Владивосток, 11 мая, PrimaMedia. Авария на АПЛ "Нерпа" унесла жизни 20 подводников. Причина трагедии – афера мошенников, которые заправили систему пожаротушения атомохода некачественным газом, сообщил контр-адмирал запаса Александр Максимов в ходе пресс-конференции по результатам следствия военной прокуратуры, сообщает РИА PrimaMedia.
Круглый стол по аварии на АПЛ "Нерпа". Автор: Сергей Ланин
Контр-адмирал запаса Александр Максимов. Автор: Сергей Ланин
"В системе пожаротушения должен использоваться газ фреон, - говорит бывший начальник химической службы ТОФ, контр-адмирал запаса Александр Максимов. – Его действие на дыхательную систему не мгновенное. После срабатывания системы моряки оставались в сознании еще 5-10 минут. Этого было бы достаточно, чтобы успеть воспользоваться кислородными масками и товарищам помочь. Но у моряков на "Нерпе" этого времени не было".
После аварии руководство Амурского судостроительного завода, на котором была собрана "Нерпа", заявило, что в систему пожаротушения подлодки, по неустановленным причинам, на две трети было закачено ядовитое вещество - тетрахлорэтилен. По правилам, вместо тетрахлорэтилена в системе должно было быть малотоксичное вещество - тетрафтордибромэтан.
"В систему пожаротушения АПЛ "Нерпа" была закачана смесь из фреона (34%) и тетрахлорэтилена (66%) – растворитель, который, при попадании в отсек АПЛ превратился в ядовитый фосген, - уточнил Максимов. – Именно от него и погибли моряки. Этот газ в десятки раз дешевле фреона. Учитывая объемы, необходимые для подводной лодки, афера с подменой одного газа на другой принесла поставщикам около 5,5 млн рублей.
Фреон для "Нерпы" был закуплен через шесть фирм-посредников, однодневок. Установить производителя пока не удалось.
Нарушения можно найти повсюду. При производстве обязательно производится выходной контроль, сведения о котором заносятся в соответствующие сертификаты. Входной контроль при поступлении газа на Амурский судостроительный завод был произведен, судя по всему, тоже с грубыми нарушениями. Наконец, при закачке фреона в лодку газ снова должны были проверить и составить акт приемки.
Я не понимаю, почему следствие не заинтересовалось всеми этими фактами, а продолжает во всем винить командира АПЛ и старшину".
Напомним, в качестве обвиняемых по громкому делу АПЛ "Нерпа" привлечены командир атомной подводной лодки гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист этой же лодки старшина 2 статьи Дмитрий Гробов. Следствие пришло к выводу, что именно их действия (бездействие) повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа. Между тем, представители морской общественности России встали на защиту моряков, считая, что военная прокуратура просто ищет "крайнего". По ходатайству адвокатов командира, дело будет рассмотрено судом присяжных. Предварительное слушание с участием присяжных заседателей назначено на 20 мая.