Продажи легковых автомобилей и LCV (лёгкий коммерческий автомобиль) в России в январе 2023 года снизились в годовом выражении на 63,1%, по сравнению с декабрем — на 49,3%, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Примерно половина рынка приходится на российский бренд Lada.
Согласно статистике АЕБ, в январе 2023 года в России было реализовано 32,499 тысячи автомобилей всех брендов (за исключением поквартально отчитывающихся немецких BMW и Mercedes-Benz, а также китайского Chery).
Более половины рынка в январе (без учета перечисленных выше марок) пришлось на российский бред Lada. Доля "АвтоВАЗа" выросла до 53,7% с 20,5% в январе 2022 года и 37,5% в декабре 2022 года. Столь высокий показатель доли является рекордным для "АвтоВАЗа" за всю новейшую историю РФ, пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе компании.
С учетом того, что на втором и третьем месте по продажам на российском рынке в январе оказались китайские Great Wall (бренды Haval и GW) и Geely с долями 14,8% и 10,8% соответственно, только на трех ведущих игроков пришлось около 80% месячного объема рынка легковых маши и LCV.
Помесячная статистика АЕБ, не включающая данные продаж BMW, Mercedes-Benz и Chery, сейчас представляет рыночную картину, которая в ряде аспектов значительно отличается от реальной. Тем не менее, эта статистика корректно отображает существующие тренды, в частности — тенденцию к распределению рынка между российскими и китайскими марками. Так, в ежемесячный топ-10 самых продаваемых моделей в РФ по версии АЕБ в январе впервые вошли исключительно Lada и "китайцы".
Январский пресс-релиз АЕБ также свидетельствует, что ряд прекративших деятельность в РФ автоконцернов распродали остатки автомобилей. Из наиболее крупных это, в частности, французская Renault, отразившая прочерк в графе о продажах через месяц после того, как свои "нули" показал японский Nissan — партнер Renault по альянсу, условия работы которого сейчас пересматриваются.
В четырех регионах Дальнего Востока в ближайшее время начнут работу дилерские центры Geely
Статистические тонкости
По подсчетам АО "Паспорт промышленный консалтинг" (ППК) — совместное предприятие оператора ЭПТС (АО "Электронный паспорт") и аналитического агентства "Автостат", продажи новых только легковых автомобилей в РФ в январе были на уровне 45,231 тысячи штук (-47,4% г/г).
Методы формирования статистики авторынка у АЕБ и ППК различаются. АЕБ агрегирует данные дистрибьюторов об отгрузках автомобилей дилерам. ППК основывается на данных первичной регистрации машин в ГИБДД на основании данных ЭПТС, что позволяет "Автостату", в том числе, оценивать объемы так называемого "параллельного импорта". В сложившихся условиях АЕБ думает о корректировке подхода к формированию своей статистики.