Заявление крупнейшей в стране лизинговой компании о пересмотре условий контрактов с российскими авиаперевозчиками вызвало серьезную обеспокоенность общественности. Эксперты видят в нововведениях перспективу индексации цен наи авиабилеты и снижения транспортной доступности в стране, сообщает ИА PrimaMedia.
Как заявила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ввиду изменения права собственности с зарубежных дочерних компаний на АО "ГТЛК" и соответствующего перезаключения контрактов с российскими авиаперевозчиками планируется повышение ставок лизинга в отношении 37 самолетов, переведенных в российский реестр. Рост составит 30%. Каких именно авиакомпаний коснутся изменения — не уточняется.
В ГТЛК поясняют, что рост ставок обусловлен необходимостью обслуживать долг в размере около $1,6 млрд перед российскими держателями еврооблигаций, эмитированных дочерними заграничными структурами компании. Также изменения условий контрактов вызваны необходимостью возместить объемы антикризисной поддержки из средств Фонда национального благосостояния, выделенные ГТЛК в 2022 году после введения санкций.
"Лизинговая ставка будет зафиксирована в национальной валюте на период ближайших 12 лет и будет учитывать прогноз волатильности рубля", — отмечают в ГТЛК.
Компания заявляет, что повышение ставок не повлечет за собой существенный рост стоимости авиаперевозок, так как в формировании цен авиабилетов лизинговые платежи играют далеко не ключевую роль. Основную долю в стоимости билета составляют цена на топливо, навигационные и аэропортовые сборы, техническое обслуживание флота и расходы на персонал. Кроме того, изменение условий контрактов не происходит в одностороннем режиме, и клиенты ГТЛК имеют право отказаться от заключения договоров на новых условиях.
Тем временем, Общероссийское объединение пассажиров, обеспокоенное революционными нововведениями, обратилось к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с официальным обращением, в котором просит не допустить предстоящего роста цен на авиабилеты.
Председатель организации Илья Зотов видит в происходящем риск существенного роста стоимости авиабилетов до 30% к концу 2023 года ввиду того, что прецедент с ГТЛК может стать поводом для остальных лизинговых компаний также повысить ставки. В условиях того, что доля расходов на лизинг у перевозчиков уже сегодня составляет 30%, перспектива видится общественнику крайне неблагоприятной для российский авиапассажиров.
"Авиакомпании вынуждены будут закладывать 30% ставки ГТЛК в цену билета, и в итоге данные не продуманные действия компании ощутят на себе рядовые граждане, приобретающие билеты у авиакомпаний", — говорится в официально обращении Ильи Зотова.
По мнению Общероссийского объединения пассажиров ситуация для отечественных авиаперевозчиков, а следовательно и их пассажиров, остается безвыходной в условиях отсутствия четко отлаженного массового производства российских самолетов и поставок иностранной техники. Илья Зотов обратился к председателю правительства с просьбой ввести запрет на изменение лизинговых ставок до 2025-2026 года с целью дать время авиационной промышленности встать на ноги и наладить производство отечественных самолетов. В объединении уверены, что это позволит сохранить транспортную доступность и мобильность населения.