Около 400 участников собрал первый Владивостокский урбанистический форум "Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития – будущее Владивостока", прошедший 14-15 ноября в кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русском. В насыщенной программе двухдневного форума нашлось место для презентаций вполне реальных проектов и обсуждения перспективных идей превращения приморской столицы в глобальный город трансграничья и соразвития, геополитический, транспортно-логистический и геокультурный центр России в АТР. Свою точку зрения на будущее Владивостокской агломерации высказали представители городской администрации, российского и зарубежного экспертного сообщества, сообщает РИА PrimaMedia.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступление Игоря Пушкарёва, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
"Мы с вами собрались в бухте Аякс, в том месте, где совсем недавно были заросли, - сказал глава Владивостока Игорь Пушкарёв, обращаясь к участникам форума в первый день его работы. – Но буквально за четыре года все изменилось".
В своем выступлении на тему "Путь события: подготовка саммита АТЭС как опыт модернизации инфраструктуры и формирования нового образа Владивостока" на пленарном заседании "Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций" глава приморской столицы подробно рассказал о том, какой путь проделал Владивосток за время подготовки к саммиту АТЭС, какой мощный импульс развития получил благодаря этому.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Первое пленарное заседание, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Саммит стал большим событием в жизни города. Благодаря подготовке к этому крупномасштабному международному мероприятию, Владивосток получил сооружения, о которых раньше мог только мечтать: кампус ДВФУ, мосты и развязки, новый международный аэропорт, театр оперы и балета, концертно-спортивный комплекс "Фетисов арена" и т.д.
"Очевидно, что Владивосток сознательно формируется центральной властью как площадка полноценного взаимовыгодного участия России в наращивании региональной взаимосвязанности. В этом наша главная миссия, наше будущее", - сказал Игорь Пушкарёв.
Однако работа над материализацией этой миссии только начинается. В условиях осуществления на юге Приморья масштабных промышленных проектов, таких, как центр судостроения в Большом Камне, портовый терминал в Хасанском районе и др., у Владивостока есть шанс стать центром большой агломерации, объединяющей территории нескольких муниципальных образований, отметил мэр.
Игорь Пушкарёв, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
"У администрации города есть свое понимание того, каким путем может идти будущая Владивостокская агломерация", - сообщил глава города участникам форума.
В 2014 году началась работа над новой концепцией Генерального плана Владивостока (городу уже тесно в его прежних рамках).
"Необходимо вырваться из состояния полуизоляции, в которой оказался Владивосток, с трех сторон окруженный водами Амурского и Уссурийского залива, - отметил Игорь Пушкарёв. – Необходимо обеспечить связанность территорий российского Южного Приморья в формате трансграничной агломерации. Важнейшую роль в этом играет создание транспортной инфраструктуры, включающей Владивостокскую кольцевую автодорогу (ВКАД), мостовой переход на полуостров Песчаный по направлению к маршруту "Барабаш – Чиньхуа". С помощью ВКАД и моста на полуостров Песчаный, других мер градостроительного развития мы планируем реализовать преимущества нашего местоположения фактически в полукольце крупнейших экономик мира, где в радиусе 1 тысячи км проживает более 400 млн человек. Создать условия для продолжения развития Владивостока в качестве центра международного сотрудничества со странами АТР".
Около 400 участников собрал первый Владивостокский урбанфорум, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
"В этих обстоятельствах заключается огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть глобальных городов в интересах всей России", - сказал мэр приморской столицы.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает Наталья Зубова, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
В 2011 году была принята стратегия развития Владивостока до 2020 года, сообщила участникам круглого стола "Модели трансграничной урбанизации для развития Дальнего Востока России" заместитель главы Владивостока Наталья Зубова, выступившая с докладом "Опыт реализации стратегии развития Владивостока, ориентированной на модель "Мирового города".
Наталья Зубова, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
"Ключевой концепцией развития Владивостока является концепция города гармоничного развития, - отметила Наталья Зубова. - Стратегия "Мировой город для людей" построена на уникальном прошлом Владивостока ради его будущего. Основные элементы сценария – формирование на базе Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР, развитие управленческой, транспортно-логистической, инновационно-образовательной, туристической и производственной функций города; формирование Владивостокской городской агломерации, обеспечивающей инвестиционную и миграционную привлекательность и условия для развития инновационной деятельности и высококвалифицированного рынка труда; развитие Владивостокского транспортного узла и транспортной системы города".
Леонид Вильчинский, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Возможностям развития транспортной системы будущей Владивостокской агломерации в условиях трансграничной связности был посвящен доклад заместителя главы администрации - начальника управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Леонида Вильчинского "Значение строительства автомобильной дороги вдоль Амурского залива (ВКАД)".
По словам Леонида Вильчинского, ВКАД будет иметь большое экономическое и стратегическое значение для приморской столицы. Дорога, в первую очередь, соединит порты и транспортную инфраструктуру города Владивостока с транспортным коридором "Приморье-1", который связывает север Китая с югом Приморья. Кольцевая автодорога решит несколько первостепенных задач и для самого краевого центра: она позволит полноценно работать Владивостокскому морскому порту, поскольку уведет автотранспорт, его обслуживающий, за пределы города; разгрузит существующую дорожную сеть Владивостока, что, помимо всего прочего, существенно улучшит экологического состояния приморской столицы.
На круглом столе в Морском зале, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Проект ВКАД, инициированный главой Владивостока Игорем Пушкарёвым и поддержанный жителями в ходе общегородского опроса, интересен еще и с точки зрения инвестиционной модели его реализации.
К 31 января 2015 года специалисты компании "Эрнст энд Янг", выигравшей конкурс на проведение разработки экономической модели и инвестиционной декларации проекта, должны завершить создание экономической модели ВКАД, сделать предварительный подбор инвесторов. После чего можно будет приступить к заключительному этапу – проведению конкурса и заключению специального концессионного соглашения, сообщил участникам форума Леонид Вильчинский.
"Администрация Владивостока готова предусмотреть в концессионном соглашении с инвестором максимально возможный срок аренды с инвестором данной дороги, готовы установить минимальную арендную плату инвестора за пользование дорогой, готовы рассмотреть возможное субсидирование выпадающих доходов инвестора при эксплуатации дороги", - сказал вице-мэр.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает Алексей Литвинов, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Не менее важной для реализации стратегии "Мировой город для людей", принятой администрацией Владивостока, является разработка новой концепции Генерального плана города. О том, что уже сделано в этом направлении, о том, что хотелось бы видеть в перспективе, участником форума рассказал первый заместитель главы администрации города Владивостока Алексей Литвинов в докладе "Проблемы градостроительного развития Владивостока", прочитанном на пленарном заседании "Региональный опыт проектирования агломераций и новая концепция Генерального плана Владивостока".
Решение о разработке нового Генплана было принято по трем причинам: новое понимание роли города после саммита АТЭС-2012, дефицит земли под комплексное жилищное строительство и развитие приоритетных функций Владивостока - международная коммуникативная площадка и транспортно-логистический узел мирового уровня.
По словам первого вице-мэра, необходимость развивать названные приоритетные функции очевидна. В настоящее время Владивосток является третьим городом в стране по количеству иностранных представительств и посольств.
Выступление Алексея Литвинова, Фото с места события собственное. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
Говоря о транспортно-логистической функции, Алексей Литвинов отметил, что уже сейчас Владивостокский морской торговый порт дает более половины платежей всей Дальневосточной таможни. И это при том, что порт "зажат" на полуострове Шкота и ограничен в своих мощностях из-за отсутствия во Владивостоке развитой транспортной инфраструктуры. В случае строительства необходимой инфраструктуры, в частности, ВКАД и моста на полуостров Песчаный, порт "развернется" и получит шансы стать транспортно-логистическим узлом мирового уровня.
Как сказал Алексей Литвинов, администрация города хотела бы получить максимальное количество вариантов развития города. Собственно, это и было одной из целей прошедшего урбанфорума.
"Нам нужно расширять рамки своего сознания, - призвал первый вице-мэр. – Сегодня у нас есть все основания не сковывать себя рамками невозможного. Успешная подготовка к саммиту АТЭС показала, что нам многое по плечу".
На первом Владивостокском урбанфоруме было проведено три пленарных заседания, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
"Для будущего Владивостока нет ничего невозможного" - такие слова вполне можно считать неофициальным девизом масштабной международной встречи, прошедшей на острове Русском. Более 30 экспертов выступили с докладами на трех пленарных заседаниях и трех круглых столах урбанфорума, а также в ходе итогового заседания, который проходил в формате свободной дискуссии.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает Юрий Громыко, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Ну а камертон дискуссиям, пожалуй, задал модератор пленарного заседания форума "Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций" директор Института опережающих исследований им. Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс "Развитие" (RAZVITIE) – ТЕПР Юрий Громыко.
В докладе "Тренды урбанизации, сети городов и модернизация России: роль пространства в управлении знаниями и развитии человеческого потенциала", подготовленном совместно с известным экспертом, директором "Издательско-продюсерского центра "Образ региона", консультантом рабочей группы ТЕПР Владимиром Соколовым, Юрий Громыко выдвинул две интересные идеи, способствующие формированию Владивостока как глобального города, выполняющего функции международной коммуникативной площадки и транспортно-логистического узла мирового уровня. Это – создание инфраструктурного кольца вокруг Японского моря (Приморско-Сахалинского кольца), обеспечивающего гармоничное взаимодействие и связанность экономик территорий дальневосточной России, Японии, Китая, КНДР и Республики Корея (в этом случае Владивосток мог бы стать управляющим хабом Приморско-Сахалинского кольца). И - формирование на основе трансграничной Владивостокской агломерации модельного молодежного города развития.
Выступление Юрия Громыко, Фото с места события собственное. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
А в еще одном докладе "Значение формирования Владивостокской городской агломерации для проекта Транс-Евразийский пояс "Развитие" (RAZVITIE)", подготовленным совместно на этот раз с советником президента ОАО "РЖД", руководителем рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс "Развитие" (RAZVITIE) – ТЕПР с Михаилом Байдаковым, Юрий Громыко рассказал о принципах и преимуществах формирования инвестиционно-экономического пространства нового типа, смысл которого состоит в том, чтобы на территории России, включающей Западную Сибирь, Восточную Сибирь и Дальний Восток, совместно с Западной Европой создать центр генерации общественного богатства на основе дружественного, добрососедского, взаимовыгодного не только торгового, но и промышленно-технологического сотрудничества со странами Восточной Азии.
Фактически речь идет о появлении на территории Евразии еще одного технологического полюса, формирования условий для технологически состоятельной модернизации Дальнего Востока и всей России.
Важнейшим здесь становится вопрос о создании производственных наукоемких активов нового типа и их размещении на инфраструктурах следующего поколения. Эти инфраструктуры, определяющие в широком смысле транспортировку необходимого количества качественных ресурсов (энергии, информации, материалов, технологий), становятся важнейшим фактором производства, а также создания новых поселений и городов.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает Юрий Крупнов (слева), Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
С политико-футуристической позиции предложил взглянуть на будущее Владивостока председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, который выступил с докладом "Комплексные градостроительные программы как база адекватной стратегии развития Дальнего Востока России" на круглом столе "Модели трансграничной урбанизации для развития Дальнего Востока России".
"В ближайшие годы необходимо совместными усилиями и с опорой на трансграничное сотрудничество запустить с Дальнего Востока новую урбанистическую волну для всей России, с реализацией комплексных градостроительных программ как основу эффективной стратегии развития российского Дальнего Востока и отработки технологий градостроительного и проектного развития всей России", - сказал известный российский публицист и политик.
Благодаря заделу, вызванному саммитом АТЭС, Владивосток в ближайшие 10-15 лет имеет все возможности выступать как город цивилизации и оператор развития всей Северо-Восточной Азии, как геокультурная столица России в АТР.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает Ярослав Семенихин, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Драйвером экономического развития не только российского части Дальнего Востока, но и всего региона в целом должен стать Владивосток по мнению генерального директора ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота" (ДНИИМФ) Ярослава Семенихина, который выступил с докладом "Будущее Владивостока в системе мировых коммуникаций: от транспортной площадки до эффективной территории".
"Всего несколько лет назад все рассуждали о том, как России не потерять эту часть своей территории. Сегодня мы говорим о том, как придать городу Владивостоку и всей будущей агломерации, связанной с ним, новое важное направление, понятное населению, власти, бизнесу, всей экономике и политике нашей страны", - сказал Ярослав Семенихин.
С точки зрения генерального директора ДНИИМФ, Владивосток должен напрямую участвовать в таких международных транспортных коммуникациях, как БАМ, Транссиб и Северный морской путь, и участвовать как конкурент в других международных маршрутах.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Евгений Юденич, Фото с места события собственное. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
Главные принципы развития Владивостокской агломерации назвал в своем докладе "Современный подход (на уровне требований XXI века) к вопросам градостроительного развития Южной части Приморского края в пределах Владивостокской агломерации" руководитель мастерской ОАО "Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики" (Санкт-Петербург) Евгений Юденич.
Это – концепция комплексного развития агломерации как целостной системы населенных пунктов, свободное от административных ограничений расселение населения агломерации, постепенный переход от застройки периферийных районов города к комплексной реконструкции внутренних частей и появление центров роста за границами метрополии и др.
"Градостроительное развитие метрополии Владивостокской агломерации предполагается подчинить главной цели – созданию российского центра политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе", - сказал Евгений Юденич.
На первом Владивостокском урбанфоруме собрал немало иностранных участников, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Своим пониманием роли трансграничного и мультиинфраструктурного Владивостока, а также опытом реализации крупных инновационных проектов развития поделились зарубежные участники урбанфорума.
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает г-н Ли Цзинхао , Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
О значении моделей пограничной открытости для трансграничного сотрудничества городов на примере связи пилотной зоны освоения и развития района Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь и Расширенной Туманганской Инициативы рассказал один из самых почетных гостей форума г-н Ли Цзинхао, губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа КНР (побратима города Владивостока).
На первом Владивостокском урбанфоруме. Выступает г-н Чанг Чи Хёк, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Большой интерес у участников форума вызвал доклад экс-председателя Группы "Кохап" (KOHAP Group), председателя Дальневосточной ассоциации "Корея – Россия", президента Корейского фонда образования и культуры, почетного гражданина города Владивостока Чанг Чи Хёка ("Владивосток и высокоскоростная железная дорога в развитии единой Евразии: опыт корейско-российского проектирования").
Красной нитью сквозь выступление доктора Чанг Чи Хёка проходила мысль о том, что Владивосток должен стать крупнейшим и важнейшим транспортно-логистическим узлом в Северо-Восточной Азии, совмещающим возможности всех видов транспорта: морского, железнодорожного и автомобильного.
Будущей Владивостокской агломерации необходимо комплексное развитие, включающее заботу о благоприятном экологическом состоянии и красивом и престижном внешнем виде. По мнению авторитетного южнокорейского бизнесмена, в случае реализации корейско-российского проекта высокоскоростной железной дороги, соединяющей Дальний Восток с Европой, намного возрастет потенциал Владивостокского морского порта.
Выступает г-н Симотомаи Нобуо, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
О заинтересованности ближайших соседей России в существовании крупной, промышленно развитой трансграничной агломерации на юге Приморского края сказал профессор токийского университета Хосей, постоянный участник международного дискуссионного клуба "Валдай" Симотомаи Нобуо, идеолог двух Российско-Японских Дальневосточных форумов, прошедших во Владивостоке в 2012 и 2013 годах. Он выступил с докладом "Японский взгляд на перспективы развития транспортного, энергетического, научно-технологического сотрудничества".
По словам профессора, Япония готова экспортировать из Приморья сжиженный газ и электричество, производимые на высокотехнологической основе. Другим важным направлением трансграничного сотрудничества Приморья и соответствующих территорий Японии могли бы стать научно-технологическое взаимодействие, культурные и спортивные контакты, отметил г-н Симотомаи Нобуо.
На первом Владивостокском урбанфоруме, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Немало интересных идей и предложений прозвучало и в ходе итогового заседания "Проблемы проектирования глобального города. Поиск модели, внешние и внутренние факторы развития Владивостока в перспективе до 2050 года", проходившего в формате свободной дискуссии.
Общение на первом Владивостокском урбанфоруме шло и в перерывах, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia
Как сообщало PrimaMedia ранее, участниками Владивостокского урбанистического форума, организованного администрацией Владивостока при поддержке ДВФУ, стали представители органов государственной и муниципальной власти, государственных корпораций, бизнес-структур, проектных и исследовательских организаций России, международной сети городов-побратимов и партнеров Владивостока (Шанхай, Далянь, Чанчунь, Сеул, Пусан, Инчхон, Токио, Ниигата и др.), трансграничного экспертного сообщества и др.
Подробнее узнать о программе форума, познакомиться с новостями и материалами СМИ, посвященными форуму, можно на официальном сайте администрации Владивостока.
Напомним, в рамках подготовки к первому Владивостокскому урбанистическому форуму администрация Владивостока при содействии РИА PrimaMedia организовала ряд круглых столов с привлечением широкого круга специалистов и экспертов на площадках ведущих вузов города и городской администрации. В работе ряда круглых столов принимал участие глава Владивостока Игорь Пушкарёв, а также его заместители, руководители и специалисты структурных подразделений городской администрации. Дискуссии, проходившие на круглых столах, помогли сформировать повестку дня предстоящего форума.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Завершился первый Владивостокский урбанистический форум
Создать природный парк "Eco-Terra" во Владивостоке предложили на урбанфоруме
Корректировка Генплана Владивостока: не сковывать себя рамками невозможного - Литвинов
На Дальнем Востоке можно строить "умные города" - Коно Мичинага
Предложения для инвесторов строительства ВКАД озвучили на Владивостокском урбанфоруме
Ключевая концепция развития Владивостока - концепция города гармоничного развития - Зубова
Формат трансграничной агломерации предложили Владивостоку
Владивостокский урбанистический форум начал свою работу на острове Русском
Генплан Владивостока обсудят со всех сторон на урбанистическом форуме
Почетный гражданин Владивостока из Кореи примет участие в урбанфоруме
Владивостокский урбанистический форум начнет свою работу завтра, 14 ноября
Губернатор китайского округа – побратима Владивостока станет гостем урбанфорума
Инвесторов для ВКАД надеемся привлечь на урбанфоруме во Владивостоке – Вильчинский
Международным городом должен стать Владивосток - Юрий Авдеев
Рано или поздно Владивосток станет столицей Дальнего Востока - Владимир Воробьев
"Импортозамещение" в градостроительстве предложат на Владивостокском урбанфоруме
Регистрация участников Владивостокского урбанфорума завершилась 10 ноября
Агломерация – один из шагов к повышению качества жизни приморцев – Алексей Козицкий
Повестка урбанфорума напрямую влияет на судьбу развития Владивостока – Сергей Смирнов
Владивостокский урбанфорум поможет городу увидеть контуры будущей агломерации – Мельник
Строительство ВКАД с привлечением частных инвестиций обсудили во Владивостоке
Проект ВКАД действительно приоритетен для Владивостока – Алина Заборовская
ВКАД запустит механизм ГЧП в Приморье – Наталья Зубова
ВКАД во Владивостоке обретает реальные черты – Леонид Вильчинский
Трансграничность - одна из возможностей Владивостока реализовать себя - эксперты
Создание арт-кластера во Владивостоке придаст городу еще один вектор развития - эксперты
ВКАД - основа будущей транспортно-логистической системы Владивостока – эксперты
Необходимы новые подходы к развитию Владивостока - эксперты
Создание арт-кластера во Владивостоке придаст городу еще один вектор развития - эксперты
Проекты развития острова Русский обсудили на круглом столе во Владивостоке
Архитектурную концепцию ВКАД обсуждают на круглом столе в администрации Владивостока