Едим на следующий день: маринованная капуста тает во рту - добавляем один овощ
04:40
Неприятный сюрприз - если пропал голос, что стоит и не стоит делать
04:20
Закон принят: 2 услуги ЖКХ вычеркнут из квитанций с 2025 года – что отменили
03:11
Пролом ретроградного Меркурия: эти 3 знака пробьет удар кармы под конец ноября
23 ноября, 19:30
Последнее воскресенье осени в Приморье будет солнечным и холодным
23 ноября, 19:16
Пенсионеров со стажем с 2002 по 2013 годы обрадовали солидной прибавкой с 1 января
23 ноября, 19:11
Беготня Овнов, скандал Весов и связи Рыб: подробный гороскоп на 24 ноября
23 ноября, 18:30
Рыцарь, Девятка, Туз: мощный таро-расклад Безумной Луны на Пентаклях с 25 ноября
23 ноября, 18:00
В Узбекистане планируют открыть представительство Приморья
23 ноября, 17:58
Девам грузовик налички, Рыбам приворот купюр - прогноз на финансы до 30 ноября
23 ноября, 17:30
Социальный рейтинг – что это? Приморские эксперты о гармоничном обществе будущего
23 ноября, 15:52
"Сладкую парочку" азиатских барсуков зафиксировала фотоловушка в Приморье
23 ноября, 14:32
Бросайте его и убегайте: эти 5 признаков - страшный "маячок" на первом свидании
23 ноября, 14:20
Во Владивостоке в районе улицы Снеговой насмерть разбился водитель
23 ноября, 13:36
Эксперт объяснил популярность леопардового принта у девушек во Владивостоке
23 ноября, 12:25
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40
Субсидируемые авиабилеты задерживаются с продажами 14 ноября, 09:14
В правительстве Приморья появился новый зампред с известной фамилией 13 ноября, 20:45
Новое агентство миграционной политики Приморья займется привлечением иностранцев на работу 13 ноября, 12:25

Приморский лом насильно забирают в Хабаровск, платная дорога Владивосток не спасёт

Главные экономические темы в традиционном бизнес-обзоре ИА
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

В июльской бизнес-повестке дня вновь обострившееся в последнее время противостояние Владивостока и Хабаровска, не всегда умело подогреваемое нынешним губернатором соседнего региона. На этот раз в трендах традиционно болезненная для экономики Приморья тема искусственного ограничения экспортных поставок металлолома в пользу хабаровского завода "Амурсталь" и запуск в Хабаровске первой на Дальнем Востоке скоростной платной автодороги, аналогом которой должна стать Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), которая, как оказывается, не совсем эффективна в нынешних условиях развития столицы ДФО.

Российский бизнес пытается максимально использовать возможности Приморского края для расширения сотрудничества с Китаем (пресловутый "Разворот на Восток" в трактовке чиновников). На фоне санкционных ограничений и логистических проблем на море рост загрузки показывают железнодорожные переходы, через которые вовсю идут не только уголь, но и зерно, и контейнеры, и даже удобрения.  

Приморью заЛОМили коэффициенты

Высокие вывозные пошлины и проблемы с логистикой с начала 2022 года обрушили почти до нуля экспорт лома черных металлов за пределы РФ. Плюс полный отказ Южной Кореи от российского сырья в последние месяцы. При этом регулятор в очередной раз повышает барьеры для экспорта, чтобы сохранить стабильные цены на лом на внутреннем рынке.

Приморские поставщики металлолома готовятся закрывать свои пункты приёма из-за введения новых ограничений на экспорт. Как традиционно считается, закрытие азиатских ворот выгодно владельцам металлургического завода "Амурсталь" из Хабаровского края, работающего на местном ломе. В минус остаются 84 предприятия на 2,5 тысячи рабочих мест в Приморье, для которого установлен самый драконовский коэффициент, а также ряд местных портов, задействованных в перевалке лома, прежде всего "Владивостокский морской рыбный порт".

3065243.jpgНа Дальнем Востоке федеральный холдинг скупает рыбопромышленные компании

На базе выкупленных активов создается интегрированный рыбопромышленный холдинг, способный составить конкуренцию местным "рыбным королям"

Патовая ситуация для дальневосточных экспортеров даже стала одной из основных тем конференции "Российский рынок лома металлов: работа в условиях антикризисной повестки", прошедшей во Владивостоке.

Тарифвная квота на экспорт лома черных металлов будет продлена с 1 августа до конца 2022 года. Её объём квоты составит 1,35 млн тонн, на него будет распространяться экспортная пошлина в 5% от таможенной стоимости, но не менее евро 100 за тонну. 

Предполагается распределение 70% объема квоты по историческому принципу между компаниями-экспортерами, осуществлявшими вывоз лома и отходов черных металлов в 2021 году, с применением коэффициентов для каждой компании. 

В соответствии с изменениями, для компаний Приморья предлагается установить минимальный коэффициент среди регионов ДФО — 0,43. Например, для Сахалинской области установлен коэффициент 1,71, для Камчатского края и Магаданской области — 2,85.

При этом ставка в 100 евро уже является уже заведомо заградительной и вводит дискриминационные условия для экспортеров лома черных металлов, утверждают ломозаготовители.

"Мы выступаем против ограничений экспорта, как и любых других ограничений в бизнесе. Это противоречит основам экономических законов. Чего мы хотим достигнуть этими ограничениями? У нас металлурги в два раза больше, чем нужно, производят в стране металла. Получить тепличные инкубаторные неконкурентоспобные производства? Зачем им добавлять 100 евро дополнительных доходов с каждой тонны и стимулировать сокращение издержек и повышение их эффективности труда? Проект нового постановления правительства об уменьшении экспортной квоты на металлолом Приморскому краю приведет к остановке работы десятков предприятий", — негодует представитель одной из крупных компаний.

По итогам 2021 года ломосбор в ДФО и Республике Бурятия составил более 1,66 млн тонн. Из них 720 тысяч тон (44%) было отгружено на завод "Амурсталь", 830 тысяч тонн (50%) на экспорт (в основном, в Южную Корею). Ещё 6% отправлено на прочие предприятия, находящиеся за пределами вышеуказанных регионов.

"Отрасль в Приморье переживает краш-тест. Если мы не предпримем совместные усилия, он может обрушить отрасль в 90-е годы. И регион в целом. В отсутствии возможности реализации большей части лома по рыночной цене сложилась монопольная ситуация. В связи с тем, что на Дальнем Востоке у нас по большому счёту один покупатель — "Амурсталь". Но такая политика закупа невыгодна и для самого завода "Амурсталь" в среднесрочной перспективе", — считает представитель ООО "Металлторг" (Владивосток, крупнейшее предприятие по сбору лома в Дальневосточном федеральном округе, ДФО) Алексей Митрофанов.

ООО "Амурсталь" производит сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат. С апреля 2021 года единственным владельцем завода выступает московское АО "Армада". Ранее на сайте "Амурстали" сообщалось, что 75% предприятия контролирует Павел Бальский.

Вице-губернатор Приморья Николай Стецко, в свою очередь, пообещал бизнесу поддержку от властей.

"Правительство Приморского края безусловно понимает значимость этой отрасли. Для нас это давно не какие-то там канализационные люки, это очень важная задача, которую выполняют ваши компании. Это ресайлинг (от англ. recycling, переработка отходов — Прим. ред.), переработка брака производства промышленных предприятий, техники, которая становится для нас невостребованной или устаревшей. Это та важная миссия, которую вы выполняете на нашей территории.

Скажу сразу, что мы в правительстве Приморского края прорабатываем официальную позицию. Мы считаем справедливым коэффициент распределения объёма квот лома и отходов черных металлов на территории региона не менее 1",

— сказал вице-губернатор Приморья Николай Стецко.

По экспертной оценке, уровень ломообразования в РФ сегодня в разы превышает внутреннее потребление.

"Поэтому ограничивать рынок, особенно на Дальнем Востоке, нельзя. К чему привели ограничения только этого года? Уровень ломосбора в ДФО за шесть месяцев этого года упал по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 44%. Сегодня Дальневосточный федеральный округ один из самых пострадавших от экспортных ограничений", — заявил директор ассоциации НСРО "Руслом.Ком" (объединяет ломозаготовителей России) Виктор Ковшевный.

Директор ассоциации НСРО "Руслом.Ком" Виктор Ковшевный

Директор ассоциации НСРО "Руслом.Ком" Виктор Ковшевный. Фото: ИА PrimaMedia

Увы, но всё идёт к тому, что доводы дальневосточников в очередно раз не будут услышаны на высшем уровне. И лучше не станет ни Приморью, ни Хабаровску. Хотя возможность изменить правила игры есть всегда. Пусть и задним числом.

Хабаровск справился с "Обходом", Владивосток тормозит на ВКАДе

Дальневосточные регионы распробовали на практике преимущества концессионных соглашений и государственно-частного партнерства (ГЧП). На прошлой неделе в тестовом режиме начала работать первая за Байкалом платная скоростная трасса в обход Хабаровска (проект "Обход Хабаровска"). А Республика Саха (Якутия) получит инфраструктурный кредит в размере 1,54 млрд рублей на подготовительный этап строительства Ленского моста и теплоснабжение комплексной застройки в Якутске. На подходе вроде бы проект Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), первый раз появившийся в генплане города ещё в 70-е годы, но его эффективность раз за разом ставится под сомнение.

Проект "Обход Хабаровска" реализован в формате концессии, которая в числе первых в стране получила софинансирование из федерального бюджета. Инвестором выступил инфраструктурный холдинг группа "ВИС", финансовый партнёром — Газпромбанк (он же претендует и на участие в проекте ВКАД). Ожидается, что новая автомагистраль общей протяжённостью более 52 километров позволит вывести из города транзитные потоки транспорта и разгрузит дорожную сеть на 18%.

Соглашение о строительстве автомагистрали сроком на 15 лет было подписано в декабре 2016 года с ООО "Региональная концессионная компания" (входит в группу "ВИС"). Компания по условиям соглашения обеспечивает организацию финансирования, строительство и эксплуатацию дороги до конца 2031 года (создана компания-оператор "Транстолл"). Хабаровский минстрой выдал разрешение на ввод в эксплуатацию автодороги в начале октября 2021 года, однако её не открывали к движению из-за возникших замечаний.

"Обход Хабаровска" на данный момент крупнейшая транспортная концессия в Дальневосточном федеральном округе. Инвестиции составили 37 млрд рублей, ещё 3,8 млрд рублей — средства концессионера, дополнительно вложенные в проект на финансирование операционной деятельности. Около 20% средств, вложенных в строительство дороги, — внебюджетное финансирование, собственные инвестиции Группы "ВИС" и заёмные средства Газпромбанка.

Возврат вложенных инвестиций будет осуществляться за счёт взимания оплаты за проезд. Первые два месяца автомобилисты смогут воспользоваться "Обходом Хабаровска" в тестовом режиме бесплатно.

Открытие платной автомагистрали "Обход Хабаровска"

Открытие платной автомагистрали "Обход Хабаровска". Фото: сайт Группы ВИС

Ожидаемо поставленный на паузу приморский аналог "Обхода" предполагается "продвинуть" уже в сентябре на Восточном экономическом форуме" (ВЭФ, 6+).

Напомним, что ещё в феврале этого года правительство Приморья рассмотрело две частные концессионные инициативы (ЧКИ) на право заключения соглашения о строительстве ВКАД: от китайской CRCC International Investment (инвестиционное подразделение китайской China Railway Construction Corporation, CRCC) и от Газпромбанка совместно с группой "БТС-Мост" (ранее — АО "УСК Мост"). Согласно российской заявке, концессионером в проекте выступает совместная компания Газпромбанка и "БТС-Моста" — ООО "ВКАД" (зарегистрирована в декабре 2021 года во Владивостоке). Полпред Юрий Трутнев ранее заявил, что власти Приморья поддерживают ЧКИ Газпромбанка и "БТС-Мост".

Речь идет о строительстве и последующей платной эксплуатации участка дороги общего пользования регионального значения "остров Русский — остров Елены — ул. Казанская" протяженностью 9,7 км, в том числе 2 км мостового перехода через пролив Босфор Восточный.

Газпромбанк планирует выступить в проекте не только в качестве участника совместной компании, но и как старший кредитор. Проект также предусматривает привлечение федерального софинансирования в рамках механизма "Дальневосточная концессия".

В преддверии ВЭФа экспертную оценку спроса на услуги платной автодороги во Владивостоке представила консалтинговая компания OTS Lab. Компания из Санкт-Петербурга в прогнозной модели рассмотрела несколько вариантов трассировки автомагистрали.

"Транспортная модель показала, что при оптимальном с точки зрения выручки тарифе дорога будет работать неэффективно на части участков. Более низкий тариф (или даже бесплатный проезд) повысит интенсивность движения, хотя и не на всех участках. Однако проблему перегруженного транспортом проспекта 100-летия Владивостока и других улиц ВКАД не решит ни при каком тарифе. А при прохождении трассы по побережью будет занято ценнейшее городское пространство, которое можно использовать для рекреации. К тому же не следует забывать, что новая скоростная дорога в городе часто приводит к индуцированному спросу: таким образом на улицах и так перегруженного машинами Владивостока станет только ещё больше автомобилей.

Мы рекомендовали Владивостоку отказаться от планов строительства ВКАД, проходящей как по побережью, так и в тоннеле. Первый этап строительства — мост на о. Елены — может быть реализован только при условии активной застройки островов Елены и Русского, а также реализации планов по выводу грузового потока из города, то есть введения строгих ограничительных мер. Для решения проблемы перегрузки улиц автомобильным транспортом мы, как и разработчики документов планирования, рекомендуем развитие общественного транспорта и пешеходной среды, так необходимых Владивостоку", — отмечается в заключении экспертов.

Китай выходит из пандемийной спячки

ПАО "Трансконтейнер" (входит в группу "Дело") запустило регулярные отправки контейнерного импорта из Китая в Россию через железнодорожный пограничный переход Камышовая (Приморье) — Хуньчунь (КНР), ранее на этом направлении была возможна отправка только транзитных грузов.

Первый состав с 51 контейнером отправился с Камышовой 7 июля, транзитное время до станции Воротынск (Калужская область) составит 12 дней. Транспортировка груза из города Хуньчунь и передача через погранпереход заняли менее суток. Сервис ориентирован на перевозку продукции, произведенной в северных провинциях Китая. Груз консолидируется в городе Хуньчунь, откуда отправки в Россию осуществляются на еженедельной основе.

Перевозка грузов из северных провинций Китая также осуществляется "Трансконтейнером" через сухопутные погранпереходы Маньчжурия (КНР) — Забайкальск (РФ) и Суйфэньхэ (КНР) — Гродеково (РФ, Приморье).

3058729.jpgНа Дальнем Востоке ищут покупателя на крупного золотодобытчика

Petropavlovsk ведёт отработку золоторудных месторождений в Амурской области

Генконсульство РФ в Харбине отмечает, что запуск регулярных перевозок контейнеров через железнодорожную станцию Камышовая позволит диверсифицировать потоки грузов через совместную границу и снизить нагрузку на другие российско-китайские пункты пропуска.

"Кроме того, (появилась — Прим. ред.) возможность для китайских предприятий консолидировать в г.Хуньчуне контейнерные грузы перед их отправкой в Россию, что в какой-то степени обеспечит гибкость работы логистических складов в Маньчжурии и Суйфэньхэ, переполненных китайскими экспортными товарами. Ожидаем, что по новому контейнерному маршруту из Китая будут экспортироваться в нашу страну машинно-техническое оборудование, автозапчасти, продукция лёгкой промышленности, товары повседневного спроса", — говорится в сообщении в официальном телеграм-канале генконсульства РФ в Харбине.

Отметим, что по данным Главного таможенного управления КНР объём торговли Китая и России в первом полугодии 2022 года вырос на 27,2%, до $80,675 млрд. В том числе, экспорт Китая в РФ в январе-июне вырос на 2,1%, до $29,55 млрд. Импорт российских товаров и услуг в Китай увеличился на 48,2%, до более $51,1 млрд.

223321
43
7