Неделя прошла под знаком воспрянувшего из небытия Петербургского экономического форума (ПМЭФ). Увы, но по большому счёту, Приморье оказалось чужим на этой ярмарке тщеславия госкорпораций и чиновников. Недаром в сводке новостей с полей главной экономической площадки страны прозвучал лишь один потенциально интересный инвестпроект частного капитала в регионе — строительство битумного завода корпорацией "ТехноНиколь". И тот, как это часто бывает, оказался по факту на грани срыва из-за сложностей с выделением земли и подводом газа. Проблем с чем, как выяснилось, нет у соседнего Хабаровского края с их энергичным и.о. губернатора, и отделённого от материка Татарским проливом Сахалина.
Будем надеться, что этот и другие проекты со сложной судьбой рано или поздно станут реальностью. А пока ждём, отложим свои ожидания на Восточный экономический форум, на площадке которого традиционно презентуются "хотелки" с миллиардным замахом. Об этих и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Реально строить негде
Президент и основной владелец группы компаний "ТехноНиколь" Сергей Колесников на дальневосточной сессии в рамках ПМЭФ назвал три ключевые проблемы, тормозящие масштабный приход инвесторов на Дальний Восток: отвратительная логистика, "пробки" на автомобильных пограничных переходах с Китаем и практически отсутствие инфраструктуры для строительства предприятий.
"Первое — это огромные расстояния, соответственно, очень сложная и дорогая логистика. Второе — системное отсутствие пограничных переходов, хотя об этом постоянно говорят на Восточном экономическом форуме. Лично я об этом слышу уже шесть лет. Автомобильные "пробки" на границе как были, так и есть. И это большая проблема", — сказал Сергей Колесников в рамках сессии "Дальний Восток: ресурсный фронтир или двигатель роста?"
Фронтир (англ. frontier — граница, рубеж) — это зона освоения. Территория, социальные и экономические условия которой определяются идущим на ней процессом освоения. Термин "фронтир" официально применялся также для обозначения линии, ограничивающей территорию с плотностью населения менее двух человек на одну квадратную милю.
С третьей проблемой — отсутствием необходимой инфраструктуры — "ТехноНиколь" уже столкнулась на собственном опыте.
Мы в Приморье хотим построить комплекс по производству битумных материалов, мастик. Столкнулись с тем, что очень сложно найти площадку, которая газифицирована, имеет электричество и имеет транспортные подъезды",
— сказал Сергей Колесников.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, "ТехноНиколь", ранее реализовавшая производственный кластер в Хабаровском крае, готова построить в Приморье завод по производству битумных материалов и мастики, завод по вторичной переработке полимеров и производству панелей XPS, а также логистический распределительный центр.
При этом Приморье выбрано московским инвестором неслучайно: "ТехноНиколь" через местные порты хочет экспортировать свою продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также в арктическую зону, где развиваются крупные нефтегазовые проекты и есть большой спрос на строительную продукцию.
"Огромный спрос на нашу продукцию предъявляет арктическая зона. Есть два удобных способа доставки товара: из Красноярска по реке и Севморпутем из Владивостока. Треть продукции мы хотим поставлять из Приморья в арктическую зону и одну треть — в АТР", — сказал Колесников.
Корпорация "ТехноНиколь" создана в 1992 году, производит и поставляет кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы. В составе компании — 56 производственных площадок в семи странах. В хабаровский производственный кластер корпорации "ТехноНиколь" входят четыре предприятия — по производству пластиковых водосточных систем, строительных тепло— и звукоизоляционных материалов из каменной ваты и экструзионного пенополистирола, а также учебный центр.
Одна из задач — расширить круг иностранных компаний, которые могут переезжать в приморский "офшор"
"Мы хотим построить новых мощностей на 60 млрд рублей. И у нас планы строительства — от Санкт-Петербурга до Приморья. Основная проблема — инфраструктура и еще раз инфраструктура. Реально строить негде", — констатировал Колесников.
Пикантность ситуации — в том, что главы Хабаровского края и Сахалинской области Михаил Дегтярёв и Валерий Лимаренко, участвовавшие в работе дальневосточной сессии, моментально отреагировали на посыл инвестора, предложив реализовать его проекты на территории этих регионов. "Землю дадим, льготы дадим, газ дадим", — пообещал Дегтярёв, а Лимаренко пошёл ещё дальше, напомнив, что у Сахалина есть незамерзающие порты и в целом "условия лучше, чем в Хабаровске".
"Отлуп" соседям на фоне отъезда из Санкт-Петербурга главы Приморья Олега Кожемяко пришлось давать председателю правительства Приморья Вере Щербине.
"Сегодня дорого завозить строительные материалы из других субъектов страны. Поэтому мы уже провели с компанией первичные диалоги. Сейчас инвестору нужна серьезная площадка, инфраструктура — свет, газ, железная дорога, чтобы использовать материалы на всем Дальнем Востоке. Мы окажем им всяческое содействие, будем смотреть все механизмы поддержки, предусмотренные законом", — приводит слова Веры Щербины пресс-служба правительства Приморья.
Льготная ипотека спасет строителей, но ударит по покупателям
Федеральные застройщики во главе с группой ПИК отложили валидол в сторону, минимум на год — согласно велению свыше, льготная ипотека для россиян продлевается на один год — до 1 июля 2022 года. Реализация этой программы ранее привела к росту цен на фоне повышенного спроса на жилье. По данным Росстата, в 2020 году цены на первичном рынке жилья выросли на 12%. Аналитические агентства оценивают рост в среднем в 19%, в отдельных регионах — до 30%.
Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ анонсировал продление программы льготной ипотеки для всех регионов России с символическим повышением ставки с нынешних 6% до 7% и обрезанием кредитного лимита до 3 млн рублей. Первоначальный взнос по госпрограмме льготной ипотеки останется на уровне 15%. На этом фоне акции строительных компаний начали сразу же расти в цене.
Программа льготной ипотеки на новостройки по ставке до 6,5% годовых заработала в середине апреля 2020 года и должна была завершиться 1 ноября. В конце октября программа была продлена до 1 июля 2021 года. Кредитный лимит по программе сейчас составляет 12 млн рублей в Москве и Московской области, Петербурге и Ленобласти и 6 млн рублей — в других регионах. Пикантность ситуации в том, что заемщикам будет крайне сложно найти на первичном рынке квартиры стоимостью до 3 млн рублей. В то же время ряд крупных банков предлагает льготную ипотеку на лучших условиях. По данным "Дом.РФ", средние ставки в ряде случаев варьируются в диапазоне 5,5-5,85% годовых.
"Льготная ипотека была одной из антикризисных мер, она помогла восстановить спрос. Сегодня ипотека под 7% поможет поддержать спрос. Льготная ипотечная программа даст людям спокойно посмотреть на продукт, не торопясь к сроку окончания предыдущей программы", — сказал гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко.
Интересная деталь — в беседе с корреспондентом ИА PrimaMedia глава одного из федеральных застройщиков, активно разрабатывающих Приморье в последнее время, отметил, что готов строить качественное и доступное жилье на острове Русском при одном условии — что в этом процессе будет активно участвовать ДОМ.РФ. С чего бы это? Ответ очень простой — правила работы госкорпорации на "диком Востоке" однозначно на руку крупным девелоперам в части земельного отведения.
Поддержку строителям гарантировал и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Мы будем не только поддерживать бизнесы — мы будем строить большие объемы жилья. Я хочу, чтобы предприниматели услышали — их сотрудники должны жить в качественном, недорогом жилье. Это может быть как арендное жилье по уникальным ставкам, вместе с субсидиями региональными. С группой ДОМ.РФ у нас сейчас базовая двухкомнатная квартира может стоить 6 тысяч рублей в месяц. Ну совершенно любая зарплата вытащит такое жилье",
— сказал Алексей Чекунков.
"Звоночек" для "Русагро"
Прогноз о том, что инвестпроект группы "Русагро" в Приморье ожидают непростые времена, похоже, подтверждается — основной владелец "Русагро" Вадим Мошкович, ранее пригласивший на старт проекта Владимира Путина, впервые за последние годы остался "за бортом" основной повестки ПМЭФ. Корреспондент ИА PrimaMedia, несмотря на большое желание, так и не смог отыскать хотя бы "следов" активности федерального агрохолдинга.
Ранее анонимный телеграм-канал "Незыгарь", ссылаясь на неназванные источники, сообщил, что Мошковича власти объявили "нерукопожатным", с "Русагро" прекращены все контакты на уровне федеральных органов власти, а самого бизнесмена даже вычеркнули из списка участников Петербургского экономического форума.
"Русагро" с 2016 года строит на Дальнем Востоке свинокомплексы мощностью 75 тысяч тонн свинины в живом весе, завод по производству комбикорма и комплекс мясопереработки. Оператором проекта является ООО "Русагро-Приморье" (зарегистрировано в селе Михайловка в 2014 году). Ожидается, что первая товарная продукция будет произведена осенью 2021 года.
Тем временем у "Русагро", проекты которого считаются якорными для ТОР "Михайловский", уже начались проблемы с экологией. Приморская "дочка" холдинга была уличена Россельхознадзором в нарушении земельного законодательства, ей грозит административный штраф за порчу плодородного слоя на используемых землях в Михайловском районе.
Нарушения были выявлены 5 апреля сотрудниками Россельхознадзора в ходе выездной внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых работает "Русагро-Приморье".
По факту выявленных нарушений управлением Россельхознадзора в отношении юридического лица возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Дело рассмотрено 28 мая. Предприятию грозит административный штраф.
Погранпереходам прописана дезинфекционная обработка
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко озвучил жизненно важную необходимость создания дезинфекционных барьеров в пунктах пропуска на российско-китайской границе. Сегодня действующие автомобильные пункты пропуска "Пограничный", "Краскино", "Полтавка", "Турий Рог" оснащены дезинфекционно-промывочными блоками (дезбарьерами), вместе с тем ни один из них не удовлетворяет требованиям российского законодательства по организации ветеринарного контроля, а в пункте пропуска "Пограничный" дезинфекционная обработка и вовсе не производится.
Наши неоднократные обращения о необходимости строительства дезинфекционных барьеров ни к чему не привели. В этом году мы запускаем несколько крупных свинокомплексов — более 1 млн голов, запускается птицефабрика. Для нас важна эпидемиологическая безопасность. Наличие дезбарьеров — это вопрос самый срочный. Россельхознадзор должен принять меры. И Минтранс, и Росгранстрой — определиться со строительством дезбарьеров",
— заявил Олег Кожемяко после совещания, посвященного вопросам деятельности погранпереходов, которое провел во Владивостоке вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Трутнев.
Губернатор также отметил, что в Приморье из-за плохого состояния автодорог есть проблемы с вывозом леса.
"Вопросы дорог. Если дороги ведут от федерального центра к границе, тоже должны выделяться средства на их содержание. У нас 678 км этих дорог. Мы неоднократно писали, что более 150 тысяч кубов леса не вывезено, 100 тысяч кубов леса скопилось в Чугуевском районе", — сказал глава региона.
На территории Дальневосточного федерального округа функционируют 58 пунктов пропуска, в том числе 14 пунктов пропуска в Приморье. Реконструкция пунктов пропуска осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации на 2012-2021" (продлена до 2024 года) и государственной программы "Развитие транспортной системы", в которую с 1 января этого года включены мероприятия национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Юрий Трутнев по итогам совещания распорядился ускорить возобновление строительства погранперехода "Пограничный", работы на котором начались несколько лет назад, но из-за недобросовестности подрядчиков были приостановлены.
Пункт пропуска "Пограничный". Фото: официальный сайт Полпреда Президента РФ в ДФО
По словам представителя Росгранстроя, в настоящее время идет корректировка проектно-сметной документации, которая завершится к августу, затем начнется конкурс на поиск подрядчика, в 2022 году — строительство. Сдать погранпереход в эксплуатацию планируется в 2023 году.
"В 2013 году началось строительство погранперехода "Пограничный". Но этот пункт пропуска и другие не достроены. Строительство постоянно переносится на более поздний срок, объёмы финансирования увеличиваются. На пунктах пропуска стоит многокилометровая очередь. Такого происходить не должно. Всё это показывает отношение ответственных лиц к людям. И чиновники, которые такое допускают, должны за это ответить", — отметил Юрий Трутнев.