше.
Шишлова: Иногда нужно… для храбрости. Снимать же надо стресс!
Напомним, "Бизнес 2.0" - еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы - исполнительный директор ПКО ООО МСП "Опора России", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Станислав Клиников: Молодым предпринимателям Приморья нужно научиться использовать связи
История успеха в Приморье: любовь к пицце, 3 млн инвестиций и желание развивать франшизу
Бизнесменам Приморья нельзя зацикливаться на одном Владивостоке – миллионер из Финляндии