Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" (12+) по теме "Развивать Дальний Восток — что это значит?" состоялось во Владивостоке во вторник, 20 июля. Участники обсуждали результативность программ по развитию региона, анализировали исторические факты, обсуждали отношения с приграничными странами. Своим видением того, какие проблемы существуют в регионе и как можно их решить, поделился директор музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева Виктор Шалай.
Напомним, что основная задача дискуссионной площадки "Тихоокеанская Россия", созданной Приморским отделением Союза журналистов России и Дальневосточным отделением Российской академии наук, — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему.
— За последние полтора года в культурном сегменте возникла здоровая соревновательность между регионами Дальнего Востока. Сейчас это отчетливо видно на Камчатке, на Сахалине. Особенно видно в Еврейской автономной области, потому что они взялись восстанавливать музей Гражданской войны на Волочаевской сопке. Процессы в области музейной сферы активно развиваются, но до поры до времени: везде есть заметный кадровый дефицит. Я могу судить по количеству запросов о помощи, поступающих с регионов Дальнего Востока.
Мы упрекаем кого-то, кто живет далеко и не думает про Дальний Восток. Нужно констатировать, что подавляющее большинство жителей Дальнего Востока тоже про него не думают. Люди либо ждут удобной ситуации, чтобы покинуть регион, либо просто не хотят что-то менять.
По старинке слышится много упреков в сторону Запада: плохо думают, криво думают. В то же время люди, которые здесь за что-то отвечают, не думают совсем. Вообще никак. Степень их цинизма в принимаемых на местах решениях просто зашкаливает.
Приволакивать ножку и изображать из себя людей нуждающихся — в некоторой степени выгодно. Требовать преференций, субвенций и жаловаться, если не дают — это детское поведение, и оно заполонило множество умов. Вообще не понимаю, как это связано с грязными дворами, узкими тротуарами, с отсутствием каких-либо парков. Понятия не имею, как это связано с качеством траты бюджетных средств. Я связи просто не вижу. Когда я вижу очередную новость о том, что Приморью гарантирована очередная преференция на что-либо, то у меня, как у горожанина, создается впечатление, что это какой-то ролевой расклад. Мы из себя изображаем людей нуждающихся, нам прилетают деньги, а дальше — где-то на уровне траты бюджетных средств — люди опять получают узкий тротуар, кривой фонарь и грязный двор.
Я бы половину этих преференций уменьшил и отдал их на увеличение размера бюджетной зарплаты. Не на то, чтобы построили дороги, — не факт, что их вообще построят — а на увеличение зарплат, чтобы средняя по региону заработная плата была не 30 тысяч рублей, а 70. Был бы счастлив, если бы она была как в Москве, но она как во Владивостоке, и она недостаточная.
По своему опыту могу сказать: средняя зарплата в 70 тысяч рублей и отсутствие жилищного вопроса — то есть, решенный жилищный вопрос — и некий смысл, вокруг которого можно людей объединить — этого достаточно, чтобы человек жил в любимом городе. Проверено по тем организациям, в которых я работаю. Другой вопрос в том, что не хватает квалифицированной рабочей силы.
Прежде чем переходить на новую ступень развития, я бы на этой кое-что почистил. Потому что мне кажется, что это нерачительное, нерациональное распределение ресурсов. Мы живем до сих пор в сделанном в 2012 году. Мы как сдали мосты, так и не начали ни одной новой большой стройки. До этого мы жили мечтой, а теперь живем воспоминанием. Оно нас вдохновляет.
Как определить, что у города есть чувство собственного достоинства? По его отношению к старине. Тут у меня есть прямой упрек к людям, ответственным за соблюдение законодательства в области охраны культурного наследия. Более деградировавшей исторической среды я не помню за свои 40 лет. Я сейчас не про градостроительство, а про содержание памятников во Владивостоке. Чего мы хотим от гостей и местных жителей, если для нас нормально ходить мимо памятника Невельскому, у которого два года как украли ограду. Приехали люди и спилили её автогеном в центре города. У Муравьева-Амурского украли табличку с могилы. Город живет так, как будто ничего не произошло. И я не про единичный факт, а про небрежность к территории в целом. Это, на мой взгляд, отражается на качестве того, что мы думаем, говорим и делаем.
Прежде чем смотреть на Москву как на источник преференций, надо задуматься, что у нас здесь не так. Потому что совершенно точно не Псков повинен в том, что у нас нет ни одного живого фасада в городе. Не Смоленск виноват в том, что 90% корейских туристов, наличием которых мы так гордились, не хотят приехать ещё раз. Непорядок есть здесь, и дело не в количестве денег, — высказался Виктор Шалай.
Участниками дискуссии стали председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН и заведующий Центром глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН Виктор Ларин, ученый и политик, почетный гражданин Приморского края, председатель ЗСПК (четвертого и пятого созывов) Виктор Горчаков, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (г. Москва), доктор исторических наук Сергей Караганов, директор "ДОМ.РФ" в ДФО Александр Левинталь, председатель ДВО РАН, академик Валентин Сергиенко, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, эксперт фонда "Хамовники", кандидат исторических наук Анатолий Савченко, директор музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева Виктор Шалай, вице-президент Союза "Приморская торгово-промышленная палата" Михаил Веселов, заведующий отделом международных отношений Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор политических наук Сергей Песцов, заведующий кафедрой философии Школы искусств и гуманитарных наук, доктор философских наук Сергей Ячин.