Действующий Градостроительный совет во Владивостоке был созван год назад — соответствующее постановление (в нем — и про состав, и про функции Совета) 20 мая 2022 года подписал мэр Константин Шестаков, который Градсовет, собственно, и возглавил. Тогда в мэрии одной из причин возрождения ранее упраздненного консультативного и совещательного органа называли "большой общественный резонанс из-за новых объектов застройки".
Стал ли упомянутый резонанс меньше или больше — судить трудно. Сам Градсовет, во всяком случае, поводов к нему не дает — заседания проходят в закрытом режиме, что на них происходит — пресс-служба городской администрации сообщает неохотно. Редакция ИА PrimaMedia поговорила о "консультативно-совещательной градостроительной лаборатории" с членом Градсовета архитектором Андреем Борняковым.
Справка: БОРНЯКОВ Андрей Иванович, советник заместителя председателя правительства Приморского края Елены Пархоменко, советник главы города Владивостока Константина Шестакова, член Союза архитекторов России, член градостроительного совета Приморского края, главный архитектор ООО "Град М".
— Какова главная ценность Градостроительного совета Владивостока? Или, другими словами, зачем и кому он нужен?
— Самая главная ценность Градостроительного совета — это большая ответственность за то, каким наш город будет завтра, каким он будет в дальнейшей нашей истории.
Что мы видим сейчас? Есть историческая часть города, где очень тщательно подходили к застройке. И есть сейчас такие ситуации, когда юридически, формально — стройка может быть, а вот за внешним обликом, контекстом и соразмерностью никто не смотрит.
В результате же мы получаем архитектуру, которая в любом случае останется в истории, и мы с ней живем сейчас. Если это красивая архитектура — мы любуемся этим зданием, мы его фотографируем, на его фоне многие фотографируются. Это действительно бывают просто архитектурные шедевры, достопримечательности города.
Но, к сожалению, таких проектов в нашем городе — единицы. Чаще всего пытаются сэкономить, упростить, реализовывать проект только в коммерческом плане. Заботиться, конечно, о внутренней составляющей здания, а как оно выглядит снаружи и как его видят жители и гости города — никто об этом не задумывается.
Поэтому ценность Градсовета — это про то, чтобы внешний облик тех зданий, которые юридически можно построить в том или ином месте, соответствовал общей застройке, концепции. Иногда, может быть, и выбивался бы из нее, но только за счет своего прекрасного облика, а где-то — гармонировал. В общем, чтобы в нашем городе строились поистине красивые, стильные здания.
— Существует ли в нынешнем составе Совета баланс между чиновниками, архитекторами, застройщиками, урбанистами?
— В основном Совет состоит из профессионалов-архитекторов и урбанистов. Есть общественные деятели, есть чиновники — это руководители города, те люди, которые напрямую несут ответственность в градостроительной сфере.
Что касается застройщиков — на сегодняшний день в Совете их нет. Насколько они необходимы? Какой бы хороший застройщик не был, в любом случае он воспринимается общественностью не совсем адекватно. И если он вдруг окажется в Градсовете, то сразу возникают разговоры, что он лоббирует свои интересы и т. д.
Поэтому я считаю, что даже и хорошо, что застройщиков на сегодняшний день в Совете нет. То есть Совет непредвзято, независимо смотрит на все проекты, которые на нем рассматриваются.
— Совет — это место для дискуссий или нет? Если да, то как в итоге принимается решение по тому или иному проекту?
— Безусловно, дискуссии на Градостроительном совете происходят. И мнения бывают противоположные. Все стороны — и от архитекторов, и от чиновников — высказываются. И, в общем-то, все доводы воспринимаются вполне нормально и конструктивно.
Естественно, вопросы решаются большинством голосов. Прямое голосование — и большинством голосов решается, будет ли проект дальше рассматриваться, или же его нужно доработать.
Бывали случаи, когда инициаторы проекта получали однозначный отказ, потому что, допустим, в данном месте города никто не хочет видеть такой объект. Также бывало, когда проекты принимались единогласно. И, конечно, после доработки проекты тоже получали одобрение большинства Совета.
— Каковы ключевые критерии, на которые Совет и вы лично обращаете внимание при оценке того или иного девелоперского проекта в ВГО?
— За весь Совет сказать не могу, а лично я придерживаюсь вот такого мнения. Если мы говорим о центральной части города, то есть о том, что входит в так называемые "Гостевой маршрут", "Морской фасад"… Это — лицо нашего города. И в первую очередь мы обращаем внимание на то, чтобы здания здесь были красивые, стильные, чтобы они украшали этот город, а не уродовали.
Что касается спальных районов, там, конечно, в меньшей степени уделяется внимание архитектуре. Но там надо больший акцент делать на благоустройство, создавать комфортную среду, места пребывания людей, включая сюда детские площадки, зоны для активного отдыха. Обязательным условием, я считаю, должны быть площадки для выгула домашних животных, чтобы это было и гигиенично, и цивилизованно.
Поэтому еще раз повторю: в спальных районах акцент больше на среду проживания, а в центральной части — на внешний облик здания. И, соответственно, и в том, и в другом случае сейчас требуем, чтобы решался вопрос с парковочными местами. Чтобы у нас те паркинги, которые сделаны застройщиками, не пустовали в то время, когда все пожарные проезды заставлены машинами. В данном случае я считаю, что это — очень комплексная работа, которую надо проводить совместно и с МЧС, и с участковыми, штрафуя таких людей. И, в том числе, вести работу с мэрией, которая предоставляет альтернативу для парковки.
Да, это должно быть на платной основе. И да, это должна быть разумная цена. И это должны быть специально обустроенные места, а не "дикая" парковка на газонах и на пожарном проезде. "Цену" таких парковок мы знаем, при пожарах гибнут люди. Считаю, что здесь надо достаточно жестко наводить порядок.
Так что лично я беру за основу именно такие критерии. По моим наблюдениям, большинство членов Градостроительного совета в целом разделяют такой подход.
— А с другой стороны, каковы ошибки и недоработки, которые, по вашей оценке, часто встречаются в представленных Совету проектах?
— Соответственно, если говорить о часто встречающихся ошибках в проектах… Часто мы видим и недоработки по внешнему облику здания, где-то — неправильную "посадку" здания с точки зрения градостроительного контекста.
Надо признать, что, к сожалению, далеко не все проекты, которые поступают на Градостроительный совет, выполнены на должном профессиональном уровне. Основное по недоработкам — это, повторюсь, внешний облик либо совершенно не проработанная городская среда — придомовые территории, парковки, места отдыха.
В общем, хотелось бы на этом акцентироваться и, возможно, донести эти моменты до тех архитекторов, которые, может быть, не имея достаточного профессионального опыта, вносят на рассмотрение Градсовета откровенно непроработанные проекты. Нужно, все-таки, больше внимания уделять таким вещам, чтобы проекты выглядели в глазах профессионалов не так уныло.
Честно говоря, иногда просто стыдно за некоторые проекты и за их авторов, такое ощущение подчас складывается, что даже не вчерашний, а нынешний студент их делал. Да, к сожалению, такое еще встречается, но, справедливости ради, достойных, профессиональных проектов — очень много.
— Как архитектор, могли бы вы отметить какие-то интересные решения среди рассмотренных Советом проектов в 2023 году?
— Наверное, неправильно будет заниматься саморекламой, потому что мы сами (то есть градостроительная мастерская "Град М" — ред.) несколько проектов выставляли на Градсовет, успешно, с первого раза его проходили. Также многие наши профессиональные коллеги с первого раза проходили Градсовет. Кого-то выделять и называть какие-то здания я не буду, лучше о них не говорить, а показывать фото этих зданий — таких, какие действительно должны украшать наш город.
— Вообще, деятельность Градостроительного совета Владивостока — как-то не особенно публична. Стоит ли это исправить?
— Да, совершенно верно, Градосовет на сегодняшний день не слишком публичен. Но я думаю, все это постепенно решится. Обсуждение на профессиональном уровне помогает нашему городу быть лучше, красивее, и, рано или поздно, та необходимая публичность, которая должна быть, появится.
Если же вопрос ставить так: "Надо ли сделать Совет уже сейчас более публичным?", то, наверное, надо. И при этом не превратить его, грубо говоря, в балаган. Ведь если собирать кучу публичных людей для решения этих вопросов — это будет все равно как если бы шла сложная медицинская операция, а участвуют в ней в основном непрофессионалы.
Поэтому, возвращаясь к вопросу о составе Градсовета, в нем должны быть прежде всего профессионалы своего дела. Плюс несколько общественных деятелей, чтобы доносить информацию до общественности и плюс руководитель города — как должностное лицо, которое принимает основное решение, ставит свою подпись и, разумеется, просто должен знать, что в городе происходит, как он застраивается и как работают профессионалы.
— Коль уж Градсовет рассматривает девелоперские проекты, которые планируются в центре города, то здесь, конечно же, напряженности не миновать. Строить или не строить в историческом центре — это вопрос застарелый и болезненный. Какова ваша позиция по этому вопросу, кстати?
— Что касается застройки в центральной части города — да, это, конечно, очень острый и очень тонкий вопрос, мнений по этому поводу очень много.
Я считаю, что город — это все-таки живой механизм, и строиться, реконструироваться даже в центральной части он просто должен. Конечно, здесь необходимо пристальное внимание Градостроительного совета к тому, как заявленное здание будет влиять на сложившуюся среду — парковки, пешеходные пути, автомобильные дороги. И второй момент — как это здание будет влиять на окружающую застройку, будет ли оно гармонировать либо красиво контрастировать с этой застройкой. И я считаю, что, например, нельзя делать в данном случае возле исторических зданий их некое подобие, то есть некую "реплику" подобного здания. Рядом с историческим зданием нужно делать достаточно интересную, но при этом аккуратную современную архитектуру, чтобы как раз на контрасте "старое" выглядело еще "старее", а "новое" — аккуратно подчеркивало находящееся рядом историческое здание.
В центре города — очень тонкая работа. И поэтому когда заказчик говорит архитектору, что нужно "выжать максимум" из имеемого участка, — так это не работает. Слишком много аспектов (я о них уже говорил), которые нужно учитывать при проектировании.
То есть возьмем пример тех же парковок. Если речь идет о территории, где в основном ходят пешеходы, где практически нет машин, то там можно идти на отклонения и смягчения норм по парковочным местам. Если же мы рассматриваем жилые дома в центре, то там однозначно нормы должны быть такие — "одно парковочное место на одну квартиру". А должно быть, что называется, "полторы машины" на одну квартиру, потому что многие семьи имеют и по две машины, и в редких случаях семья вообще без машины.
И при строительстве жилых зданий в центральной части Владивостока надо этому уделять особое внимание. И мы все понимаем, что ни о какой "комплексной застройке" в центре города речи быть не может.
Это будет исключительно "точечная застройка". Как говорится, имя уже нарицательное, но что оно означает? Если мы будем строить детский сад, это же тоже будет "точечная застройка", строится же одно здание.
Поэтому не стоит сразу же негативный смысл вкладывать в это понятие, нужно тщательно рассматривать все аспекты — и видовые, и социальные — прорабатывать все так, чтобы здание не было "токсичным", а было благоприятным для тех людей, кто уже живет на территории.
И после этого — "выставляться" на Градостроительный Совет, где проект рассмотрят профессионалы и примут решение, может быть в данном месте данное здание или же нет.
— А может, девелоперам уже просто всерьез стоит задуматься о "выходе" за пределы ВГО, в тот же Надеждинский район, как это делает "ДНС Девелопмент" и ряд других застройщиков?
— Я думаю, что для комплексной застройки еще есть места в границах ВГО. Где-то такие стройки уже ведутся, где-то еще, возможно, будут. Но, конечно же, для масштабного комплексного подхода, чтобы это была застройка микрорайонами с полной инфраструктурой, школами, детсадами, спортивными площадками, велодорожками, — нужны большие земельные участки. И при таком раскладе будет более правильный и выверенный генплан данного микрорайона, учитывающий все эти социальные объекты, в таком случае проектировать на "чистом листе" всегда легче и правильнее.