Финансирование государственной программы РФ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014 — 2025 годы" в очередной раз собираются существенно урезать — почти на половину в 2017 году и чуть меньше — в последующих. Эксперты, опрошенные РИА PrimaMedia, отмечают, что постоянное сокращение финансирования госпрограммы обусловлено не только общим секвестированием федерального бюджета, но и несовершенством документа, его малоэффективным исполнением год от года и по-прежнему отсутствующими чёткими целевыми показателями, разработать которые Минвостокразвития призывают уже несколько лет подряд.
Порезали по живому
Об очередном существенном сокращении финансирования госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона стало известно по итогам состоявшегося 3 ноября заседания Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Члены комитета рассмотрели проект федерального бюджета на 2017 — 2019 годы, в котором расходы на развитие Дальнего Востока предстали сильно урезанными.
"Бюджетные ассигнования на обеспечение Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2016 году, согласно проекту федерального бюджета на 2017 — 2019 годы, предусмотрены в объеме 17,8 млрд рублей, в 2018 — 20,1 и в 2019 году – 20,5 млрд рублей. В 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года уменьшены на 19403,8 млн. рублей (на 47,9 %), в 2018 году к уровню 2017 года увеличены на 3 053,4 млн. рублей, в 2019 году относительно уровня 2018 года уменьшены на 378,9 млн. рублей", — говорится в заключении комитета на проект федерального закона о бюджете на 2017-2019 годы.
Председатель комитета Николай Харитонов выразил озабоченность в связи с тем, что в главном финансовом документе страны резко сокращены расходы на реализацию данной программы: практически на 50% по сравнению с 2016 годом.
При этом в комитете отметили, что в действующей редакции паспорта госпрограммы о социально-экономическом развитии Дальнего Востока, рассчитанной до 2025 года, заложен объем бюджетных ассигнований в размере 46 млрд рублей ежегодно.
— Сокращение беспрецедентное и очень болезненное для развития региона. На заседании комитета (по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока — прим. ред.) присутствовал замминистра финансов, и когда ему был задан вопрос, почему такое происходит, он сказал, что были большие надежды на работу этой программы, что было заложено достаточно большое количество средств, но, как оказалось, это были напрасные надежды. По сути дела, программа оказалась невостребованной, — рассказал корр. РИА PrimaMedia член комитета, депутат Государственной думы от КПРФ Алексей Корниенко.
Депутат Госдумы РФ Алексей Корниенко. Фото: РИА PrimaMedia
По его словам, госпрограмма выполняется всего на 16% от запланированного.
— Возникает вопрос к министерству по развитию Дальнего Востока: чем вы, простите, вообще там занимаетесь? Говорите об огромных и красивых прожектах, которые, по сути дела, в реальности воплощаются в нулевые проекты. Почему еще идет сокращение? Это, прежде всего, и вина самого министерства. Видимо оно себя так поставило, что его никто не слушает, к нему никто не прислушивается. Почему, когда возник вопрос о сокращении финансирования Северного Кавказа, руководители республик выразили свое негодование и было моментально принято решение добавить положенные средства да еще и с плюсом. Почему на Дальнем Востоке так происходит? Это вопрос к нашему министерству. Удивительно, что нас, депутатов Госдумы, избранных от Дальнего Востока, еще ни разу не собрал министр Галушка, чтобы обсудить с нами координацию отстаивания интересов Дальнего Востока, особенно сейчас, перед рассмотрением трехлетнего бюджета. Совершенно нет никакой координации работы. Получается, что депутаты работают отдельно, министерство — отдельно, губернаторы — отдельно. И это вина Минвостока, что никакого взаимодействия нет, — говорит Алексей Корниенко.
Сокращение без конца
С момента утверждения Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2013 году ее финансирование неоднократно пересматривалось и всегда — в отрицательную сторону.
Первое существенное сокращение финансирования произошло в 2015 году, когда с 346 млрд рублей до 2020 года финансирование госпрограммы прописали в размере 277,7 млрд рублей и уже до 2025 года, пересмотрев и размер ассигнований по годам.
В 2015 году на выполнение мероприятий госпрограммы направили 25,5 млрд рублей вместо законодательно утвержденных ранее 45,4 млрд рублей. В начале текущего года финансирование мероприятий госпрограммы на 2016 год снова сократили и сразу на 40% — с 77,4 млрд рублей до 46,6 млрд рублей.
Но и этот, уже существенно урезанный объем средств, ответственному оператору госпрограммы — Минвостокразвития — в 2016 году удержать вряд ли удастся: Минфин предлагает сократить объем бюджетных ассигнований на финансирование программы в этом году на еще 9,3 млрд рублей — до 37,2 млрд.
Такие цифры зафиксированы в проекте федерального закона № 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", который также готовятся рассмотреть в Госдуме вместе с трехлетним бюджетом.
Более того, как уже сказано выше, финансовое министерство выступает за дальнейшее сокращение расходов по ФЦП и на следующий трехлетний бюджетный период.
— Развитие Дальнего Востока и Забайкалья никогда хорошо не финансировалось, — говорит доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы Виктор Белкин. -Идея наполнять эту программу за счет государственного бюджета культивировалась во времена полпредства Ишаева, но после его ухода с этой должности новая команда решила развивать регион на принципах государственно-частного партнерства, то есть путем взаимодействия государства и инвесторов. Государство дало понять, что не будет оплачивать развитие региона из федерального бюджета, а лучше создаст в нем благоприятные условия для инвестирования. Была правильная попытка создать на Дальнем Востоке такие преференции для бизнеса, каких нет в других регионах страны. Что-то получилось, а что-то нет. Административные барьеры, к сожалению, никуда не делись. Сейчас всех успокаивает то, что такая программа хотя бы есть, а как она выполняется — дело второе. А выполняется она неполно, не комплексно и безсистемно, при огромном дефиците финансирования.
Доктор экономических наук Виктор Белкин. Фото: РИА PrimaMedia
В первоначальной версии проекта бюджета на 2017-2019 годы, который подготовил Минфин в августе текущего года, были планы уменьшить финансирование программы по развитию Дальнего Востока до 17,1 млрд рублей в 2017 году, 12,3 млрд в 2018 году и до 1,6 млрд рублей в 2019 году.
Такого значительного урезания бюджета госпрограммы помогло избежать только личное вмешательство президента и премьер-министра.
"Этот вопрос рассматривался 10 августа на совещании у президента России Владимира Путина. Глава государства обратил внимание на неприемлемость такого финансирования программы развития Дальнего Востока и 23 августа дал правительству России прямое поручение выработать решения, которое позволят продолжить полноценную реализацию дальневосточной госпрограммы. В рамках исполнения этого поручения в правительстве состоялся ряд совещаний и обсуждений. Финальные решения были приняты лично главой правительства РФ Дмитрием Медведевым. Это следующие решения: во-первых, на финансирование новых механизмов развития Дальнего Востока из федерального бюджета выделяется 17 млрд рублей в следующем году и более 20 млрд рублей ежегодно в 2018 и 2019 годах", — рассказывал министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в интервью агентству ТАСС в конце октября 2016 года.
Тем не менее, сокращение и так значительно урезанных расходов почти вдвое — очередной неприятный сигнал. Чем же так не угодило Минфину восточное ведомство и почему финансирование развития региона, обозначенного национальным приоритетом на весь XXI век, постоянно сокращается?
Меньше эффективности — меньше денег
Первое, что идет на ум — общее секвестирование бюджета, связанное с тяжелой ситуацией в экономике, в рамках которого бюджетные расходы уменьшаются по всем направлениям, в том числе, по всем госпрограммам. Однако сокращение финансирования дальневосточной госпрограммы почти на половину вряд ли вписывается в принятое общее правило сокращения не более чем на 20%, применяемое Минфином ко всем статьям расходов.
Это одна из причин, но дело не только в нехватке денег у государства, считает руководитель института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин.
— То, что в условиях отсутствия денег, серьезнейшего дефицита бюджета, правительство вынуждено урезать расходы по всем статьям, в том числе, и на развитие Дальнего Востока, понятно и ожидаемо. Но есть и субъективная причина сокращения расходов. Дальнему Востоку в последние годы давали очень много денег, к саммиту была создана мощнейшая инфраструктура. Логика правительства понятна: мы вам и так столько всего сделали, столько денег дали, а теперь покажите-ка вы, как вы умеете работать. Проблема в том, что работать не умеют, проблемы менеджмента, в том числе, по исполнению госпрограммы, налицо,
— говорит Александр Латкин.
Доктор экономических наук Александр Латкин. Фото: РИА PrimaMedia
Можно предположить, что именно претензии финансового министерства к исполнению госпрограммы Минвостоком и стали причиной столь существенного сокращения. А претензии у Минфина к Минвостока есть и не только у него.
Логика финансового ведомства понятна: зачем закладывать средства, если они до конца не осваиваются, а эффективность их расходования низкая.
В том, что она действительно низкая сомневаться не приходится. На это неоднократно указывал не только Минфин, но и ряд других ведомств.
В частности, два комитета Госдумы РФ, в том числе и вышеупомянутый профильный комитет по региональному развитию и проблемам развития Севера и Дальнего Востока, оценивают эффективность реализации госпрограммы как низкую и ниже среднего. В оценках комитетов отличаются только цифры в процентном выражении.
Так, по оценке Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, сделанной в октябре текущего года, эффективность деятельности Минвостокразвития в реализации профильной ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2015 году оценена на ниже среднего — 50%.
Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока оценил эффективность исполнения госпрограммы как низкую.
По данным профильного комитета в прошлом году Минвосток выполнил ее всего на 45,5% при использовании 95,4% средств от запланированных расходов. То есть ответственному исполнителю даже не удалось израсходовать заложенные средства, а то, что успели израсходовать — потратили с очень низкой эффективностью.
Низкую эффективность исполнения дальневосточной госпрограммы в 2015 году отмечали и в Минэкономразвития.
"У нас три госпрограммы получили высокую степень эффективности, это госпрограммы обеспечения общественного порядка, развития образования и управления федеральным имуществом. И целый ряд госпрограмм — это космическая деятельность, доступная среда, развитие фармацевтической промышленности, развитие промышленности Калининградской области, обеспечение доступным жильем и развитие Дальнего Востока — получили низкую степень эффективности", — заявил глава департамента бюджетного планирования и государственных программ МЭР Сергей Власов в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам в середине октября текущего года.
Исполнение госпрограммы в текущем году также не вызывает оптимизма, хотя бы в части исполнения предусмотренных расходов, о чем говорится в оперативном докладе Счетной палаты РФ о ходе исполнения федерального бюджета за январь-август 2016 года.
"В рамках реализации госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" из 6 главных распорядителей средств федерального бюджета не осуществлялись расходы по 2 (Минэнерго России и МЧС России), на низком уровне исполнены расходы Росморречфлотом (4,4%), Росавиацией (8,6%), Минвостокразвития России – ответственным исполнителем (14,3 %)", — говорится в документе.
Бесцельное развитие
К слову, у аудиторов есть и другие претензии к Минвостоку по исполнении профильной госпрограммы. Притом, возникли они не вчера, а еще в 2014 году.
Счетная палата неоднократно указывала правительству на проблему неравномерного исполнения расходов федерального бюджета, в том числе по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
Претензии к профильному министерству заключались в неспособности оперативно подготовить изменения в госпрограмму в части утверждения контрольных измерителей эффективности заявленных направлений деятельности, т.е. целевых показателей эффективности работы ответственного исполнителя. Аудиторы отмечали и "недостаточное освоение средств федерального бюджета" — "кассовое исполнение по госпрограмме на 1 сентября 2014 года составило 23,5% от уточненной свободной бюджетной росписи", говорилось в проведенной Счетной палатой в 2014 году экспертизе выполнения ведомством Госпрограммы.
Как рассказывал в интервью "East Russia" в мае 2015 года аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, по этой теме проводилось несколько совещаний под председательством вице-премьера — полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, где Минвостокразвития и Минтрансу были даны замечания в части координации работы госзаказчиков ФЦП, а работа Россморречфлота и Росавиации признана неудовлетворительной, однако коренных изменений не произошло.
По мнению Росляка, основная причина проблемы – отсутствие системы управления ФЦП. "Минвостокразвития России, как госзаказчик-координатор, пока не предложил новые формы и методы управления, соответствующее положение все еще не утверждено. Мы направляли в Минвостокразвития свои предложения по этому вопросу", — говорил Росляк.
Счетная палата также указывала восточному министерству на неравномерное исполнение им расходов федерального бюджета по программе, несмотря на то, что этот фактор имеет ключевое значение в данном регионе, так как сроки зачастую обусловлены природно-климатическими особенностями.
То, что эта работа так и не проведена отмечают в своем заключении и члены комитета Госдумы по региональному развитию, рекомендуя ведомству "ускорить работу по выделению в "отраслевых" государственных программах Российской Федерации подпрограмм (разделов) по опережающему развитию Дальнего Востока, содержащих цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) развития каждой конкретной отрасли на территории Дальневосточного федерального округа, а также предусмотреть в достаточном объеме финансирование конкретных мероприятий, направленных на их достижение".