Дальний Восток 18 октября. "Этот день в истории".
18 октября 1916 г. состоялось открытие движения поездов по Амурскому железнодорожному мосту у Хабаровска
Это один из крупнейших и уникальнейших мостов, построенных в начале ХХ века, получивший прозвище "Амурское чудо". До 1917 г. мост назывался Алексеевский в честь наследника престола цесаревича Алексея.
Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был вновь поставлен после поражения Российской империи в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. Был объявлен конкурс на лучший проект моста, в котором приняли участие ведущие инженеры-мостостроители. Победил проект, с привязкой к деревне Осиповка, находившейся в 8 км от Хабаровска. Проект Амурского моста был выполнен Л.Д. Проскуряковым, а Г.П. Передерий спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б.И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А. Пинус.
Гуляния в день открытия Амурского моста, 18 октября 1916 г.. Фото: из открытых источников
Торжественная закладка моста состоялась 12 августа 1913 г. в присутствии приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 г., то есть на строительство было отведено 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война. Осенью 1914 г. в Индийском океане германский крейсер "Эмден" потопил пароход с двумя последними фермами для моста, которые затем пришлось заказывать в Канаде. 18 октября 1916 г. мост был освящён и открыт для постоянного движения. Стоимость сооружения составила 13,5 млн руб. Пуском Хабаровского моста было завершено строительство Транссибирской магистрали.
В 1990-е гг. старый Амурский мост был реконструирован и заменен на новый Хабаровский мост.
18 октября 1943 г. основан Ванинский морской порт.
Бухта Ванина (названа в честь военного топографа Иакима Клементьевича Ванина) была открыта в мае 1853 года, впервые появилась на картах в 1876 году. Освоение бухты Ванина началось в 1939 году. В 1943 г. Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. Официальная дата основания порта — 18 октября 1943 года. В этот день Дальневосточным морским пароходством утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.
В апреле 1944 г. был сдан в эксплуатацию первый пирс. В строительстве порта и железной дороги большую роль сыграли заключённые, солдаты строительных батальонов, а также около 50 тыс. немецких и японских военнопленных.
Порт Ванино, 1977. Фото: из открытых источников
Значение Ванинского порта резко возросло с лета 1946 года, после того, как в порту Находка произошел взрыв парохода "Дальстрой" и были разрушены портовые сооружения. Ванинский транзитно-пересыльный лагерь стал пересадочным пунктом для заключённых, следовавших на Колыму. В порту Ванино происходила перегрузка заключённых из железнодорожных эшелонов на пароходы, следовавшие в Магадан.
С 1950-х гг., после окончания эпохи репрессий, порт развивался как торговый, с экспортом грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1973 г. открылась паромная переправа Ванино — Холмск. В 2000-х гг. порт был перепрофилирован на экспорт угля.
18 октября 1965 г. создан Корякский государственный академический ансамбль танца “Мэнго”.
Ансамбль был организован при Доме культуры Корякского автономного округа в пос. Палана Камчатской области. Основателем, первым балетмейстером и руководителем ансамбля был А. В. Гиль (1943–1988). Ансамбль "Мэнго" явился первопроходцем корякского искусства на сценах мира. С 1969 по 1988 гг. коллектив выступал в Монголии (1969), во Франции (1972—1973, 1985), в ГДР, Болгарии (1973), Польше (1975, 1978), США (1976), Италии (1984), Бельгии, Швейцарии, Монако (1985), Японии (1987). Ансамбль "Мэнго" стал лауреатом лауреатом Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973), был участником культурной программы Олимпиады-80, выступал на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985).
После трагической гибели А. В. Гиля (он погиб от выстрела психически неуравновешенного человека в родном селе на Украине) коллектив возглавляли П. Яганов, И. Жуков. С 1997 г. — балетмейстер Марк Нюмен. В 1999 г. “Мэнго” получил статус Государственного академического ансамбля. Указом администрации Корякского округа от 17 октября 2005 г. ему присвоено имя А. В. Гиля. В 2013 г. ансамбль принял участие в 9-м кочующем фестивале “Манящие миры. Этническая Россия”. В 2003 г. ансамбль переехал из Паланы в Вилючинск, но по-прежнему остаётся корякским национальным, потому что Корякия — колыбель “Мэнго”.