Уникальный для России интермодальный терминал, создающийся в Находке Приморского края, может дать импульс экспорту российского угля в Китай, Республику Корея и Японию. По мнению экспертов, в связи с последними политическими событиями, азиатское направление становится приоритетным для отечественных добывающих компаний, которые начинают активно осваивать новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, сообщает РИА PrimaMedia.
Тема энергетического партнерства России и ее ближайших дальневосточных соседей стала одним из основных трендов второй половины мая. Об этом шла речь на панельной сессии "Роль России в экономическом развитии северо-восточной Азии" XVIII Петербургского международного экономического форума, проходившего на прошлой неделе.
Словам об укреплении российско-китайского энергетического партнерства, включая расширение взаимодействия в угольной сфере, в том числе путем освоения месторождений в России и развития транспортной инфраструктуры, нашлось место в совместном заявлении РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.
Перспективы развития угольной сферы Российской Федерации широко обсуждались и участниками из России, Китая и стран СНГ на IX саммите "Уголь России и стран СНГ", проводившемся Институтом Адама Смита (Великобритания) 14-16 мая.
Как отметили эксперты, в связи с последними политическими событиями, экспорт российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона становится приоритетным для добывающих компаний.
Кроме того, такие гиганты угольной промышленности, как СУЭК, Северсталь, ЕВРАЗ и другие, в последние годы приступили к активному освоению новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
По мнению представителей этих компаний, особую актуальность приобретает вопрос своевременной и качественной доставки угля по железной дороге к дальневосточным портам и последующей их перевалки на суда для отправки в страны АТР.
Именно эту задачу решает создающийся в Приморском крае "Терминал Астафьева" - интермодальный терминал закрытого типа в г. Находка (проект был представлен на Саммите АТЭС 2012 года во Владивостоке).
Как сообщили в компании, в 2013 году предприятие перегрузило 1,05 млн тонн угля, за первые четыре месяца 2014 года производительность составила уже более 500 тысяч тонн. В планах на 2014 год - перевалки 1,5 млн тонн угля в адрес потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволит добиться установка конвейерной линии закрытого типа, начало которой запланировано на лето этого года.
В дальнейшем, благодаря совместной с ОАО "РЖД" модернизации железнодорожной станции общего пользования Мыс Астафьева, предприятие планирует выйти на перевалки 3 млн тонн, а затем - 6 млн тонн угля ежегодно.
По словам генерального директора ОАО "Терминал Астафьева" Руслана Кондратова, компания вложит около 2 млрд рублей частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. Это позволит угольным компаниям наращивать объемы экспорта через порты Приморского края, а значит окажет значительный социально-экономический эффект для региона.
От агентства отметим, что, по статистике, именно в АТР сосредоточены крупнейшие импортеры российского угля - Китай, Япония, Республика Корея.
По прогнозам экспертов, в ближайшие два года цены на уголь будут возрастать, а спрос в Азии увеличиваться.
По мнению приморских экспертов, в этих условиях у "Терминала Астафьева" есть неплохие шансы дать импульс экспорту российского угля в Азию.
- Спрос на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе существует. Прежде всего, это Япония, которая в настоящее время закрыла все атомные электростанции. Причем ей нужен уголь и в качестве топлива, и как химическое сырье, - прокомментировал директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, профессор Александр Латкин. - Но и Китай нельзя сбрасывать со счетов. Тем более что мы предполагаем серьезно сотрудничать с ними в энергетике, включая угольную сферу. Так что и КНР может воспользоваться нашими терминалами.
- Безусловно, спрос в Юго-Восточной Азии на уголь сейчас повысился. Интерес существует у Китая, Республики Корея и особенно у Японии после Фукусимы. В то же время у нас есть избыток угля в Кузбассе, есть проблема его экспорта. Железная дорога не успевает вывезти, не хватает портовых мощностей. Так что проект интермодального "Терминала Астафьева" вполне жизнеспособен, - сказал известный приморский экономист, академик Международной академии наук высшей школы Виктор Белкин.
По словам экономиста, несмотря на то, что Китай является самым крупным добытчик угля в мире, не только экспортирует его, но и покупает. Однако в этом нет ничего удивительного.
- В настоящее время многие крупные страны, включая Китай, поступают таким образом: вместо того чтобы завозить уголь, например, из западных регионов в восточные, покупают его у зарубежного партнера, который сам доставляет груз куда следует. Зачастую выгодней купить уголь у соседа, чем везти через всю страну, - заметил Виктор Белкин.
Напомним, проект транспортно-логистической схемы, которая позволит интенсифицировать товарооборот между Приморьем и северными провинциями КНР, был представлен в апреле 2014 года во Владивостоке, на острове Русский, в ходе встречи деловых кругов России и КНР на Русском острове под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна.
В основе новой логистической схемы доставки грузов из Китайской Народной Республики в Россию через Приморский край лежит взаимодействие двух проектов, реализуемых группой компаний "Аква Ресурсы". Это – "Терминал Астафьева" в Находке и "Сухой порт" в районе станции Угловая.