Знаменитый владивостокский гонщик Марк Шульжицкий стал первым из россиян, когда-либо лидировавшим на сверхпрестижной гонке "24 часа Ле-Мана". Победитель Nissan PlayStation® GT Academy Russia 2012, призер гонок "24 часа Дубая" и чемпионата "Бланпейн" 2013 года дебютировал в Ле-Мане в июне, где в составе экипажа OAK Racing № 35 завоевал пятую позицию в классе LMP2 и оказался на девятой строчке абсолютного зачета вместе с гонщиками Янном Марденборо и Алексом Брандлом. О том, как проходила гонка, Марк Шульжицкий на Родине рассказал РИА PrimaMedia, а также ответил на самые актуальные вопросы. Встреча состоялась в дилерском центре Nissan "Авторитет-Авто+".
- Сразу хотим тебя поздравить с хорошим результатом участия в гонке "24 часа Ле-Мана". Это значимое событие, наверное, не только для тебя, но и для Приморского края. Расскажи, как все происходило?
- На самом деле, 24 часа Ле-Мана для меня было, наверно, самым большим событием в жизни. Я всегда стремился к этой гонке, всегда мечтал об этом. Для гонщика Ле-Ман – это что-то святое. Это как для футболиста - чемпионат мира по футболу.

Марк Шульжицкий в дилерском центре Nissan, Фото с места события из других источников. Автор фото: Ирина Гой, "Авторитет-Авто "
Все произошло очень быстро. Путь до Ле-Мана занял два года. Я начал свою карьеру с машин класса GT. Выступал в таких гонках как "24 часа Дубая" – мы были на подиуме, заняли второе место. В прошлом году я ездил на автомобиле Nissan GTR, на котором тоже выступал в европейских чемпионатах. В этом году меня пересадили на более мощную технику класса LMP2. Мы провели много тестов, готовились к Ле-Ману. Мы шли за победой, у нас была отличная машина, отличная команда – команда OAK Racing – это французский коллектив. Они построили абсолютно новую машину Ligier с двигателем Nissan. И в принципе все шло очень хорошо, и мы рассчитывали на положительный результат. И машина проявила себя с самой лучшей стороны. Просто не хватило немножко, точнее пяти часов. Но все-таки все остались в хорошем настроении, потому что понимали, что не все так просто в этой жизни. То, чего мы добились, – это большой прогресс. Уверен, что и у машины большое будущее, и у нас как пилотов. Мы показали хорошую гонку без ошибок, без происшествий. Продолжаем смотреть позитивно вперед. К счастью мне есть куда смотреть. И эта гонка действительно мне очень сильно помогла в плане перспектив. И я с нетерпением жду, что будет дальше.
- Чувствуешь себя теперь более профессиональным пилотом?
- Мне очень приятно, потому что я стал первым российским гонщиком, который лидировал на "24 часа Ле-Мана". Для меня это уже успех. Это особенная гонка, не похожая ни на какие другие соревнования. Во-первых, трасса работает всего один раз в год, потому что большинство участков – это дороги общего пользования, по которым французы каждый день ездят с работы домой. А когда ты едешь по обычной дороге со скоростью свыше 300 км/ч, то это немного волнительно. Вся трасса очень скоростная, средняя скорость на круге составляет больше 220 км/ч. Самый медленный поворот – поворот Эрнаж (Arnage) – проходится на 75 км/ч. Все остальное – свыше 100 км/ч, очень быстро. Поэтому эта трасса вообще не прощает ошибок. Любая ошибка пилота, любой сантиметр вправо – сантиметр влево, оплошность – все, машина разбита.
Очень сложно на этой трассе ехать максимально быстро. Как только ты начинаешь переходить за свой лимит – ты разбиваешь машину. Как только ты начинаешь ехать спокойнее – ты теряешь очень много времени. Вся трасса заточена на то, чтобы педаль газа была постоянно нажата. В этом ее специфика. Там очень легко потерять время, но очень сложно его отыграть. Эта гонка дала мне много положительного в профессиональном плане.
- Расскажи о том, как проходит гонка.
- Есть правила, согласно которым один пилот не может находиться за рулем больше четырех часов подряд. Потом ты должен хотя бы час отдыхать. Нас было трое пилотов, и мы менялись. К тому же в этом году наш автомобиль Ligier JS P2 – новый прототип. Он закрытого типа, что называется, купе, то есть с крышей, с дверями. В нем было очень жарко. Машина сильно греется от мотора. Когда едешь свыше двух-трех часов, это физически сложно. У всех соперников машины открытые, а это свежий воздух в лицо, от чего намного проще ехать. Но в нашем прототипе с крышей чувствуешь себя более защищенным. В этом тоже есть преимущество.
Мы следовали заранее разработанной тактике: меня старались сохранить на утро, на следующий день после старта, старались вовремя меняться, не уставать. И марафон для меня не был очень сложным, потому что я хорошо поспал. У меня было четыре часа сна во время гонки, что довольно много. Только в последнем отрезке, когда я финишировал, появилось чувство, что "накатался" и нужно поспать.
- Ты финишировал? А кто стартовал?
Да, я заканчивал гонку. Стартовал Янн Марденборо. В "Ле-Мане" есть такое правило – кто показывает лучшее время в квалификации, тот стартует в гонке. Он показал на нашей машине лучшее время, мы показали в квалификации третье время, он начал борьбу с третьего места. Кстати, круг в Ле-Мане длиной больше 13 км. А лучшее время для нашего класса в квалификации, если не ошибаюсь, было 3 минуты 47 секунд.
- Какую максимальную скорость тебе лично удалось развить?
- Она для всех приблизительно одинаковая. Это 304-305 км/ч на прямой Мюльсанн (Mulsanne). Самой быстрой в нашем классе была команда Alpine, они развивали скорость 308 км/ч. Для примера, самые быстрые машины класса LMP1 – Audi, Porsche – они развивают скорость 340-345 км/ч.
- В Ле-Мане участвуют автомобили разных классов и скоростей. Насколько сложно принимать участие в такой гонке наравне со всеми?
- Это непростая задача обгонять слабые машины класса GT и пропускать более быстрые, особенно в ночное время суток из-за плохой видимости. Но в этом тоже большой интерес гонки. У нас были небольшие контакты с автомобилями класса GT. Дорога очень узкая, но, к счастью, мы избежали серьезных поломок.
В ночное время суток забавно, когда машина класса LMP1 приближается к тебе. Ее, конечно, сложно не заметить – у них очень яркие фары. И когда машина приближается, такое чувство, что в зеркалах заднего вида – ад. Все белое, как в кино. И трудно понять, насколько близко она к тебе. Видно, что есть что-то большое и белое. А где оно? Справа? Слева? Далеко? Близко? Вообще не понятно. Потом она где-то выстреливает рядом с тобой. Либо слева, либо справа. И все это на скорости 300 км/ч. Поэтому это здорово.
К сожалению, много аварий было. Не только на гонке, но и на практиках, и в квалификациях. Очень много разбитых машин. Некоторые гонщики до сих пор в больницах. Ле-Ман в этом году получился немножко агрессивным. Начался с практики, и сразу первая большая авария. Есть связка поворотов Porsche Curves – это очень быстрые повороты. Например, на нашей машине вход в первую часть поворота происходил на скорости 250 км/ч. А в классе LMP1 на Audi они чуть-чуть притормаживают. И если немножко ошибаешься, (там есть небольшая выбоина), можно улететь. И, видимо, Audi туда попала. Машина просто взлетела и разбилась об забор. Все думали, что, скорее всего, это будет фатально для гонщика. Но к счастью, все обошлось. Правда, ему врачи запретили ехать на гонку. Пришлось заменить пилотов и машину.
- Как ты готовился к гонке?
- Процесс подготовки к каждой гонке приблизительно один и тот же. У нас есть физическая и моральная подготовка. С нами занимаются психологи. Есть специальные симуляторы, на которых мы много тренируемся перед каждой гонкой, чтобы изучить трассу, подготовиться к особым моментам. Для участия в гонке " 24 часа Ле-Мана" физическая подготовка очень важна, потому что в машине очень жарко и продержаться нужно долго. К тому же машины класса LMP2 – это прототипы, в которых действуют большие перегрузки. Особенно в поворотах. К примеру, у нас есть шлем, который весит полтора килограмма. Есть голова, которая весит пять килограммов. Грубо говоря, голова со шлемом весит 6 килограммов. И есть повороты Porsche Curves, где нагрузка достигает 3 g. Если посчитать: 6х3=18. То есть 18 кг давит на шею сначала в одну сторону, потом в другую, потом еще раз в одну, потом еще раз в другую. А когда это происходит на протяжении 24 часов, чувствуешь сильную усталость. Много разных физических упражнений. И не только на шею, также на нижнюю часть спины, потому что посадка неудобна. Это не как сидеть в Nissan Patrol. Также немаловажна тренировка дыхания и правильное питание. Много жидкости теряется в процессе гонки. У нас, конечно, есть питьевая система во время езды, но все равно это не спасает.
Команда перед гонкой работает весь месяц. Без выходных и праздников. С утра до вечера. А иногда и ночью. Приведу пример. В среду проходит первая практика. Квалификация заканчивается в 12 ночи. После этого им надо полностью поменять двигатель, ходовую часть, тормоза – то есть поменять всю машину, чтобы подготовить ее к следующему дню. Механики делают эту работу приблизительно за четыре-пять часов. Под утро они заканчивают. И таких дней очень много. Работа механика – одна из самых сложных работ, которую только я могу себе представить.
На трассе ты можешь быть быстрее соперников на десятые доли секунды с круга. А на пит-стопе ты можешь проиграть пять-десять секунд. И что ты проиграешь на пит-стопе, уже тяжело отыграть на трассе.
Как механики тренируются, так и водители. Мы перед гонкой постоянно практикуем смену пилотов до автоматизма. Это не так просто. Автомобиль узкий, маленький. Чтобы туда залезть, нужна сноровка. Ты туда как змея заползаешь, и также нужно быстро оттуда вылезть.
- Как ты оцениваешь результат гонки? Что помешало победить?
- На самом деле шансы победить были у многих. На старте в нашем классе было 17 или 18 машин и из них восемь машин с легкостью могли претендовать на первое место. К сожалению, ни у одной машины не получилось идеальной гонки. У всех были какие-то проблемы. У нас все шло идеально, буквально после 20-го часа случилась проблема с тормозами, и мы были вынуждены совершить дополнительный пит-стоп. Пока занимались заменой тормозов, произошла какая-то проблема с катушкой зажигания. Когда мы выехали, "затроил" двигатель. Мы много теряли на этом времени. Пришлось заезжать на пит-стоп еще раз. Было сложно определить, какая именно катушка вышла из строя. Пришлось менять все восемь цилиндров. После устранения неполадки мы выехали, но догнать даже третье место было уже нереально. Мы пытались догнать четвертое место, и когда я ехал, я догонял. Но также очень сильно рисковал. Старался ехать максимально на пределе. К сожалению, еще у нас случился прокол. Потому что когда ты едешь на пределе, ты используешь каждый поребрик, любой асфальт на дороге. Но где-то что-то случилось с колесом, пришлось опять заезжать на пит-стоп, что уже не дало шанса занять четвертое мест. Заняли пятое.
Но все же мы доехали. Многие даже не финишировали. Я доволен, что побывал на "Ле-Мане". В целом я доволен результатом. Конечно, победа была близка. И можно было приехать в Ле-Ман и сразу победить. Но такого не бывает. За это гонку и любят. Потому что эта гонка действительно непредсказуема. Многие видели, что творилось в классе LMP1, где Audi лидировала много часов, потом сломалась. Потом лидировала новая Audi, но и с ней случились проблемы. Потом Porsche лидировал до последнего часа, но и у него проблемы. Просто гонка сумасшедшая. И нельзя сказать, что 24 часа многие едут в полсилы, берегут технику, экономят. Это все неправда. 24 часа Ле-Мана – это 24 часа спринта. Каждый круг – максимально быстро и без компромиссов.
- Тестировать новый автомобиль Ligier тебя заранее пригласили в Европу, где ты провел несколько месяцев. В чем заключались твои функции?
- Ligier – это была команда "Формулы-1" в 80-х. Они выступали успешно, выигрывали гонки, и были довольно успешной французской компанией, которая производила машины, создавала технологии. К сожалению, настал период затишья. Но недавно они возродили бренд, начали с постройки LMP2 машины, которую и представили в "Ле-Мане". Мне повезло, я стал одним из тест-пилотов этого автомобиля, был в Европе на многих его тестах. Когда автомобиль новый, его нужно много катать, особенно перед такой гонкой, как "24 часа Ле-Мана", где автомобиль обычно проходит дистанцию свыше 5,5 тысяч км, что очень много. К этому автомобиль нужно подготовить, чтобы ничего не подвело. Нужно многое узнать об автомобиле, как правильно настроить подвеску, узлы, агрегаты. На все это уходит много времени. Для меня это все было в новинку. Я никогда не был на стадии разработки автомобиля, когда постоянно меняют какие-то детали, ищут что-то новое. И это очень интересный процесс.
- То есть ты сам можешь что-то подсказать разработчикам?
Конечно. Есть инженеры, они следят за автомобилем, и есть пилот. Они вместе работают, и вместе делают автомобиль лучше. Это командная работа. Все идет от слов гонщика: что он чувствует и видит, что его не устраивает. И над этим нужно постоянно работать, улучшать. Вместе со мной тест-пилотом был Оливье Пла – это топовый французский пилот в классе LMP2. От него я многому научился. Он помогал, давал советы, которые дорого стоят. Все это меня подготовило к "Ле-Ману".
- Какие планы на ближайшее будущее? Есть ли информация по участию в следующих гонках?
- Я проехал Ле-Ман с Ligier и был очень рад работать с французской командой. Единственная проблема – многие из них не говорят на английском языке. А я не говорю на французском. Но было очень здорово, и много позитивного осталось. Дальнейшее мое выступление будет, скорее всего, с другим коллективом. Я пока не могу назвать имя, потому что это еще не полностью подтверждено. И у этой новой машины будет большое развитие с Nissan. Половина машин и даже большая часть прототипов оборудована двигателями Nissan. И это говорит о многом.
Продолжу выступать на прототипах, с поддержкой со стороны Nissan. Скоро скажу, где и когда. Пока - интрига.
- Дистрибьютор Nissan в качестве поддержки предоставлял тебе Nissan Juke Nismo. Что можешь сказать об этом автомобиле?
- Да, зимой Nissan предоставил мне в пользование Nissan Juke Nismo. Это отличный автомобиль для меня как для любителя драйва и скорости, потому что это действительно быстрый автомобиль для повседневной жизни. Двигатель объемом 1,6 литра с турбиной для легкого автомобиля позволяет быстро разгоняться. Очень динамичный автомобиль с отличной управляемостью. Он цепляется за дорогу, и я действительно был восхищен параметрами данного автомобиля с точки зрения вождения. Получаешь много удовольствия. И выглядит Nissan Juke современно, свежо. C помощью линейки Nismo Nissan пытается продвигать спорт в обыденной жизни. И я полностью это поддерживаю. Конечно, дороги – не лучшее место, где стоит гонять, но какое-то удовольствие иногда можно получать в разумных пределах. В общем, Nissan Juke – достойный автомобиль.

Марк Шульжицкий и Nissan Juke, Фото с места события из других источников. Автор фото: Ирина Гой, "Авторитет-Авто "
- Ты много времени проводишь теперь за границей. Остаешься ли ты при этом владивостокцем?
- Я в любом случае всегда буду чувствовать себя владивостокцем. У нас один из самых красивых городов. И я горжусь, что живу во Владивостоке. Конечно, есть вещи, которые мне не нравятся. Когда приезжаю домой, первое, что меня угнетает, это стиль вождения некоторых горожан. Просто аномальное явление.
- Можешь дать пару советов автолюбителям-согражданам?
- У нас такой стиль вождения, как будто все живут в Японии или Англии. Как только машина выезжает из второстепенной полосы, она перестраивается на левую сторону. Автоматически все считают, что если ты едешь очень медленно, нужно перестроиться в левую полосу. Все обгоняют справа и начинают, как у нас говорят, "шахматить". Просто нет возможности ехать ровно по полосе. Ведь можно было бы избежать каких-то нелепых аварий. А так это еще и неуважение друг к другу. На дорогах много хамят, не пропускают. Эти вещи меня расстраивают.
Знаю, многие возразят, что справа дорога хуже. Я езжу справа – там дорога отличная везде.
Во-вторых, хочу попросить, чтобы ездили аккуратно, соблюдали правила. Даже за границей я смотрю новости нашего города, и постоянно вижу, как кто-то разбивается насмерть. То пьяный, то гонщик на встречную выехал. Этим тоже шокирован и не понимаю, как люди себя не берегут. Гонки гонками, но есть автодромы. Заплатите 100 рублей и гоняйте сколько хотите.
- Ты начинал заниматься картингом, когда особо не было профессиональных трасс во Владивостоке. Теперь есть. Что думаешь о картинге?
- Был на соревнованиях совсем недавно. Закончился "Ле-Ман", я прилетел в город и первое, куда я поехал, это был картинг на "Примринге". Трассой я доволен. По организации есть замечания. Стали делить на "части". Раньше классов было меньше: дети, юноши, взрослые. А сейчас новые классы и сумбурно все. А ведь смотреть интересно, когда есть борьба.
Приятно, что зрителей много. Не так, как на дрифте, конечно. На дрифт, я видел, очень много людей собирается, любят эти соревнования. Картинг заметно меньше, но есть увлеченные люди, он популярности не теряет.
- Вообще спорт в Приморье можно назвать популярным? В последнее время у нас на слуху только что хоккей, футбол даже меньше.
- Это проблема не только Владивостока, а всей России. Открываешь в самолете газету про спорт. Там шесть страниц про спорт – и все шесть про футбол. Как будто в стране нет другого вида спорта кроме футбола. У нас в Приморье появился "Адмирал", есть еще клубы – "Спартак-Приморье", "Восток", "Приморочка". Но спорт развивать у нас сложно, потому что мы находимся очень далеко. И даже не понятно, к чему мы больше принадлежим, к Азии или Европе?
Когда я занимался картингом, я очень хотел поехать на чемпионат России. Я мечтал об этом. Но я не мог, потому что это стоило в пять раз дороже, если бы я поехал на какой-то корейский, азиатский этап. Думаю, люди, которые занимаются теннисом, волейболом, бадминтоном, какими-то еще видами спорта, они все хотят на какой-нибудь чемпионат России. Но это все затратно и дорого. Поддерживают только футбол, хоккей. Но все должно быть намного шире. Я знаю, что во Владивостоке есть много спортсменов, которые могли бы показывать высокие результаты и в России, и в Европе, и в мире. Но, к сожалению, у них нет такой поддержки. А без поддержки спорт не будет развиваться.
- А что тебе помогло?
- Nissan! Мне помог случай, естественный отбор. Я прошел GT Академию Nissan в 2012 году, прошел онлайн отбор, национальный отбор, выиграл в Англии. И все это помогло мне пройти на международный уровень.
И даже сейчас, когда у меня стало что-то получаться, у меня не было еще ни одного диалога с российскими компаниями. Есть диалоги с европейскими компаниями, а с российскими нет.

Марк Шульжицкий в дилерском центре Nissan, Фото с места события из других источников. Автор фото: Ирина Гой, "Авторитет-Авто "
- В таком случае, что можешь пожелать дилерскому центру Nissan "Авторитет-Авто+"?
- На самом деле здорово, что в этом году у Nissan появляются новые машины, такие как Nissan Teana, Nissan Qashqai, Nissan Patrol и другие. И машины действительно достойны внимания горожан. Я, конечно, к Nissan уже привязан и действительно полюбил эту марку за дизайн, за практичность, за технологичность – за все. Поэтому я желаю официальному дилеру Nissan "Авторитет-Авто+" процветания и развития во всем.