Порты Приморского и Хабаровского краев, работающие с контейнерами, вынуждено теряют объемы перевалки экспортных "ящиков" из-за действующих ограничений по отправке контейнерных поездов в направлении Восточного полигона. На этом фоне отправители предпочитают отправлять часть грузов авиа и автотранспортом, что увеличивает издержки. Сейчас приоритет при перевозке грузов по железной дороге отдается нефтепродуктам, что приводит к сокращению объемов отправок угля, сообщает ИА PrimaMedia.
По данным Транспортной группы FESCO, в которую входит "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), перевалка экспортных контейнеров через порты Дальнего Востока в январе-июне 2024 года сократилась на 27%, до 199 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Мало того, импортные контейнерные перевозки из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы сократились на 10%, до 333 тысяч TEU.
По данным FESCO, в целом в июне 2024 года контейнерный рынок вырос на 7% по сравнению с июнем 2023 года, до 553 тысяч TEU. За шесть месяцев 2024 года отмечен рост на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3 млн 309 тысяч TEU.
Контейнерный рынок России включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот портов РФ, внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов РФ в январе-июне 2024 года уменьшился на 3,1% по сравнению с тем же периодом 2023 года, до 448,6 млн тонн. В портах Дальневосточного бассейна грузооборот составил 116,9 млн тонн (-2,1% к январю-июню 2023 года). Увеличили грузооборот порты: Владивосток — до 18,8 млн тонн (+12,4%), Восточный — до 44,1 млн тонн (+0,1%) и Находка — до 14,4 млн тонн (+5,8%). Сократился объем перевалки грузов в портах Ванино (Хабаровский край) — до 14,1 млн тонн (-23,9%) и Пригородное (Сахалинская область) — до 7 млн тонн (-6,2%).
О положительной динамике в работе на контейнерном направлении отчитался "Владивостокский морской рыбный порт" ("Владморрыбпорт"), который уже давно сделал ставку на этот вид грузов, а не на рыбу. По данным стивидора, в первом полугодии 2024 года было перевалено 2,8 млн тонн грузов, что на 15% превысило показатель аналогичного периода прошлого года.В том числе перевалка контейнеров выросла на 10% — до 198 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера).
В то же время Владморрыбпорт сохраняет лидерство по грузообороту рыбопродукции в России. За шесть месяцев 2024 года стивидор перевалил 186 тысяч тонн таких грузов, в том числе 87 тысяч тонн в рефрижераторных контейнерах.
"Владморрыбпорт является важным логистическим хабом для рыбной отрасли. Рыбные грузы регулярно отправляются в Южную Корею, Японию, Вьетнам, и другие страны Юго-Восточной Азии.
Бизнес переориентирует поставки на авиа и автотранспорт
В обзоре ЦБ РФ по региональной экономике отмечается переориентация контейнерного грузопотока на другие виды транспорта наблюдается в связи с сохраняющимися сложностями доставки контейнеров по железной дороге из западных регионов РФ на Дальний Восток.
"Отдельные предприятия сообщали о сохранении проблем с доставкой контейнеров из центральных регионов страны по железной дороге и переориентации на более дорогую доставку автомобильным и воздушным транспортом. <…> Ситуация с контейнерными поставками несколько улучшилась в мае — июне за счет увеличения в конце апреля 2024 г. очередности перевозки продовольственных и социально значимых товаров в восточном направлении. Однако проблема загруженности железных дорог остается существенной для бизнеса. Предприятия всех макрорегионов сообщали о значительных задержках доставки грузов, что оказывало негативное влияние на их деятельность", — отмечается в обзоре.
Росприроднадзор требует взыскать с компании из Гонконга 346 млн рублей за нанесённый ущерб
В документе также сообщается о росте издержек в макрорегионах на фоне удорожания грузоперевозок. Рост тарифов на грузовые перевозки по основным видам транспорта в апреле-мае 2024 года составил 11,7% к прошлому году.
Рост затрат компаний — ж/д операторов на оплату труда, ремонт парка, лизинг в совокупности с повышением стоимости самого подвижного состава привели к увеличению арендных ставок грузовых вагонов.
"Предприятия сообщали о заметном росте тарифов независимых операторов. Кроме того, из-за увеличения сроков доставки грузов предприятия отмечали рост складских расходов. Многие производители частично переносили возросшие логистические издержки в стоимость готовой продукции. Кроме того, из-за сложностей в планировании сроков доставки по железной дороге многие компании были вынуждены переориентировать доставку грузов на более дорогостоящий автомобильный транспорт, что также привело к росту издержек", — говорится в обзоре.
Помимо загруженности железной дороги не хватает и контейнеров для перевозки, отмечают аналитики отрасли. Кроме того, логисты сталкиваются и с трудностями при отправке грузов морским путем — свободного места на судне в некоторых случаях приходится ждать до двух недель, отмечает издание "Коммерсант" (18+).
FESCO "cнимает сливки" с китайского автобума
FESCO в первом полугодии 2024 года увеличила объем контейнерных перевозок продукции автомобильного сектора из Китая в Россию почти в три раза. В рамках комплексного логистического сервиса FESCO Automotive группа отправила из Китая в Россию более 22 тысяч TEU, в том числе комплектующие и свыше 30 тысяч готовых автомобилей.
Сообщается, что несмотря на то, что основными грузами FESCO Automotive стали готовые автомобили, к концу второго квартала 2024 года группа отметила рост поставок машинокомплектов в связи с поэтапным переходом китайских автоконцернов на сборку своей продукции на российских предприятиях.
Основными маршрутами FESCO по доставке автомобилей и комплектующих стали отправки через порты Дальнего Востока (более 12 тысяч TEU) и через сухопутные погранпереходы (порядка 5 тысяч TEU). Клиентами FESCO Automotive являются производители брендов Chery, Geely, Haval, Changan, Jac, Jetour, GAC и других.
В макрорегионе отмечается дефицит электроэнергии
Помимо этого, за шесть месяцев 2024 года в рамках сервиса FESCO Automotive группа перевалила на "Владивостокском автомобильном терминале" (ВАТ, входит в FESCO) более 35 тысяч автомобилей (в том числе свыше 9 тысяч единиц из Китая), доставленных на специализированных судах типа ro-ro (ролкерах) из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. С площадки ВАТ большую часть прибывших автомобилей FESCO отправляет в центральную часть России в вагонах-сетках и автовозах.
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), за январь-май 2024 года КНР поставила на внешние рынки около 2,5 млн автомобилей, в том числе 372,5 тысячи штук — в Россию, которая стала основным направлением китайского автомобильного экспорта.