"Адмирал" уступил в последнем домашнем матче "регулярки" аутсайдеру
00:29
Ударила и оскорбила: прокуратура проверит законность действий учителя в Приморье
13 марта, 21:39
Виталий Горичев: Эстафета Вечного огня Великой Победы сплотит народы России и Китая
13 марта, 20:20
Вьетнам выбрал Сибирь для производства "доширака"
13 марта, 20:11
В страшном ДТП в Приморье погибли мужчина и ребенок
13 марта, 19:54
Дать второй шанс? Насколько рынок России готов к возвращению блудных иностранных брендов
13 марта, 19:40
Классика и современность: во Владивостоке проходит кинофестиваль Третьяковской галереи
13 марта, 18:29
Автобус без водителя проехал несколько метров в Приморье
13 марта, 18:20
Защищала до последнего: тигр разлучил собачью семью в Приморье
13 марта, 18:00
Авито Услуги отметили рост числа водителей, перевозящих грузы за границу
13 марта, 18:00
В Приморье взят под стражу обвиняемый во взятке инспектор ГАИ
13 марта, 17:59
Vladivostok Boat Show 2025: новинки, сюрпризы, премиум-сегмент
13 марта, 17:48
Вахта Победы: женщины Ставрополья увеличивали удои молока и брались за винтовки
13 марта, 17:16
На железнодорожном переезде в Большом Камне временно ограничат движение
13 марта, 16:50
"Сама пришла и ушла": брат задержанного тренера в Приморье рассказал свою версию событий
13 марта, 16:37

Три мечты Елены Петуховой

В гостях у медиапроекта ИА PrimaMedia "Опера nostra" - руководитель Академического хора ДВФУ Елена Петухова
Елена Петухова и ее хор из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой
Елена Петухова и ее хор
Фото: из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Имя заслуженного работника культуры России, руководителя Академического хора ДВФУ Елены Петуховой во Владивостоке, что говорится, на слуху. Так же, как и коллектив, который она возглавляет практически четверть века. Собственно, это и побудило обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова встретиться с Еленой Александровной и побеседовать с ней. В результате удалось узнать о трех мечтах, которые ей удалось исполнить.  

Мечта первая. Большой зал Московской консерватории  

— Елена Александровна, как появился на свет Академический хор ДВФУ? Как давно это было? Кто стоял у истоков? 

— В 1999 году на базе Восточного института Дальневосточного технического университета был создан хоровой коллектив. Создала его профессор Ольга Петровна Болотина, которая руководила институтом. Она считала, что музыка и хоровое пение помогут студентам-восточникам лучше прочувствовать японский, корейский и китайские языки с их особой фонетической спецификой. Первый год коллективом руководила Нина Николаевна Ильичева, в 2000 году на ее место пришла я. В прошлом году хору исполнилось 25 лет. Можно считать, что четверть века я прошла по жизни вместе с этим хором. Сначала он существовал на базе ДВГТУ, потом, после объединения вузов, стал хором Дальневосточного федерального университета.

Путь, конечно, пройден большой. Начинали с простых песен, с одноголосья, что-то под гитару пели. И вот недавно, когда мы делали большой юбилейный концерт (12+) в Синем зале кампуса ДВФУ, то я пришла к выводу, что если сравнивать начало нашей деятельности с тем, что мы исполняли сейчас при полном зале, то это, конечно, земля и небо.

Сейчас в репертуаре хора сложные композиции, много сложной музыки. Да и сам репертуар большой. Мы имеем возможность давать сольные концерты, и духовной, и зарубежной, и классической музыки. При том, что наш коллектив является молодежным, состоящим из студентов разных специальностей, не профессиональных музыкантов, для которых хор не основное занятие, а хобби. Ребята собираются после занятий, и мы разучиваем различные музыкальные произведения, представляющие совершенно разные образцы хоровой музыки.

из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой

Академический хор ДВФУ. Фото: из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой

И мне очень нравится, что ребята, иной раз не знающие музыкальной грамоты, осваивают довольно сложные композиции. И вот эта творческая заинтересованность, внутренняя самоотдача каждого из артистов хора, наверное, дорогого стоит. Мне приятно, что я сама искренне вкладывала в развитие хора всю себя, прививая ребятам свою любовь к музыке и людям. Как мне кажется, хоровое музицирование — это искусство очень большой силы, потому что, когда в едином потоке объединяются совершенно разные люди с разным характером, разным настроением, разные по жизненным устремлениям и в итоге получается нечто общее, то это впечатляет.

— Да, хоровое пение объединяет. И я еще застал те времена, когда было принято петь хором и дома по праздникам, и в школе, и на каком-нибудь комсомольском субботнике, и в любой компании. И это было полезно и для развития голосового аппарата, и для воспитания души. Сейчас, к сожалению, музыка ушла в подполье, куда-то в наушники, на улицах почти не звучит, и люди вместе не поют, как пели раньше. И лишь такие хоровые коллективы, помогают как-то эту сохранять уходящую традицию.

— Хор тем и хорош, что составляет какой-то единый организм, является одним целым. Когда ребята собираются вместе, они забывают какие-то неприятности, отрешаются от мелочей, прикасаются к чему-то главному и вечному в жизни. Хор, несомненно, лечит душу, духовно воспитывает, что очень важно для молодого поколения. И поэтому я рада, что у нас сейчас такой большой коллектив, человек 80, а бывает, что и 100.

Мы очень много ездим на конкурсы и на фестивали, потому что разобрать и выучить произведение — это одно, показать его — другое, а вот съездить и обменяться опытом с другими коллективами — это уже третье.

И когда ты приезжаешь на фестиваль или на конкурс высокого уровня (а раньше мы по всему миру ездили, поскольку хоровые олимпиады проводились по всему миру), то видишь другие культуры, знакомишься с ними, набираешься опыта, обмениваешься какими-то идеями, попадаешь в общий творческий процесс. Такие мероприятия, как конкурсы и фестивали, конечно, помогают повысить уровень коллектива. А потом благодаря этому сама творческая работа получается более целенаправленной, да и сама жизнь ребят от этого интереснее становится.

Прошлый год, как я уже говорила, у нас был юбилейным, и я хотела организовать гастрольный тур по всей России. Вот такая мечта у меня была. Финансово сложно было, и я не понимала (хотя и верила), как это может получиться. Но вы знаете, как-то получилось. И мы дважды в этом году съездили на гастроли и выступили на двух самых известных площадках нашей страны — в Большом зале Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского и в Государственной академической капелле в Санкт-Петербурге.

Попасть в Большой зал Московской консерватории самодеятельному, по сути, коллективу было практически нереально. Но мы были приглашены и выступили с сольным концертом — пели целое отделение.

из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой

Елена Петухова. Фото: из архива Академического хора ДВФУ, предоставлено Еленой Петуховой

Ну а  московская публика достаточно непростая, понимаете, да? Но впечатление осталось хорошее. Ребята отработали, и как-то все по-другому взглянули, как мне кажется, и на наш город, и на Приморье, и на университет, где есть такой хоровой коллектив.

В Санкт-Петербурге у нас тоже был сольный концерт, а сейчас мы приглашены на Дальневосточный Пасхальный фестиваль (12+), который пройдет под эгидой Московского Пасхального фестиваля (12+) под художественным руководством Валерия Гергиева. Для нас это большая честь.

— И всё-таки интересно, что побуждает сегодняшнюю молодежь петь в хоре? 

— Я сама об этом думаю. И, знаете, меня особенно поражают молодые люди. Ну, девчонки, понятно, они всегда более расположены к пению, к выступлениям на сцене. А вот когда ребята  стоят на концерте, все такие модные и интересные, и поют в хоре, да еще с таким увлечением, с блеском в глазах, мне это самой удивительно. И знаете, эта энергетика передается зрителям.

У нас каждый год проходят рождественские концерты в кирхе. Это уже традиция. И всегда — полный зал, аншлаги, не хватает билетов. Меня радует, что и мы публику города Владивостока побудили ходить на эти концерты, слушать музыку, отвлекаться от суеты, стремиться к высокому искусству. Бывает, приходят на концерт кто уставший, кто озабоченный повседневными делами, а уходят с концерта просветленными. Я думаю, самая большая задача, которую выполняет наш хор, — дать какое-то душевное богатство людям, которые нас слушают. И это, как мне видится, у нас получается.

Мечта вторая. "Реквием" Моцарта 

—  Скажите, как у вас набор в хор происходит? 

— Безусловно, мы делаем прослушивание, потому что состав хора достаточно большой и не может быть безразмерным. Но я стараюсь, конечно, брать всех, потому что каждый, к нам приходящий, испытывает какой-то душевный порыв к пению в хоре. Единственное, у нас сейчас довольно сложная программа, и не все композиции могут быть доступны новичкам. В таком случае я предлагаю им перейти в другой коллектив, где программы попроще. В ДВФУ есть и танцевальные, и вокальные, и эстрадные коллективы.

У тех, кто приходит, я сразу спрашиваю: "Для чего вы пришли?" И если видно, что человек пришел заниматься с открытой душой и хочет научиться петь в хоре, то он нам подходит.  Многие, кстати, остаются и когда оканчивают университет, по возможности, конечно, потому что в кампус далековато ездить. Да и с работой приходится сочетать. Бывали случаи, когда, окончив бакалавриат, люди поступали в магистратуру, чтобы продолжать петь в хоре.

Когда мы отмечали юбилей, постарались собрать как можно больше выпускников. По всей стране разлетелись, даже можно сказать, что по всему миру. И все с теплом вспоминали годы, связанные с нашим хором.

— А бывало такое, что внутри хора образовывались супружеские пары?

— Конечно. Многие находили свои половинки в хоре, а потом создавали семьи. Это ведь хорошо, когда супругов объединяют общий интерес, к музыке, например.

— Давайте теперь о вашем репертуаре поговорим. Какие композиции исполняет ваш хор? 

— Подбор материала — это важный момент. Программа концерта должна строится так, чтобы это было интересно и певцам, и зрителям. Поэтому уделяем внимание разнообразию материала. Это, конечно, и произведения русской духовной музыки, и классические композиции, также включаем в репертуар образцы современной музыки. Сейчас появились идеи по поводу сочетания хорового пения и движения, добавления определенных танцевальных элементов. Это относится к современной популярной музыке. Ребятам подобное очень интересно. И нам очень часто говорят, что именно наш хор отличается от других коллективов какой-то живостью, особой подвижностью.

С нами работает мой коллега, хореограф, с которым мы обсуждаем, что можно сделать по тому или иному произведению, где можно сочетать пение и движение, какими элементами это можно сделать. В результате получается композиция, которая привлекает зрителей. Но всё должно быть сделано точно и уместно, в духе произведения.

— Из выступлений вашего хора, конечно, запомнилось участие в исполнении "Реквиема" (12+) Моцарта в Приморской филармонии. Расскажите, пожалуйста, как вы готовились к выступлению. 

— Мне позвонил тогдашний главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра Анатолий Смирнов, с которым мы уже сотрудничали, исполняя фрагменты из кантаты "Кармина Бурана" (12+) Орфа на закрытии фестиваля классической музыки "Дальневосточная весна" (12+) в 2016 году.

"Реквием" всегда был моей мечтой. И вот она исполнилась. Для непрофессионального коллектива там были, конечно, достаточно сложные номера с высокой тесситурой. Но когда мы начали работать с "Реквиемом", ребята влюбились в эту музыку и все трудности преодолели, за что я им очень благодарна.

Мечта третья. Дальневосточная хоровая олимпиада 

— Вы уже упоминали о зарубежных выступлениях вашего хора. В каких странах вы бывали? Что это были за выступления? 

— В Италии, Республике Корея, Китае, Японии, Швеции, Греции, Шри-Ланке. Принимали участие во Всемирных хоровых играх (12+) 2016 года в Сочи, где завоевали золото и серебро. Удачно выступили на IV Европейских хоровых играх (12+) 2019 года в шведском городе Гетеборге, где мы получили Гран-при в своей категории.

— Как проходили выступления в Швеции, не помните? 

— Согласно условиям конкурса, в зависимости от номинации нужно было выбрать произведения достаточно непростого уровня. Обязательно должна присутствовать некая трудность, и материал должен быть достаточно серьезным и сочетаемость между произведениями, скажем так, разнохарактерными. Конечно, мы серьезно готовились, репетировали каждый день, потому что понимали, что наше выступление будут оценивать строгое компетентное международные жюри, высочайшие мастера своего дела, которые будут проверять буквально каждую ноту. Но, с другой стороны, тебе интересно поучаствовать именно в таких конкурсах, такого высокого уровня. И очень хорошо, что мы поездили по миру, проверили свои силы, показали себя другим.

Мы много ездили и по нашей стране. Принимали участие в различных фестивалях и конкурсах, например, в XVII Дельфийских играх России (12+), в XXIII Международного хорового фестиваля-конкурса им. И.В. Рогановой "Радуга" (12+), в Международном конкурсе имени Фалика (12+) в рамках международного фестиваля "Поющий мир" (12+), в Международном конкурсе искусств "Белое крыло" (12+). Завоевывали там различные награды. Становились обладателями Гран-при и лауреатами региональных и краевых конкурсов и фестивалей "Восхождение" (12+), "Поющий Океан" (12+), "Болдинская осень" (12+), "За Веру и Отечество" (12+), "Вечное детство" (12+).

1 / 3

И однажды я подумала: "А почему у нас в Приморье нет ничего подобного?" Ну, конечно, существует большая отдаленность от признанных музыкальных центров России. Но с другой стороны многие приморские хоровые коллективы не могут по финансовым причинам позволить себе выехать за пределы края. А ведь среди них есть коллективы очень достойного уровня, которые заслуживают участия в подобном конкурсе-фестивале.

В 2022 году мы стали обладателями денежного гранта благодаря победе во Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов национального проекта "Культура" (12+) и организовали первый Всероссийский фестиваль-конкурс хоровой музыки "Дальневосточная хоровая олимпиада" (12+), который и состоялся на концертных площадках Владивостока и Дальневосточного федерального университета. В 2023 году состоялась вторая олимпиада.

— Много ли было участников?

— В первом году участвовало 77 коллективов со всей России, и, честно говоря, я не ждала такого представительства. На следующий год количество участников увеличилось до 110 коллективов. То есть интерес к нашему конкурсу увеличился. Хотя поначалу прослеживался некий скепсис: "Ну что там во Владивостоке может быть такого?" Но вот пошел очень хороший резонанс, и мнение переменилось. Мы с ребятами из академического  хора ДВФУ очень для этого постарались, они были и участниками, и волонтерами.

1 / 2

Осенью этого года должна состояться третья олимпиада. Совсем скоро начнется прием заявок, но многие уже звонят, интересуются.

Я считаю, что для нашего края это большое событие, настоящий праздник хоровой музыки. В течение недели проходят конкурсные прослушивания, мастер-классы, для которых мы собираем ведущих специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, других городов. Были представители Белоруссии и Китая. Помимо конкурсных прослушиваний, по всему городу на различных площадках проходят концертные выступления. Горожане получают возможность познакомиться со многими хорами страны, и это, конечно, очень хорошо.  

65188
43
37

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии