После саммита АТЭС и расформирования многих военных частей перед властями Владивостока встал вопрос, что делать с бывшим имуществом Минобороны: сдавать ли в аренду, восстанавливать или продавать? Председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы Владивостока Дмитрий Сулеев не согласен с мнением о том, что продавать муниципальное имущество нецелесообразно. В его понимании, в решении социально-экономических вопросов нет места догмам. Как отметил в интервью РИА PrimaMediaLive Дмитрий Сулеев, в интересах города - найти применение новым объектам или как можно скорее реализовать их в рамках программы приватизации.
- Дмитрий Петрович, в Думе Владивостока вы возглавляете комитет по экономической политике и муниципальной собственности. Какие вопросы из рассмотренных комитетом в этом году вы бы отметили особо?
- Ежегодный круг вопросов у нас практически один и тот же. Это порядок приватизации муниципальной собственности, а также разработка тех положений, по которым происходит приватизация. У нас вся собственность делится на три типа – федерального уровня, муниципального и городского. Часто приходится передавать имущество с одного уровня на другой, чтобы привести структуру нашей собственности в соответствие с федеральным законодательством.
Из интересных вопросов, рассмотренных в этом году, можно выделить передачу имущества военных и вопрос о передаче ландшафтно-парковой зоны на острове Русский в муниципальную собственность. Кроме того, идет передача коммунальных сетей из собственности Российской Федерации в собственность города. Например, в районе Снеговая Падь. При этом жители, которые проживают в этом районе, не должны на себе ощутить этот переход. Также можно вспомнить про бюджетные учреждения: если у нас здравоохранение было передано из ведения муниципалитетов на краевой уровень, то и больницы переходят краю. Для большинства горожан эти изменения совершенно незаметны.
- Комитет регулярно рассматривает вопросы, связанные с передачей объектов из федеральной собственности в муниципальную. Речь об объектах Минобороны и объектах саммита АТЭС. Когда завершится этот процесс?
- Это долгий и сложный процесс, ведь на все объекты необходимо получить свидетельство о государственной регистрации права собственности. Это процедура непростая и достаточно затратная.
Когда мы эту землю получим, встанет вопрос о том, как использовать новое имущество.
В центре города сверхпривлекательных участков у нас практически нет, за исключением разве что земли у здания Матросского клуба, площадью около гектара. Там можно было бы организовать какой-то крупный социальный проект, например, детский сад или школу искусств. Либо просто реализовать участок с торгов и пополнить бюджет города Владивостока.
Значительная часть больших и перспективных земельных участков находится в периферийных районах Владивостока. Я думаю, что процедура перехода многих из этих участков закончится в начале следующего. После того, как они будут официально оформлены в собственность, администрация Владивостока проведет открытый опрос, чтобы горожане могли высказать мнение, что же с ними делать. Планировать можно все, что угодно: планетарий, аквапарк, Диснейленд, но мы можем упереться в недостаток финансирования.
Многие почему-то считают, что бюджет города сильно отличается от бюджета семьи. На встречах с депутатами люди высказывают мнение о том, что необходимо сделать и то, и другое, и третье…
А когда говоришь, что можно выбрать только что-то одно, встречаешься с полным непониманием.
- В чем, на ваш взгляд, заключается выгода для города от нового имущества? Не повлечет ли это дополнительных расходов из городского бюджета?
- Если речь идет только о земельных участках, то они никаких расходов городу не несут.
Если же есть какое-то имущество, тогда нужно будет максимально быстро начать его использовать.
Военные городки переданы городу, но состояние их далеко от идеального. Это неиспользуемые помещения, в которых не то, что окон нет, но и несущие конструкции по большей части разобраны. Если здания городу понадобятся, придется нести расходы на их охрану, восстановление или демонтаж.
- А если на найдутся такие меценаты, которые восстановят заброшенные объекты, будет ли со стороны администрации и думы какая-то поддержка? Так, например, было с царскими конюшнями в районе Зари. Предприниматель, восстановивший их за свой счет, столкнулся с серьезными бюрократическими трудностями….
- Да, у нас есть ряд таких проектов, которые не являются высокодоходными. Поэтому, если мы видим, что это имущество используется для важных социальных проектов, то муниципалитет, наверное, должен идти навстречу предпринимателям, чтобы у них была мотивация вкладывать деньги. Но по закону город не имеет права тратить деньги на ремонт или эксплуатацию имущества, которое ему не принадлежит. Невозможно за счет городского бюджета отремонтировать, например, квартиру ветерана.
- Ваш комитет также рассматривает отчеты об исполнении программы приватизации. Каковы показатели ее реализации?
- Программа приватизации реализуется согласно намеченного плана. Комитет внес предложения о том, чтобы в нее были внесены дополнительные объекты. То есть мы хотим, чтобы она была реализована больше, чем на 100%. Это связано с тем, что по макроэкономическим оценкам Россия стоит на пороге очередного кризиса, который связан с замедлением предпринимательской активности. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда цены на недвижимость остановились, по крайней мере, в коммерческой недвижимости. На рынке аренды происходит то же самое.
Поэтому городу нужно реализовать как можно больше недвижимости, в дальнейшем это может оказаться сложнее, либо не так эффективно, если на недвижимость упадет цена.
Содержать на балансе объекты - это достаточно затратно. Если объект в черте города в нормальном состоянии, на одно отопление уходят огромные деньги. Однако по этому поводу постоянно разгораются дискуссии. Ряд депутатов у нас считает, что муниципальное имущество не нужно продавать, нужно сдавать в аренду.
Я считаю, что тут нельзя обобщать. Позиция "продавать имущество нецелесообразно" - это крайняя степень такого обобщения. Все зависит от стоимости имущества, от его состояния. Предположим, при продаже имущества бюджет получит такую сумму, какую и за четверть века аренды не получит. Какой смысл сдавать такое имущество в аренду и поддерживать состояние объекта за свой счет, как это и полагается любому собственнику?
- А что мешает продавать муниципальное имущество более эффективно?
- Таких факторов нет, нельзя же "мешающим" назвать преимущественное право выкупа арендатором муниципального имущества на основании 159-го федерального закона. Для малого и среднего бизнеса у нас существует льготный механизм приватизации муниципального имущества, согласно которому арендатор муниципального имущество через три года имеет право выкупа по рыночной цене в рассрочку на пять лет. Конечно, это не так выгодно для города, как реализовывать с торгов эти объекты. Но закон дает льготы именно этой части предпринимателей, мы обязаны его исполнять.
В этой сфере есть один нюанс, на котором я не могу не остановиться. Я являюсь председателем Совета Приморского регионального отделения "Деловой России", и годна из базовых идей этой организации – обеспечение свободной предпринимательской конкуренции. Так вот, ФЗ-159, на мой взгляд, нарушает принцип свободной конкуренции. Поскольку предприниматели, которые арендуют муниципальное имущество, изначально имеют конкурентное преимущество перед арендаторами коммерческой недвижимости. Арендатор городского имущества получает возможность платить за аренду от 500 до 1000 рублей ежемесячно, выкупая его в течение пяти лет. Эти условия являются неравными. На мой взгляд, бизнесу необходимо предоставить равные условия, равный доступ к ресурсам, тогда наиболее эффективные будут преуспевать и принесут наибольшую пользу обществу.
- Недавно дума принимала изменения в Положение о порядке приватизации муниципального имущества. Нужно ли, на ваш взгляд, формировать программу приватизации на три года вперед?
- Это было бы логично. Бюджет сейчас мы принимаем на три года и программа приватизации является одним из основных составляющих доходной части бюджета - неналоговой статьей доходов. Соответственно, чтобы формировать бюджет на три года, нужно и программу на три года принимать. Помните, еще при социализме у нас была пятилетка, не делали "однолетку" или "двухлетку", и это не просто так.
- Сейчас на всех уровнях власти много говорится о необходимости привлечения инвестиций, улучшения предпринимательского климата. Как этому процессу могут посодействовать депутаты Думы Владивостока?
- Дума может принять меры по двум направлениям: во-первых, упрощая и конкретизируя правила землепользования и застройки, во-вторых, проводя ежегодную корректировку налогов, которые идут в бюджет города, и так называемого коэффициента функционального назначения, используемого при аренде земельных участков.
Депутаты могут поощрять те или иные виды бизнеса. Как, например, в свое время мы приняли пониженный коэффициент для торговли печатной продукцией в ларьках и павильонах. Обоснованием послужило то, что людям кроме обычной пищи нужна еще и духовная, и далеко не все могут пользоваться электронными СМИ, особенно среди людей старшего возраста.
На торговлю хлебом также были приняты пониженные коэффициенты. Вообще, коэффициент ЕНВД очень тщательно выверялся, и Лига торговых предпринимателей и другие эксперты принимали в этом участие. Это делается для того, чтобы упростить жизнь предпринимателю, чтобы он не закрывал свое дело. Ведь в конечном итоге это "аукнется" бюджету, который недосчитается денег в налогооблагаемой базе.
- Недавно дума утвердила Перечень наказов избирателей на 2014 год. Что будет сделано на Вашем округе в рамках выполнения наказов избирателей? С какими проблемами обращается население и как они решаются?
- Начнем с того, что к исполнению принимаются те наказы, которые не привязаны к деятельности управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом. Львиную долю наказов составляют вопросы благоустройства, то есть то, что и должно быть в наказах. В прошлом году нас просили о ремонте подпорной стенки возле домов по улице Кирова. Подпорная стенка – это задача по удержанию грунта для целого микрорайона. Естественно, задачу эту должна решать городская власть. Кроме того, ремонт лестниц, которые подходят к нескольким домам – также в компетенции города. Или ремонт асфальтового покрытия в детском саду № 40. Это также зона ответственности депутатов, равно как и ремонт дорог.
Дороги нужно строить, людей беспокоит слишком замедленное движение на некоторых участках. В частности, об этом говорят жители Второй речки и Зари, ведь все мы знаем, что самый напряженный участок.
В будущем там планируется построить дорогу-дублер от Чайки до Некрасовского путепровода, которая сможет помочь снизить трафик. Вместе с дорогами общегородского магистрального значения необходимо заниматься ремонтом прилегающей территории. Уже сегодня следует задумываться о перспективах, делать часть ВКАД (владивостокской кольцевой автодороги), и выводить ее хотя бы в район Дома Молодежи, это снимет сразу целый ряд проблем.