"Больше электросамокатов! Еще больше электросамокатов!" — вот к чему призывает, по сути, депутат гордумы Антон Савенко. Сенсация, однозначно! Однако редакция ИА PrimaMedia организовала интервью по переписке с известным владивостокским носителем идей урбанистики не только хайпа ради. От дебютанта в местной политике — который, напомним, в 2022 году уверенно победил на выборах в 29-м округе, причем львиную долю голосов господин Савенко получил в ходе очного голосования, а это, прямо скажем, чего-то да стоит — редакция ждала куда большего. Дождалась ли? Судить, конечно же, читателю.
— Антон Игоревич, такая история. "Реконструкция набережной Спортивной гавани во Владивостоке набирает обороты", сообщает нам местная пресса. Неподдельная радость в этих словах. А между тем некоторые коллеги-журналисты подмечают, что ради этой реконструкции "под нож" пустили объекты недавно проведенного на набережной благоустройства. То есть такой "московский стиль" — дорого-богато, каждый год плитку перекладываем. Такой у нас теперь урбанизм, получается?
— Это все равно что сказать: "Зря в прошлом году на дороге сделали ямочный ремонт, ведь в этом году её капитально отремонтировали". Странно, что никто не захочет год ездить по разбитой дороге. А если вероятность выделения средств на этот капитальный ремонт еще и не имеет 100%-ной гарантии, то совсем никуда не годится такое решение.
Но если оставить в стороне иронию, то у города есть плановые ремонты, на которые не так много собственных денег, и есть различные программы, когда "сверху" выделяют сразу и много. Плохо, что мы не можем рассчитывать, а значит, и планировать эти средства от программ вдолгую. Это такой ежегодный "хоровод". Это — проблема финансовой несамостоятельности муниципалитетов, и она совсем не про "московский стиль".
— Припоминается, что до избрания депутатом вы в соцсетях спуску мэрии не давали — с урбанистских позиций, по преимуществу. Скажите честно, труднее стало отстаивать эти позиции, имея мандат и бэкграунд в виде участия в "блоке Шестакова"? Или наоборот, легче стало?
— Мандат городского депутата я воспринимаю как инструмент, с помощью которого могу влиять на городские процессы, о которых всегда писал. Если говорить о результативности такого влияния, то она выросла.
Если кому-то кажется, что участие в "блоке Шестакова" лишило меня "зубов", которые все видели в моих социальных сетях, то приглашаю их на заседание комитета по городскому хозяйству по каким-нибудь спорным вопросам в области благоустройства.
В дальневосточной столице после выборов состоялся уже традиционный политический онлайн-марафон
— А вообще, удалось ли вам за время депутатства как-то индоктринировать урбанистикой коллег-депутатов, может быть, даже чиновников мэрии? Если да, то как это происходило (или происходит)? Если нет, то почему?
— Урбанистика — очень широкая область знаний о городском развитии. И некоторые чиновники, из нынешней команды администрации города, сами могут меня индоктринировать в своей области — как и некоторые коллеги-депутаты. Я с удовольствием учусь у них, взамен — делюсь своими знаниями. Это выгодно всем, выгодно городу.
С коллегами-депутатами мы тоже часто неформально обсуждаем вопросы городского развития, и я надеюсь, что в наших диалогах из области урбанистики они находят для себя нужные ответы.
— Мечты, как известно, сбываются, хотя и не всегда так, как нам нравится. В свое время вы сильно выступали за велосипедизацию Владивостока, даже компания у вас была — ООО "Сам себе велосипед". А сегодня электросамокатчики гоняют по тротуарам почем зря, пешеходам грозят травмами. Вот что с этими "электровсадниками урбанизма" делать?
— Продолжаю и сейчас говорить про важность средств индивидуальной мобильности в нашем городе — как части его транспортной системы. Когда мы начинали велосипедизацию Владивостока, электросамокаты были диковинкой, сейчас они общедоступны и удобны. И нам всем надо с этим смириться, электросамокаты на наших улицах — а множество горожан оценило их удобство — никуда уже не денутся.
Но сейчас у них нет своего места, нет своей инфраструктуры, от этого — проблемы. Наша задача -организовать их движение, создать эту инфраструктуру. Появятся удобные парковки, выделенные полосы, безбарьерная среда, и острота конфликта "самокат — пешеход — автомобилист" уйдет.
Ведь на самом деле не важно, велосипед или электросамокат. Это — то транспортное средство, которое может разгрузить транспортную сеть города. Увеличение количества поездок на самокате в том числе выгодно и автомобилистам. Надеюсь, никто не думает, что на них ездят только те, у кого нет машины?
У нас не такой большой город: с пляжа на Патрокле до "Зари" — всего 17 километров по центральным дорогам, а самокат едет со скоростью 25 км/ч и без пробок. Не думаю, что кому-то надо помогать считать потенциал такого транспорта, но реализовать этот потенциал можно только при наличии соответствующей инфраструктуры.
— Еще из вашего прошлого. Вы как-то высказывались по поводу нашего многострадального Некрасовского путепровода в том смысле, что и физически, и морально он устарел, нужны другие логистические решения. С тех пор концепция поменялась или же все та же?
— Нет, не поменялась. Если вы посмотрите на карту, то район Нефтеветки с железнодорожными путями, идущими от самой улицы Проселочной до нефтебазы, разрезает город на две части. Между ними — всего четыре проезда и совсем тяжело с проходами.
Это огромная прослойка промышленной зоны, которая разрывает ткань города. С точки зрения связей, это скорее два отдельных города. При этом именно в районе Некрасовского путепровода самая плотная и "живая" застройка с обеих сторон.
Устарел ли Некрасовский путепровод физически? Да, он изношен, и его капитальный ремонт — это не более чем паллиативные меры. Устарел ли он морально? Да, в перспективе его там просто не должно быть.
— Как может показаться, комитету Думы по городскому хозяйству, в состав которого вы входите, как-то особо не до урбанистических изысков, там больше вопросы приземленные — ЖКХ, ресурсоснабжение, утилизация отходов… Все-таки, наверное, именно эти вопросы для горожан — главные, а разные красоты — "ну, если деньги останутся" (вот, на переделку набережной остались же). Или не так все?
— Выше я уже говорил про программы, на которые приходятся все масштабные проекты благоустройства. Это — не деньги города в чистом виде.
Но что касается вопросов комитета по городскому хозяйству, тут вы правы: большинство вопросов — про текущую эксплуатацию и проблемы различного рода. Но только на текущих вопросах работа комитета не замыкается. Например, сейчас мы разрабатываем регламент инвентаризации зеленых насаждений, вносим урбанистически угодные корректировки в правила благоустройства Владивостока, много обсуждаем различные долгосрочные инициативы в ЖКХ.
Тут стоит отметить, что город — это живая материя, в нем постоянно что-то меняется, и необходимо принимать решения, как в этих изменившихся условиях действовать. Самокаты, кстати — отличный пример этих изменений, когда они уже тут, гоняют по нашим улицам, а решений по организации их движения еще не принято. Пока все пытаются только запрещать, но работает это плохо.
Виталий Гречанюк — о балансе (имеемом и желательном) в развитии города и о том, кто здесь кого "танцевать" должен
— Перенесемся с общегородского уровня на ваш округ № 29. Можно предположить, что на округе у вас два "электоральных крыла" — условный старый район Сафонова и свежий, застроенный — и активно застраиваемый — "человейниками" Патрокл. Если честно, где труднее работать и почему?
— Да, это две совершенно разные территории — как по застройке, так и по собственному восприятию их жителями. Мне как будто выпало два округа вместо одного.
Но не сказать, что где-то прямо труднее работать. Просто разные подходы нужны.
Наша команда активно работает над представленностью территории района Сафонова. Стараемся объединить людей, выделить лидеров изменений, придать территории субъектность, сформировать её позитивный образ, к которому её жителям хотелось бы идти. Есть очень хорошие результаты, они про людей и их сообщества, но это, наверно, отдельная тема.
А если говорить про трудности, то труднее там, где жителям нет дела до места, где они живут. Тогда не один самый распрекрасный депутат не поможет. У меня есть такие дома, там нет Совета дома, нет контроля управляющей компании, там вечно всем недовольны, что не делай. Там привыкли считать, что в упадке дома виноваты все вокруг, но сами делать ничего не хотят.
Таким я помочь ничем не могу. Они ждут супергероя, которые придет и решит все их проблемы одним взглядом, пока они смотрят телевизор. Я — не супергерой.
— Есть мнение, что пресловутое голосование горожан за объекты благоустройства придумали просто потому, что на весь город денег-то нет. Вы, как депутат и общественник, наверное, помогаете своим избирателям консолидироваться и участвовать в этом "кто успел, тот и съел"? Или, может быть, вы как-то по-другому ко всей этой истории относитесь?
— Странно называть это мнением. Потому что это факт.
На то, чтобы в момент благоустроить весь город, денег нет. И нет не только денег. Даже если бы они и были, то такого объема рабочей силы в моменте в нашем городе тоже нет. А еще нет такого объема производства материалов — асфальта, бетона и прочего. Да просто даже нет и организационных возможностей перекопать все дороги города сразу.
В этом свете голосование за объекты благоустройства выглядит вполне логичным — конечно, при прочих равных. И я искренне не понимаю, в чем недовольство скептиков. Благоустройство происходит ведь не только по голосованию, работы ведутся и планово — по жизненно важным объектам голосование не проводят, за ремонт тех же дорог и школ мы не голосуем.
Кроме этого, подобные голосования — один из хороших инструментов вовлечения горожан в принятие решений о жизни города. Их главная задача — это консолидация сообществ, которые являются базой для гражданского общества, формируют устойчивые социальные связи на территории, и с этой задачей голосования прекрасно справляются.
Горожанам надо давать больше возможностей по принятию решений в управлении городом, даже если есть риск, что они будут неверными и повлекут за собой последствия. Это — про ответственность. Только так мы перестанем ждать супергероев.
— Как кажется, району Патрокл несказанно повезло. Есть у Патрокла "мэр" Виталий Гречанюк, есть городской депутат Антон Савенко, есть и краевой парламентарий Надежда Телелюева. В общем, настоящий триумвират урбанистов. А вот в других районах города такого нет. Почему, кстати?
— На Патрокле есть кое-что очень важное. Это не совсем обычная или даже совсем необычная территория по многим аспектам, поэтому мы все там. Но прессе мы обычно говорим, что урбанисты просто притягиваются друг к другу.
Урбанист с мандатом (краевого Заксобрания, конечно) отвечает на 10 лукавых вопросов от редакции ИА PrimaMedia
— О чем еще важном с точки зрения урбанистики во Владивостоке мы забыли вас спросить? Если есть такая тема — пожалуйста, раскройте ее.
— Вы много спрашивали про город и совсем не спрашивали про людей. Но город — это люди, и урбанистика — она про людей. Она про то, как люди взаимодействуют с городом, что они при этом чувствуют, как они на него влияют и как после он влияет на них. Урбанистика — она не про велодорожки и парклеты. Она про то, как создать здоровые отношения "человек — город", она про заботу о горожанах. Но это тема для отдельного большого разговора.