Комплексное развитие территорий не просто модная тенденция или фигура речи, а вписанная в закон данность. Что, собственно, теперь с этой данностью делать и как ей пользоваться? Для Приморья концепция "строим не дома, а кварталы" особенно актуальна, учитывая всплески негодования местных жителей по поводу точечной застройки. Неудивительно, что тема стала одной из главных на секции "Урбанистика" в рамках 8-го Дальневосточного Медиасаммита.
Эксперты, среди которых были как теоретики, так и практики, обсудили, как сделать комфортной уже имеющуюся городскую среду и как создавать ее на "целине" изначально удобной для жителей.
В качестве практика выступил представитель одного из крупных федеральных инвесторов — заместитель директора по строительству Приморского филиала корпорации "Девелопмент-Юг" Михаил Попов. На счету компании за четверть века уже более двух миллионов сданных жилых "квадратов".
— Владивосток — специфический город. Здесь крайне мало территорий, а в самом городе строительство жилья ведется в основном точечно, — отметил эксперт. — У нас несколько иное видение, как надо действовать. И мы рассматриваем возможность осуществить большой проект комплексной застройки за Владивостоком, на территории около 43 гектар — по таком уже принципу, как делаем это в западной части России.
Представитель федерального застройщика показал скетч-проект одного из реализованных компанией жилых комплексов. На представленных эскизах был виден, по сути, целый жилой квартал (на 13 тысяч потенциальных жителей). Фишка в том, что он не втиснется в какой-нибудь район, не уплотнит и так тесную городскую среду, а возникнет, по сути, в чистом поле — расположится вблизи его по спутниковому принципу.
— Основные принципы, которые здесь были заложены — двор без машин, полная социальная инфраструктура, центральная аллея, которая соединяет элементы разновысотной застройки, близость автомагистрали, детские садики и школы. Конечно, основной продукт — жилье, — подчеркнул Михаил Попов, комментируя скетч-проект. — Но к нему прилагается все, что я уже перечислил. Это комплексное решение.
При этом существует ряд замедляющих комплексные проекты факторов. Во-первых, отсутствует четкий административный менеджмент передачи социальных объектов, построенных застройщиком, на уровень муниципалитета. Во-вторых, термин КРТ совсем недавно появился в законодательстве и еще не "приземлен" в регионы. Пока что более-менее подробные законодательные процедуры разработаны в Пермском крае. А главной проблемой остается подведение инженерных сетей. И она отражается на этажности домов — все-таки, бизнес решает бизнес-задачи. Проведение коммуникаций стоит дорого. Это вносит существенный вклад в себестоимость и окупаемость проектов. Решать сложную формулу приходится за счет роста этажности.
— Вкус потребителя меняется. Нельзя продавать квартиру, чтобы человек туда приходил только ночевать, потому что вся социальная инфраструктура отсутствует, нет никаких близлежащих детских садов и так далее. Конечный потребитель хотел бы получать не просто квадратные метры, а некий комплекс услуг за свои деньги. Мы считаем, что это направление крайне перспективное, — прокомментировал ситуацию Михаил Попов после выступления. — И наши проекты это подтверждают. Если есть спрос, мы готовы сформировать такие предложения. При этом нам бы очень хотелось привлечь внимание к отсутствию инженерной инфраструктуры и к сложностям в согласовании документов.
Мы бы хотели посредством этой площадки обратить внимание, что готовы взаимодействовать с органами местной власти для решения этих задач и, в свою очередь, готовы комплексно осваивать территории, учитывать интересы конечного потребителя и предлагать не просто "коробки для сна", а комплексный продукт.
Еще одну интересную тему затронул Сергей Хританьков, директор компании "Светлый город", которая сейчас разрабатывает концепцию развития освещения Владивостока. По словам спикера, сегодня в дальневосточной столицы исповедуется принцип "освещения для машин", который необходимо изменить на "освещения для людей". Эксперт предложил к решению загадки три ключа — смена парадигмы, человеческий масштаб и инклюзивность. Иными словами, освещать не только дороги города, но и тротуары (в некоторых случаях они освещены либо дорожными фонарями, либо наружной рекламой). Сами светильники предлагается устанавливать невысокими — не в десять метров, а в три, делать их "узконаправленными", чтобы лампы не били светом в окна домов. Внедрить или хотя бы идти по направлению к концепции "звездного ночного неба". Сегодня такая используется в Токио. Ее суть — чтобы в огромном и сияющем красками мегаполисе горожане могли разглядеть звезды на небосклоне.
Сергей Христаньков. Фото: ИА PrimaMedia
Исполнительный директор МАУ "Дирекция общественных пространств Владивостока" Анастасия Размахнина выступила с докладом "Брэндинг и идентичность общественных пространств", в котором рассказала об итогах работу учреждения за прошлый год (11 общественных пространств). Также эксперт сообщила своеобразном сборе Big Data по посещаемости общественных пространств. Сотрудники посредством системы видеонаблюдения мониторят, сколько людей посетило сквер, их пол и возраст. Данные будут учитываться для дальнейшей работы в этом направлении. Она же рассказала об интересной практике борьбы с вандализмом: сотрудник дирекции не спит по ночам и общается с распивающими алкоголь в скверах гражданами через динамики и видеокамеры. Просит удалиться. Граждане в основном поддаются увещеваниям таинственного радио в ночи.
Руководитель архитектурной мастерской "АМЛ" Валерия Лаптева представила "Топ-10 шагов на пути к имиджу столицы". Она обратила внимание на бесхозные территории и уборку, дизайн-код и гаражи, заборы, пешеходный квест, платные парковки, "выделенку" для общественного транспорта.
Валерия Лаптева. Фото: ИА PrimaMedia
Напомним, во Владивостоке 10 и 11 июня проходит "Дальневосточного МедиаСаммита". В течение двух дней пройдут десятки дискуссий, мастер-классов и других мероприятий для сотрудников медиаотрасли. Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2021 выступают правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет.