Демпинговый подход многих игроков на рынке охранных услуг стал проблемой отрасли в Приморье. Из-за того, что критерием для заключения договоров является ценообразование, небольшие охранные агентства забирают объекты у крупных игроков, для которых оказывать за такую цену достойный уровень охраны становится нерентабельно. О специфике работы охранного бизнеса в Приморском крае в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с руководителем охранного холдинга "Гранит" Евгением Пушкаревым и директором охранного предприятие "ГАРД" Синичниковым Владимиром.
Евгений Шкарупа. Фото: РИА PrimaMedia
— Расскажите о своем бизнесе.
Пушкарев: Я возглавляю группу охранных предприятий, которые работают на территории Приморского и Хабаровского края. Общая численность личного состава охранного холдинга составляет 1,5 тысячи сотрудников. Занимаемся охраной объектов повышенной террористической опасности, пультовой охраной. Есть и необычные проекты, одним из таких является собственное производство бронеавтомобилей.
Синичников: Я являюсь генеральным директором одного из старейших в Приморском крае охранных предприятий. В этом году в декабре мы будем праздновать свой юбилей — 25 лет.
— Какой перечень услуг вы оказываете?
Синичников: На сегодняшний день предприятие имеет самую расширенную из предлагаемых лицензий и видов деятельности, в ней предусмотрен весь спектр услуг, которые согласно закону о частной охранной деятельности могут предлагать охранные агентства. От простого к сложному – физическая невооруженная, физическая вооруженная, технические виды охраны, тревожные охраны, охранные сигнализации, кроме этого крупнейшие игроки на рынке имеют такие лицензии помимо охраны лицензии на предоставление проектирования монтажа и обслуживания пожарных сигнализаций ну и т.д. Охранные предприятия занимаются также сопровождением материальных ценностей, консультирование в вопросах безопасности и т.д.
— Как вы считаете, в какой стадии сейчас находится охранный бизнес в Приморье: бурный рост, стагнация, падение?
Синичников: Время сейчас не плохое, но бывало и лучше. Сейчас заказчикам приходится ужиматься, а это косвенно касается и нас. Однако развитие все равно идет.
Если 15 лет назад мы не могли говорить о технической охране объекта, пультовой охране, пожарной сигнализации, то сейчас мы имеет права этим заниматься. Это является очень интересным вектором развития для любого охранного предприятия, которое хочет именно развиваться, а не просто "урвать кусок" на рынке.
В наших компаниях мы прекрасно знаем друг друга и вектор именно такой — на развитие, на освоение новых технологий.
Пушкарев: Охранные предприятия не стояли на месте, а развивались. Сегодня техническая оснащенность некоторых охранных структур сопоставима, а иногда и превышает уровень своего прямого конкурента – вневедомственную охрану. Кроме этого динамично развивающиеся охранные предприятия всегда ориентируются на потребность клиента.
— Какие инструменты вы использовали, чтобы систематизировать работу компании в то время когда она превращалась в более крупное предприятие?
Пушкарев: В любом бизнесе, в том числе и охранном, нужно заниматься своим делом. Кто-то умеет хорошо сторожить, кто-то умеет хорошо монтировать технические системы, кто-то хорошо понимает либо в одном, либо в другом. Поэтому мы создали подразделения на предприятии. Одни занимаются охраной, вторые занимаются технической охраной, монтажом, обслуживанием, проектированием.
Синичников: Специфика охранного бизнеса в том, что в нем нет случайных людей. Как правило, в охранный бизнес приходили люди уже подготовленные, те, кто в свое время прошли службу в вооруженных силах, в органах МВД, в органах ФСБ. А так как бизнес это коммерческая структура пришлось обратиться к бизнес моделям, которые связаны с продажами и формированием пакета услуг.
— Есть ли у вас модели продаж? Как вы находите своего клиента? Есть ли у вас в компании какая-то сегментация?
Синичников: Естественно сегментация присутствует как в любом бизнесе. Это вопрос очень глубокий, о нем можно разговаривать долго. Наш клиент тот, кто готов работать по нашим расценкам. Это один из важных критериев.
Пушкарев: Успешные компании имеют отделы продаж, которые ведут изучение потребительского рынка, формируют клиентскую базу.
— Насколько сейчас сформировался охранный рынок в Приморье? Есть ли возможность у молодых предпринимателей зайти на него?
Синичников: Рынок сформировался, но нет ничего невозможного. Если есть желание нужно этим заниматься, двигаться, если человеку хочется, пусть пробует.
Пушкарев: В охранном бизнесе случайных людей не бывает. В охране все серьезней, во-первых, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Это является первостепенной ценностью. Кроме этого позиция государства четко сформировалась: негосударственная сфера безопасности является неотъемлемой частью общей централизованной системы обеспечения безопасности страны.
— Как обстоят дела с конкуренцией на вашем рынке? Ощущаете ли вы ее? Как вы работаете со своими конкурентами?
Синичников: Сегодня выдано больше 400 лицензий на частную охранную деятельность. Те, кто может называться серьезными охранными компаниями — не больше 10. В основном работа строится на аукционах и тендерах, критерием для заключения договоров является ценообразование. А мы уже на протяжении многих лет уже пытаемся сделать так, что бы требования к компании были прописаны на законодательном уровне. Ведь с одной стороны мы можем получить охранника полностью экипированного, имеющего радиосвязь, вооружение, одетого в форменную одежду. И можем получить охранника из агентства, который сам себе директор, и который будет демпинговать на рынке для того, чтобы получить объект.
— А бывают ли ситуации, когда тендер выигрывают, забирая у вас объект, не приморские компании, а, например, из Хабаровска?
Пушкарев: Зачастую так и происходит.
Демпинговый подход – это бич охранной отрасли. Иногда доходит до того, что крупные охранные предприятия, оказывающие достойный уровень охранных услуг и способные их оказывать, просто не участвуют в тендерах, потому что понимают, что уровень ценовой политики по итогам тендера не будет соответствовать тем затратам, которые необходимо понести для оказания реального хорошего уровня охранных услуг.
— Является ли для вас примером иностранный опыт работы?
Синичников: Естественно, мы анализируем опыт заграничных предприятий и опыт западных российских компаний. На сегодняшний день одно из направлений, которое купные предприятия рассматривают – создание своих пожарных частей.
Пушкарев: Специфика развития охранного бизнеса и формирования услуги зависит от внутренней составляющей и самого бизнеса, и самого климата. Честно скажем, о таком правовом нигилизме, который существовал в свое время у нас в стране, в Европе говорить было нельзя. От тех преступных посягательств и уровня криминальной обстановки, которые были у нас, иностранные компании были бы в ужасе.
— Сейчас к в стране наблюдается экономическая нестабильность. Как кризис отражается на ваших бизнесах?
Пушкарев:Мы по своей клиентской базе видим, что бизнесу стало тяжело.
Сегодня мы применяем некоторые нестандартные подходы, например, используем в договоре так называемые каникулы, переводят его в более низкую коммерческую составляющую.
Синичников: Некоторые предприятия переходят от физической охраны на более дешевую техническую. В некоторых случаях мы предполагаем бонусы. Например, идем на встречу старым клиентам, когда монтируем по себестоимости системы, либо делаем максимально бонусные ставки по абонентскому обслуживанию объекта.
— В обществе бытует мнение, что в охранники идут те, кто никуда не устроился. Насколько люди, которые у вас работают, активны, инициативны, и есть ли у людей, которые работают на нижней нише, перспективы роста?
Пушкарев: У крупных охранных предприятий есть специализация: рядовой сотрудник охраны, который обеспечивает постовую охрану, затем есть руководитель объекта, старший объекта, сотрудник группы быстрого реагирования и старший охраны. Система карьерного роста возможна именно в больших охранных предприятиях и является неотъемлемой частью кадровой политики. Мало того что в самом охранном предприятии люди растут внутри компании, часть наших сотрудников нашли себя в составе руководителей служб безопасности тех структур, которые мы охраняли в свое время.
Синичников: Это заблуждение, что охраннику некуда и незачем расти. Есть молодые перспективные парни, которые лезут вверх, хотят чего-то добиться. Самообразование, образование, дополнительная инициатива всегда вознаграждаются. Предприятие расширяется благодаря ответственным сотрудникам, со временем ребята из охранников становятся начальниками охраны.
Напомним, "Бизнес 2.0" — еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы — руководитель комитета по молодежному предпринимательству Приморского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края (ПримБиз), владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Предприниматели – о консалтинге в Приморье: Это прекрасный товар, на который многие клюют
"Перегрев" рынка Владивостока дает пит —стоп —бизнесу новые правила – директор Coffee Homies
Предприниматели — о рынке детского отдыха в Приморье: это золотая жила, несмотря на кризис