Рыбная отрасль — на сегодняшний день единственная в стране, которая формирует позицию бизнеса по вопросам государственного регулирования (в том числе и в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины") в тесном взаимодействии с лучшими научно-исследовательскими институтами России. Как отметил 16 марта в ходе совещания в Совете Федерации президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, такой подход позволяет рыбакам выстраивать диалог с госорганами-регуляторами не основе "не лозунгов, а конкретных цифр, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что 16 марта в верхней палате российского парламента прошло совещание "О реализации механизма "регуляторной гильотины" в отраслях рыбопромышленного комплекса", которое провела член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева. Герман Зверев принял участие в нем и как руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны, и как сопредседатель рабочей группы "Рыболовство", сформированной в 2019 году для реализации механизма "регуляторной гильотины" правительственной подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.
Как отметил в своем выступлении Герман Зверев, "регуляторная гильотина" поставила как представителей органов власти, так и бизнеса перед необходимостью доказывать свою позицию посредством цифр.
"Расчеты издержек исполнения требований законодательства стали ключевыми аргументами для членов подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при наличии разногласий между членами рабочей группы. В этой в связи необходимо отметить комплексное исследование Высшей школы экономики, по результатам которого было инфицировано 55 нормативных правовых актов, оказывающих наибольшее воздействие на отрасль", — рассказал Зверев.
От ИА PrimaMedia отметим, что в сотрудничестве с ВАРПЭ Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) провел в 2018-2020 года серию масштабных беспрецедентных исследований по выявлению избыточных, устаревших и дублирующих друг друга регуляторных требований в рыбной отрасли страны, а также — по подсчету с помощью "метода стандартных издержек" тех затрат, которые несут рыбопромышленные предприятие на выполнение таких требований
Избыточное регулирование отнимает у рыбной отрасли России почти 60 млрд рублей в год — ВШЭ
Руководитель ВАРПЭ отметил, что результаты любого качественного исследования не претендуют на абсолютную истину и уж тем более не является основанием для скороспелых решений по изменению нормативно-правовой базы.
"Это всегда способ обсудить проблему и предложить варианты. Это первое и пока единственное в России комплексное исследование, в котором оцифрованы все регуляторные затраты отрасли. Можно и нужно "пробовать на зуб" каждую цифру", — заявил Зверев.
Вместе с тем докладчик констатировал, что рыбацкое сообщество — это единственное деловое сообщество в стране, которое с помощью ученых предложила формат обсуждения проблем "не лозунгами, а конкретными цифрами". С этими выводами согласились и принявшие участие в совещании представители Рыбного союза и Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота.
"Мы очень рады, что верхняя палата парламента рассматривает этот документ для того, чтобы он стал форматом диалога", — подчеркнул Герман Зверев.
Кроме того, в своем выступлении сопредседатель рабочей группы по реализации механизма "регуляторная гильотина" в рыболовстве рассказал об итогах деятельности рабочей группы. Зверев отметил, что с ноября 2019 по март 2021 года рабочая группа провела 64 заседания, в ходе которых были рассмотрены 97 проектов нормативно-правовых актов, в том числе — 17 законопроектов, 30 проектов постановлений правительства, 50 ведомственных приказов. По итогам "регуляторной гильотины" отменено свыше 250 актов, регулирующих деятельность организаций отрасли.
"По 64 проектам документов наша рабочая группа являлась основной, то есть ее решение считалось основополагающим при рассмотрении на заседании подкомиссии. По 33 проектам группа "Рыболовство" являлась дополнительной. Мы активно взаимодействовали с другими рабочими группами, в том числе в сфере "Животноводство и растениеводство", "Транспорт", "Трудовые отношения и охрана труда", "Экология и природопользование", — рассказал Герман Зверев, поблагодарив все задействованные в работе по применению механизма министерства и ведомства за плодотворную совместную работу и тесное взаимодействие, а также Совет Федерации — за внимание к столь важным для рыбаков вопросам оптимизации регулирования отрасли.
Докладчик отметил, что в состав экспертной группы "Рыболовство" изначально были включены представители не только рыбодобывающих предприятий, но и рыбоводных хозяйств, рыбоперерабатывающих заводов, верфей. Также в ее состав вошли шесть депутатов Госдумы.
Одним из ярких примеров эффективной работы такого механизма, по мнению президента ВАРПЭ, стало ускорение разработки законопроекта о электронном промысловом журнале (ЭПЖ).
"Законопроект достаточно много лет находился "на запасном пути", но благодаря "регуляторной гильотине" вышел на главный путь и набрал приличную скорость", — отметил Герман Зверев.
Тем не менее остается круг вопросов, которые не всегда удается решить в рамках механизма, уточнил сопредседатель рабочей группы, приведя в пример постановление правительства № 2398 от 31 декабря 2020 года "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду". Несмотря на согласование предложений рабочей группы с Минприроды и подкомиссией по контрольно-надзорной деятельности, правительством был принят иной текст постановления, который существенно ухудшает деятельность рыбопромышленных предприятий
"По сути дела, рыбопромышленные объекты, с точки зрения оказания негативного воздействия на окружающую среду, фактически приравниваются к металлургическим предприятиям, предприятиям по добыче полезных ископаемых, химическому производству, предприятиям по утилизации отходов потребления", — уточнил Герман Зверев, призвав Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию инициировать работу по приведению текста постановления к согласованной в ходе процедур "регуляторной гильотины" редакции — с обязательным учетом позиции правительств прибрежных регионов и рыбацких объединений.
Также в ходе своего выступления Герман Зверев отметил, что "регуляторная гильотина" по-новому переформулировала подходы бизнеса к формам и методам организации контроля за сохранностью водных биоресурсов.
"Сразу подчеркну: ни ВАРПЭ, ни другие отраслевые объединения никогда не выступали и не выступают за отмену или ослабления госконтроля в этой сфере, осуществляемого Пограничной службой. Мы считаем, что изменение системы контроля всегда происходит и может происходить при изменении экономических и правовых условий", — резюмировал президент ВАРПЭ, напомним, что составы рабочих групп "регуляторной гильотины" переутверждены, при этом "рыбная" группа дополнена. По словам Зверева, рыбацкое сообщество и дальше полностью готово продолжить самое активное участие в этой работе.
Напомним, что реформа контрольно-надзорной деятельности, которую государство реализовывает с помощью механизма "регуляторной гильотины", предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований, сотни из которых относятся еще к советскому периоду в истории страны. Согласно данным АИС "Единый реестр обязательных требований", в рамках механизма "регуляторной гильотины" планируется отменить 3003 НПА: 577 постановлений и 15 распоряжений правительства РФ, 2 411 ведомственных актов. Взамен планируется принять 462 НПА.