Моноопера известного композитора, автора музыки к народным фильмам "Ирония судьбы, или С легким паром" (12+) и "Семнадцать мгновений весны" (12+) Микаэла Таривердиева "Ожидание" (12+) по поэме Роберта Рождественского "Ожидание (монолог женщины)" (12+) прозвучала в понедельник, 21 октября, в Большом зале Приморской краевой филармонии. Впервые меломаны Владивостока услышали эту камерную оперу в сопровождении оркестра (музыкальный руководитель проекта и дирижер — Виталий Шевелев). Единственную партию (персонаж "Она") исполнила лауреат и дипломант международных конкурсов Алена Диянова (сопрано). В постановке принимали участие артисты балета Денис Клепиков и София Кутявина (балетмейстер Владислав Ржевский). Режиссер спектакля — Анна Дронникова, видеохудожник — Юлия Бочкарникова, концертмейстер Евгения Акиншина, сообщает ИА PrimaMedia.
Вообще Владивосток ждал этой постановки. "Ожидание" Таривердиева ранее исполнялось в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра (солистка — Алена Диянова), но под аккомпанемент фортепиано. И теперь хотелось послушать монооперу в сопровождении оркестра примерно так, как она была написана специально для Камерного театра Бориса Покровского в расчете на исполнение солисткой театра Марией Лемешевой, дочерью выдающегося оперного тенора Сергея Лемешева и падчерицей Бориса Покровского, не менее выдающегося советского и российского оперного режиссера.
"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia
Всё это интересно еще и по причине переплетения событий и судеб. Микаэла Таривердиев неоднократно бывал во Владивостоке. В частности, выступал на сцене Приморской краевой филармонии, на том самом месте, где сейчас была исполнена его моноопера.
В 1970-е годы на Центральном телевидении проводился Всесоюзный конкурс "Алло, мы ищем таланты" (6+), очень популярная в то время передача, которую вел Александр Масляков. В какой-то сезон региональный полуфинал проводился во Владивостоке. Передача снималась в кают-компании одной из плавбаз. Председателем жюри был Микаэл Таривердиев. По правилам, он имел возможность вручить персональный карт-бланш на участие в финале исполнителю, который не прошел туда по набранным баллам. Карт-бланш от Таривердиева достался солисту владивостоксого ВИА "Эврика" Юрию Кулибабо, исполнявшему песню В. Купревича — А. Горюшкина "Рыбацкий хлеб" (6+).
"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia
Далее. Первая исполнительница единственной партии в моноопере Мария Лемешева, как мы уже знаем, была дочерью Сергея Яковлевича Лемешева, который в свою очередь в 1927—1929 годах был солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине. То есть часть его большой оперной карьеры тесно связана с Дальним Востоком. Более того, именно в Харбине были сделаны первые звукозаписи в будущем известного во всем мире певца.
Не менее интересна история создания монооперы. Импульсом к ее написанию стала другая моноопера — "Человеческий голос" (12+), сочиненная французским дирижером, участником так называемой "Шестерки" Франсисом Пуленком на либретто, написанное поэтом, писателем и киносценаристом Жаном Кокто. Сюжет "Человеческого голоса" прост: женщина разговаривает по телефону с мужчиной, который бросает ее и женится на другой. Это их последний разговор, долгий и мучительный, тем более, что телефонная связь в Париже плохая и разговор всё время прерывается. "Человеческий голос" исполняли многие знаменитые сопрано, включая Галину Вишневскую.
"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia
Таривердиев очень долгое время хотел написать что-то подобное, пересмотрел множество текстов, в основном прозаических (у него был хороший опыт в этой области, например, цикл песен (12+) на верлибры чешского поэта Людвика Ашкенази и баллады-речитативы (12+) на слова Григория Поженяна). Но то, что он смотрел, на музыку как-то не ложилось.
Как-то раз Таривердиев оказался на лечении в больнице, где в это время находился и поэт Роберт Рождественский. Между ними завязалась беседа о возможном тексе для монооперы, которую задумал композитор.
Выяснилось, что еще в 1982 году Рождественский опубликовал поэму "Ожидание (Монолог женщины)". На основе этой поэмы и было создано либретто. В отличие от "Человеческого голоса" Пуленка и Кокто "Ожидание" Таривердиева и Рождественского не носит трагический характер. В нем главным лейтмотивом является надежда на возможное счастье, поэтому и финал получился хотя и грустным, но в то же время светлым.
"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia
Именно в таком ключе была решена постановка "Ожидания" во Владивостоке. Если коротко, получился очень красивый, атмосферный и романтический спектакль. Глубокое, драматическое и в то же время лирическое, трепетное исполнение партии Аленой Дияновой, интонационно точная игра оркестра, в которой хорошо прочитывалась неповторимая манера Таривердиева, выверенные хореографические комментарии, придуманные Владиславом Ржевским и исполненные Денисом Клепиковым и Софией Кутявиной, плюс картины городской осени, меняющие друг друга на экране-заднике — всё это вместе создало ощущение спектакля, который ждали и который оправдал ожидания.
"Ожидание" Таривердиева во Владивостоке. Вадим Мартыненко. Специально для ИА PrimaMedia