Госдума одобрила в пятницу, 14 июля, в первом чтении поправки в законопроект о "дальневосточном гектаре. Авторы документа утверждают, что изменения в документ позволят сделать "дальневосточный гектар" доступнее и помогут привлечь в регион больше людей", передает собственный корр. РИА PrimaMedia в Москве.
Всего за год работы закона о "дальневосточном гектаре" в него было внесено 22 поправки, еще 65 поправок планируется внести в ближайшее время. Первые поправки в закон были внесены еще в декабре 2016 года.
Как отметил на пленарном заседании заместитель министра России по развитию Дальнего Востока Павел Волков, это уже второй пакет поправок.
— В настоящее время, когда возможность оформить гектар получили все жители России, число заявок увеличилось в разы и приближается к 100 тысячам человек. Всего было оформлено сегодня около 24 тысячи гектаров. Самые популярные регионы — Приморье, Республика Саха и Сахалинская область, — рассказал Павел Волков.
Замминистра предложил расширить территорию получения "дальневосточного гектара".
— Как оказалось, для реализации закона места на самом деле мало. Более 75% земель на Дальнем Востоке находится для желающих получить гектар в запретной зоне. Большая часть этой зоны составляют охотничьи угодья. В одном только Приморском крае 8 тысяч заявок касаются территорий охотничьих угодий, — рассказал Павел Волков.
Он обратил внимание на то, что в связи с этим предлагается частично снять запрет на предоставление земли в охотничьих угодьях.
— Кроме того, мы предлагаем расширить предоставление участков и на земли, занятые защитными лесами. Жители Дальнего Востока могли бы использовать эти земли для сенокошения, выпаса скота, пчеловодства.
Также, по словам замминистра, ряд предложенных поправок в проект закона направлен на снижения числа отказов на получение "дальневосточного гектара", на обеспечение права проезда к участку и создание возможностей направлять гражданами заявки на получение участка через многофункциональные комплексы (МФЦ).
Депутат Госдумы Ярослав Нилов задал вопрос, почему необходимость поправок назрела именно сейчас.
— Почему изначально не были просчитаны все возможные пробелы? И почему только после того, как на "горячей линии" с президентом этот вопрос поднялся, появился законопроект? А до этого ничего о ходе реализации закона о "дальневосточном гектаре" известно не было? – спросила депутат.
Павел Волков ответил, что программа "Дальневосточный гектар" была новаторской, и все нюансы ее реализации сразу было сложно учесть.
— Да, есть определенные минусы. И мы хотим начать срочно все докручивать, совершенствовать документ, — подчеркнул он.
Депутат Госдумы Иван Абрамов напомнил, что еще 156 лет назад, когда отменили крепостное право, за переезд на Дальний Восток предлагали 100 десятин на человека
— Это 109 гектаров. Кроме того, тогда отменялась подушную подать – аналог сегодняшнего НДФЛ, с переселенцев снималась рекрутская повинность. И уже тогда на Дальнем Востоке действовал режим порто-франко – велась беспошлинная торговля. Т.е. все эти меры 156 лет назад при царе Александре II уже действовали. К сожалению, сегодня мы эти меры имеем в гораздо меньшем эквиваленте, — отметил парламентарий.
Ему ответил глава комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, заявивший, что все, что удалось завоевать на Дальнем Востоке при царе было потеряно в 90-е годы.
— В начале 90-х один из правительственных чиновников в коридоре Госдумы мне говорил: "Да бросьте вы про это Зауралье, про Дальний Восток, там всего 17 миллионов избирателей". Не буду называть фамилию, он сегодня занимает высокий пост, — отметил парламентарий.
По словам Николая Харитонова, сейчас развитию Дальнего Востока, напротив, начали уделять внимание.
— Я думаю, что "дальневосточный гектар" — это только маленький-маленький шаг к тому, о чем говорил президент России Владимир Путин в своем Послании. Он заявил там, что "21 век – это век развития Дальнего Востока", — заключил парламентарий.
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов выразил опасения, чтобы поправки не ущемили интересы коренных малочисленных народов Дальнего Востока.
— Мы здесь на федеральном уровне, получается, принимаем закон, определяем правила игры, а потом говорим: а вы территории, как хотите так там эти земли и распределяйте. Поэтому я считаю, надо ко второму чтению предусмотреть, чтобы вся территория традиционного природопользования малочисленных коренных народов не попала в этот гектар, — подчеркнул Ильдар Гильмутдинов.
— Природа и экология не должны пострадать из-за этого закона, — добавил депутат Госдумы от Камчатского края Константин Слыщенко. – При предоставлении земельного участка в охотоугодья не должны быть нарушены права тех, кто арендует данные угодья.
Павел Волков заверил его, что все будет учтено. Замминистра заявил, что уже около 25 тысяч людей получили "дальневосточный гектар".
— Программа демонстрирует положительные результаты. Пока рано подводить глобальные итоги, но весь механизм, прописанный в законопроекте, сегодня работает, — заключил он.