"Утопленное топливо": самые крупные разливы нефти на Дальнем Востоке

Тонны сырой нефти и мазута ежегодно попадают в Японское и Охотское моря

Разливы нефти в России и на Дальнем Востоке в частности, конечно, гораздо менее существенны, чем бедствия, произошедшие в Мексиканском заливе или в Северном море. Дальневосточным лидером по "нефтезагрязнению" океана, несомненно, является "шельфовая" Сахалинская область, однако, свою "ложку дегтя" в море добавляют практически все дальневосточные порты, в том числе – в Приморском крае. Нефтепродукты регулярно попадают в прибрежные воды Приморья от проходящих судов, сбрасывающих за борт льяльные воды, топливо теряют при перегрузках и дозаправках судов в море, "текут" береговые резервуары портов, трубопроводы и так далее. РИА PrimaMedia вспоминает самые масштабные разливы нефтепродуктов на Дальнем Востоке.

Специалисты ведущих экологических организаций мира считают, то в России нефти разливается больше, чем где-либо еще в мире.

По данным Минэкономразвития России, в 2013 году разливы нефти в стране не превысили 20 млн тонн. В то же время, Гринпис считает, что при производстве около 500 млн тонн нефти в год ежегодно вытекает около 5 млн тонн. Какую лепту вносит в эту "копилку" Дальний Восток, оценить трудно, беря в расчет то, что о большинстве малых утечек просто не сообщается. Мало того, в России нет специализированной службы, которая отслеживала бы эти события. Кроме того, по российским законам, утечки менее 8 тонн классифицируются только как "инциденты" и за них никто не несет наказания.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, туристическая отрасль. Рыболовецкая и туристическая сферы страдают дольше всего. Дело в том, что туристы долгое время отказываются ехать отдыхать в пострадавшие районы, даже если последствия аварии ликвидированы.

Самые опасные места при разливе нефти – это северные широты, потому что там медленно происходит разложение нефтепродуктов в морской воде.

Поскольку нефть является естественным органическим продуктом планеты, она, в конце концов, полностью перерабатывается в природных лабораториях. Там, где происходят естественные выбросы нефти, например, в Каспийском море, существуют особые виды бактерий, которые специализируются на разложении нефтепродуктов. В наших морях, и в частности, в Японском и Охотском морях, таких бактерий мало. Поэтому для нашего региона присутствие нефти в воде может быть весьма опасным.

Крупнейшим аварией, имевшей статус серьезной экологической катастрофы, стало затопление в Японском море нефтяного танкера "Находка" в январе 1997 года. Идущее из Китая на Камчатку судно затонуло в 2,5 км от японского берега.  Вылилось из него около 19 тысяч тонн нефти, в результате чего образовалось 50-километровое пятно, которое вскоре достигло побережья Японии, существенно загрязнив береговую полосу.

Сахалин

8 сентября 2004 года в результате сильного ветра и сильного волнения моря произошел выброс земснаряда "Христофор Колумб" водоизмещением 8 тысяч тонн на мель напротив города Холмск в 50 метрах от берега. Судно работало по контракту с компанией "Сахалинская энергия". Получили повреждения три танка с нефтепродуктами, что привело к выбросу нефтепродуктов в акваторию моря. Вылилось 280 тонн нефтепродуктов с образованием нефтяного пятна длиной более 4 км, произошло загрязнение прибрежной линии. Ущерб от разлива нефти составил более 57 млн рублей. 6 км побережья, включая самый популярный городской пляж, были покрыты токсичным мазутом. Мэр Холмска назвал инцидент "экологической катастрофой, с последствиями которой городу придется бороться несколько лет".

Якутия

Введенный в эксплуатацию 29 декабря 2009 года крупнейший нефтепровод ВСТО,  по которому осуществляется транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, дал крупную течь меньше чем через месяц после запуска.

Первая доказанная утечка нефти из нефтепровода "ВСТО" произошла 20 января 2010 года на 1351-м км линейной части трубопровода, в 30 км от города Ленска в Якутии. В результате на грунт вытекло около 450 кубометров нефтепродуктов, общая площадь загрязнения составила 20 тысяч кв. метров. Еще через месяц, 20 февраля 2010 года в Олекминском улусе республики на участке между городом Олекминском и селом Солянка произошел второй за месяц разлив нефти из нефтепровода "ВСТО" на площади 500 кв. метров.

В совокупности по меньшей мере 400 тонн сырой нефти вытекло в результате этих двух аварий.

Приморский край

Самая крупная для Приморья утечка нефти произошла 24 сентября 2005 года. Как сообщали СМИ, в черте Владивостока в Амурский залив попало более 50 тонн нефтепродуктов. Это событие закрыло купальный сезон во Владивостоке. ЧП произошло по вине военных: именно с их складов горюче-смазочных материалов, расположенных в районе улицы Снеговой, и произошла утечка нефтепродуктов в море. Пленку мазута со смесью масла толщиной в 10 см обнаружили в субботнюю ночь охранники Владивостокской нефтебазы в низине Первой Речки, о чем было сообщено в МЧС Приморского края и Спецморинспекцию. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации Владивостока зоной чрезвычайной ситуации были объявлены долина Первой Речки и акватория Амурского залива от мыса Лагерный до мыса Купера.

Периодически возникают внештатные ситуации с разливом нефтепродуктов в море в нефтеналивных портах Находки – "Восточном", спецнефтепорте "Козьмино" и других.

19 августа 2012 года на причале порта Восточный залива Находка произошел разлив почти 3 тонн мазута, площадь загрязнения составила 1,5 тысячи кв. метров. Инцидент произошел утром при приеме мазута на танкер. Большая часть нефтепродуктов при утечке осталась на судне, в акваторию попало около 300 кг.

22 апреля 2009 года масштабное загрязнение береговой полосы нефтепродуктами было обнаружено на побережье Лазовского заповедника. Как сообщала пресс-служба Минприроды РФ, на берег заповедных бухт Проселочная и Заря штормом было выброшено большое количество нефтепродуктов. 700 метров песчаных пляжей было загрязнено.

Установить источник сброса нефтепродуктов тогда так и не удалось.

26 июня 2014 года гигантское пятно нефтепродуктов было замечено на акватории Амурского залива в районе островов Большой и Малый Гаккель. Уже 27 июня пятно занимало площадь порядка 20 кв. км, его часть покрыла побережье Зарубино и Посьета.

Глава региона Владимир Миклушевский 28 июня совершил облет места ЧП в Хасанском районе. Врио губернатора назвал ЧП экологическим преступлением государственного масштаба.

На ликвидацию крупного разлива нефтепродуктов были брошены сотрудники МЧС, специалисты Росприроднадзора и бойцы студенческих отрядов.

По факту разлива нефтепродуктов в Амурском заливе ОМВД России по Хасанскому району возбуждено уголовное дело по ст. 252 ч.1 УК РФ (загрязнение морской среды), ход и результаты расследования которого находятся на контроле в прокуратуре края.

На причастность к экологическому преступлению проверяются несколько компаний, ведущих деятельность в этом районе.

Вместе с тем , согласно информации владивостокского филиала ФГУП "Росморпорт", бункеровкой судов на территории Хасанского района занимается целый ряд компаний. В порту Зарубино это ООО "Находка портбункер", ООО "Наяда", ООО "Ост-Ойл", ООО "Ориент Марин", ООО "Павино", ООО "Прайс Ко. Лтд", ООО "ВТК".

А вот в порту Посьет, откуда предположительно пришло пятно, по информации ФГУП "Росморпорт", бункеруют суда две компании -  ОАО "Приморнефтепродукт" и как раз ЗАО "Востокбункер".

Одной из наиболее вероятных причин разлива называется разрыв шланга при бункеровке судна в море. Такого мнения придерживается начальник отдела по надзору на море терруправления Росприроднадзора Сергей Агеев.

Вместе с тем, представитель Росприроднадзора не рассматривает причастность "Востокбункера" к загрязнению акватории, так как, по его словам, "компания имеет береговой терминал для заправки судов и не нуждается в перекачке топлива в море".

Однако, по информации источников РИА PrimaMedia в администрации порта Зарубино, в конце прошлой недели на акватории порта в том числе бункеровалось иностранное судно Western Seatle (порт приписки Манила). Заправку "иностранца" топливом осуществляло нефтеналивное судно "Леда ДВ", принадлежащее группе компаний "Транзит ДВ"(владелец "Востокбункера" - прим.ред.).

Как ранее сообщало агентство, 16 мая 2014 года "непубличной" бункеровкой судов на рейде терминала Славянка порта Посьет в Приморье могло заниматься судно, принадлежащее "Транзит ДВ". Судно-бункеровщик "Владимир Высоцкий", принадлежащее группе компаний, куда входит и ЗАО "Востокбункер", осуществляло маневры и действия, похожие на бункеровку иностранного судна на рейде.

Защитой же от возможного разлива нефти в тот день пренебрегли на рейде терминала Славянка порта Посьет. Утвержденные правила порта предписывают выставлять боновые заграждения при проведении операций по бункеровке судов, однако 16 мая 2014 года таких защитных ограждений во время предполагаемой бункеровки иностранного судна на месте не оказалось.

Президент группы компаний "Транзит ДВ" Игорь Польченко с момента обнаружения мазутного пятна у берегов Приморья для комментариев оказался недоступен.

Впрочем, в официальном сообщении, размещенном на сайте группы компаний "Транзит ДВ", причастность "Востокбункера" к экологическому преступлению отрицается. "Следы утечки не обнаружены; нарушения законодательства, регламентирующего бункеровки, не установлены", - информировал о результатах внутренней проверки коммерческий директор компании Виталий Никитенко.

От РИА PrimaMedia отметим, что, согласно данным Дальневосточного управления Госморнадзора, компания ЗАО "Востокбункер" имеет бессрочную лицензию серии МР-4 №000186 от 28 мая 2012 на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, действующую на территории акватории терминала Славянка морского порта Посьет Приморского края.

Действие лицензии, сообщает Госморнадзор,  распространяется на суда "Владимир Высоцкий", "Бухта Славянка", "Белинда-ДВ".

Эксперты отмечали, что состав темного маслянистого пятна, "расползшегося" по акватории Амурского залива, определит степень ущерба, нанесенного экологии. Наиболее опасны сырая нефть и мазут, наименее - дизельное топливо. Эти вещества могут погубить местных представителей флоры и фауны.По словам доктора биологических наук, главного научного сотрудника Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, даже небольшое количество пролитого в акваторию топлива может привести к значительному загрязнению акватории и гибели всего живого вокруг. Специалисты склоняются к версии, что в Хасанском районе разлили все же мазут.

Стоит отметить, что приблизительный объем попавшего в акваторию нефтепродукта составляет около 8 тонн. Сегодня, 1 июля была закончена работа по очистке побережья Хасанского района от нефтепродуктов, вынесенных на берег после аварии.