Отгремел, иначе и не скажешь, финальный концерт марафона, посвященного 150-летию замечательного русского композитора Сергея Рахманинова. 9 декабря на сцене Приморской Мариинки на радость меломанам была представлена одноактная опера "Скупой рыцарь" (12+) на стихи А.С. Пушкина, а также одна из самых известных рахманиновских симфоний, Вторая. Та самая, с которой началось всеобщее признание Рахманинова как крупнейшего композитора ХХ века, напоминает обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов.
Оперы, романсы, концерты — Рахманинов знакомый и неожиданный
В течение всего 2023 года владивостокские зрители имели редкую возможность погрузиться в творчество Рахманинова в таком объеме — для них прозвучали и довольно известные произведения, и произведения, которые, скорее всего, они могли и не услышать.
Если говорить о вокальных произведениях, то с начала года зрителям довелось услышать оперу "Алеко" (12+) по поэме Пушкина, которая вначале была представлена в концертном варианте, затем в полусценической постановке и в итоге вошла в репертуар театра. Хочется верить, что зрители еще не раз смогут насладиться этой яркой музыкальной историей, которая по масштабам и страстям напоминает "Паяцев" (12+) Руджеро Леонкавалло.
В феврале зрители смогли познакомиться с совершенно потрясающей вокальной поэмой "Колокола" (12+), музыкальным произведением для смешанного хора, трех солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра, написанным Рахманиновым в 1913 году на слова одноименного стихотворения Эдгара По в русском переводе Константина Бальмонта.
"Колокола". Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
В апреле была представлена кантата "Весна" (12+) и состоялся по-своему уникальный концерт, где были исполнены свыше 20 романсов Рахманинова. Многие из представленных романсов вряд ли были знакомы приморским зрителям, так что концерт предоставил им эту редкую возможность. Незаурядность концерта состояла еще и в том, что в нем приняли участие почти все солисты приморской сцены.
Начало 11-й сезона, начавшегося после коротких летних каникул, был отмечен постановкой полусценической версии оперы "Алеко", о чем уже упоминалось выше.
Опера "Алеко". Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
И уже в сентябре зрители имели редкую возможность услышать одноактную оперу Рахманинова "Франческа да Римини" (12+), главную роль в которой исполнила уникальная певица (сопрано) Альбина Шагимуратова. В спектакле участвовали солисты Приморской сцены (Алексей Репин, Дмитрий Неласов, Всеволод Марилов), которые в очередной раз доказали, что не существует совершенно никакого разделения между Приморской сценой Мариинского театра и основным Мариинском театром в Санкт-Петербурге. То есть это единый Мариинский театр, который радует зрителей самым разнообразным репертуаром и высоким качеством исполнения.
Следует упомянуть еще об одном замечательном событии, которое произошло в тот же вечер. Впервые в России позвучал 38-й опус (цикл из шести романсов на стихи поэтом Серебряного века, 6+) в сопровождении оркестра. Оркестровку, по просьбе исполнительницы — Альбины Шагимуратовой — сделал главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра Павел Смелков.
Очередной концерт из цикла "Рахманинов — 150" на Приморской сцене Мариинского театра вполне можно назвать уникальным
В октябре вместе с концертом рахманиновских романсов труппа Приморской сцены посетила несколько городов Приморского края, так что зрители, которые не имели возможность познакомиться с произведениями Рахманинова в приморской столице, смогли насладиться его удивительной музыкой у себя дома.
В конце ноября ценители музыки великого композитора получили редкую возможность услышать "Всенощное бдение" (12+), одно из самых ярких, пронзительных и очень красивых произведений композитора. Главным действующим лицом в этом концерте был замечательный хор Приморской сцены, который так высоко ценит маэстро Гергиев.
"Всенощные бдения" пронизаны духовностью, несут мир в сердце слушателя и ощущение божественного. Кроме того, прозвучав без сопровождения оркестра, а капелла, оно демонстрирует все богатство самого удивительного и совершенного музыкального инструмента — человеческого голоса.
Щедрый "Скупой"
И вот завершающий концерт, на котором прозвучал "Скупой рыцарь" и Вторая симфония Рахманинова.
Трудно себе представить, сколько тяжелого труда было вложено концертмейстером Мариной Репиной, певцами, исполнившими партии в "Скупом рыцаре", главным дирижером Приморской Мариинки Павлом Смелковым. Произведение сложное, да еще и малознакомое. Кажется, перед музыкантами стояла почти непосильная задача донести до зрителя произведение, которое мало кто слышал. Но они блестяще справились с задачей. Зритель не только познакомился со "Скупым рыцарем", но и, конечно же, полюбил, не мог не полюбить это яркое, щедрое в музыкальном смысле произведение.
Совершенно невероятную работу над заглавным образом Барона (Скупого) проделал бас Сергей Плешивцев, тем более с учетом того, что партия Барона была написана композитором для баритона и обычно баритоном и исполняется.
Однако Плешивцеву не только удалось построить этот образ вокально, но и создать полноценный сценический образ. Несмотря на то, что опера прозвучала в концертном исполнении, возникла совершенная иллюзия происходящего. В большой сцене, где Скупой спускается в подвалы своего замка, чтобы насладиться своими сокровищами, и вспоминает, каким трудом ему всё это далось, а потом ужасается тому, как легко все это может развеять его единственный и ветреный наследник, зрителю кажется, что он сам находится в подвале с низким потолком, а рядом стоят сундуки и в тусклом свете свечи поблескивает золото. Алчность и одержимость охватили Скупого!
Сергей Плешивцев. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Точно так же замечательно выглядит на сцене сын Скупого, Альбер, молодой человек, который испытывает мучения от скупости отца и чуть было не решается на преступление ради всё того же презренного металла. С филигранной точностью, азартом и мастерством этот образ создает тенор Алексей Костюк. Альбер мечтает о свободе, которая открылась бы ему с приобретением богатства. И да, он подумывает о смерти отца. Но, когда заимодавец, Ростовщик, предлагает ему прибегнуть к помощи яда, молодой рыцарь с негодованием отвергает это предложение.
Кстати говоря, заимодавец, в исполнении Ильи Астафурова — это так же что-то удивительное. Он презирает всех этих молодых рыцарей, которые без конца занимают у него золотые, но одновременно с этим лебезит перед ними.
Илья Астафуров. Концерт "Весенние воды". Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
То, что делал Астафуров в этой роли, трудно передать словами. Это нужно было видеть и слышать. Сочетание подобострастия и презрения, противоречивость образа — всё это передается и голосом, и жестами, и всем выражением лица.
Как бы в противовес Барону, его сыну и заимодавцу перед нами предстает Герцог. Это человек из другого мира, чей авторитет признает даже старый барон. Барон, находясь в своих подвалах, чувствует себя царем Мира, который в любой момент может иметь всё, и осознание этого заставляет его сердце стучать быстрее.
Но Герцог! О, это человек, обличенный настоящей властью. Когда появляется Герцог, своды подвала Скупого исчезают и меркнут. Всё затмевается строгостью обстановки герцогского дворца.
Образ Герцога был представлен баритоном Алексеем Репиным, чей сильный, отливающий благородной медью голос мгновенно рисует зрителю образ настоящего повелителя, именно того человека, который в одно мгновение может решить судьбу барона-отца и барона-сына.
Алексей Репин. Концерт "Весенние воды". Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Перед Герцогом старый барон чувствует себя маленьким человеком. Он понимает, что не может отказать повелителю. И зрители понимают это тоже. Столько мощи, сдержанности, величия и гнева ощущается в голосе исполнителя, во всей его осанке, в манере двигаться, да просто стоять, аристократически выпрямив спину.
Не подчиниться Герцогу старый барон не может, но и подчиниться не хочет. Остается одно — клеветать на сына и даже обнажить меч против него. Или умереть. И ведь к такому выводу приходишь именно благодаря музыке Рахманинова, благодаря ее исполнению оркестром Приморской Мариинки под управлением Павла Смелкова, благодаря усилиям всех участников спектакля.
И, хочется заметить, что в этой одноактовой опере Рахманинова нет маленьких ролей. И даже небольшая роль Слуги в исполнении баса Владислава Чибирева, была создана исполнителем с особой тщательностью и даже размахом.
Судя по разговорам зрителей в антракте, "Скупой" Приморской Мариинки был принят ими с неподдельным восторгом. А ведь это "всего лишь" концертное исполнение. Хочется верить, что этот спектакль надолго пропишется в репертуаре Приморской сцены и рано или поздно перейдет в полновесный формат, с декорациями и костюмами.
На бис!
Во втором отделении концерта зритель смог услышать Вторую симфонию Рахманинова. Произведение очень яркое, бурное. Впервые исполненное в 1908 году, оно произвело настоящий фурор и вернуло композитору веру в свои силы (премьера Первой симфонии Рахманинова, состоявшаяся в 1897 году, провалилась). С тех пор Вторая неоднократно исполнялась во всем мире. И вот теперь прозвучала во Владивостоке.
Оркестр во главе с Павлом Смелковым отлично справились со своей задачей. Произведение пронеслось как вихрь, подарив зрителям неизгладимые впечатления. Поистине, финал Года Рахманинова в Приморской Мариинке получил достойное и мощное воплощение.
По окончании исполнения симфонии зрители долго аплодировали стоя, как будто не хотели расставаться с Рахманиновым. И тут случилось чудо! Маэстро Смелков величественным жестом усадил музыкантов на места и вновь взял дирижерскую палочку в правую руку. Ну а двумя пальцами левой руки показал, что на бис будет исполняться вторая часть симфонии — Allegro Molto (ля минор), самая яркая и вдохновенная часть произведения.
И вновь полились звуки, очарование которых невозможно не почувствовать даже тому, кто впервые пришел на концерт симфонической музыки.
За дирижерским пультом Павел Смелков. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Как-то сами собой вспомнились слова Рахманинова: "Я русский композитор, моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская". И долго еще не смолкали аплодисменты зрителей, которые никак не хотели отпускать замечательных музыкантов.
Вообще, хочется заметить, что подобные юбилейные циклы — это очень хороший способ познакомиться с редкими произведениями известных композиторов. Или услышать уже давно любимые. Цикл "Рахманинов — 150" — это своего рода путешествие по творчеству великого композитора. И я думаю, что зрители с удовольствием еще не раз прошлись бы по этим музыкальным дорожкам. Во всяком случае, вспоминая эти удивительные концерты, нельзя не улыбнуться этой прекрасной музыке. И нашим прекрасным музыкантам.