PrimaMedia, 1 ноября. На этой неделе международный информационный брифинг ИА PrimaMedia не обошёл стороной новость о состоявшемся в Китае торжественном приёме чрезвычайного посла по случаю 75-летия участия китайских народных добровольцев в Корейской войне. В комментарии к материалу редакции Посол по особым поручениям — представитель МИД России во Владивостоке Андрей Броварец отметил, что место этому событию есть и в истории Приморья. Жители края тоже стали жертвами конфликта на Корейском полуострове. Об этих эпизодах до сих пор идут споры.
Комментарий Посла по особым поручениям — представителя МИД России во Владивостоке Андрея Броварца к информационному брифингу ИА PrimaMedia:
"ИА PrimaMedia на этой неделе пишет: "Чрезвычайный посол Китая в КНДР устроил прием по случаю 75-летия участия китайских народных добровольцев в Корейской войне". Не лишним будет вспомнить, что и в истории Приморского края события 1950-1953 годов стоят далеко не на последнем месте.
Начались они для нас 8 октября 1950 года, когда два истребителя американских ВВС F-80 Shooting Star атаковали полевой аэродром Сухая речка в Хасанском районе Приморского края. В результате налета, по официальным данным, один самолет выгорел полностью, шесть были повреждены. После поднятия вопроса в ООН Соединенные Штаты признали инцидент и объяснили его ошибкой в навигации, плохой погодой и схожестью советских знаков отличия с корейскими. На Корейском полуострове уже как три месяца шла война.
По поводу того, действительно ли это была ошибка, споры идут до сих пор. Погода в день инцидента была хорошая, атакованные лендлизовские "Кингкобры" никак не походили на самолеты ВВС КНДР, а аэродром Чондина, который летели бомбить американцы, и Сухую речку разделяло более 200 км. По итогам разбирательств Президент США Гарри Трумэн предложил СССР возместить ущерб. Товарищ Сталин от подачки отказался. В ноябре 1950 года на территории КНР был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус с новейшими на тот момент МиГ-15, сбивший за всю Корейскую войну 1250 самолетов США.
Собственно говоря, последними жертвами Корейской войны тоже стали наши земляки. 27 июля 1953 года парой американских истребителей над северо-востоком КНР был сбит пассажирский самолет Ил-12 593-го отдельного транспортного авиационного полка ТОФ, направлявшийся из Порт-Артура (Далянь) во Владивосток. Погибли все пассажиры и члены экипажа. Соглашение о перемирии было подписано в этот же день в 10.00 и вступило в силу в полночь.
До сих пор до конца не ясно, что американские истребители делали в 110 км от китайско-корейской границы.
По версии пилота Ральфа Парра, их миссией было сопровождение разведывательных самолетов вблизи пограничной реки Ялуцзян. Обнаружив советский транспорт и якобы ошибочно решив, что он находится над территорией воюющей Северной Кореи, Парр зашел в хвост и сделал пару залпов. Итоги последовавших разбирательств он резюмировал следующим образом: "Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я прав, и всячески защищали. В итоге русские отозвали дело из суда. Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!".
В 1997 году газета "Владивосток" опубликовала статью, что именно этот Ил должен был вывозить с Ляодунского полуострова комсостав Тихоокеанского флота, участвовавший в российско-китайской партийной конференции. Мероприятие затянулось, и борт отдали простым инженерам и медикам. В СССР, по крайней мере, никогда не сомневались, что атака была преднамеренной.
Имеется и третья версия — чисто психологическая (психопатологическая). На 27 июля 1953 года Ральф Парр имел на боевом счету девять сбитых самолетов противника. Война заканчивалась и впереди маячила перспектива навсегда остаться "недодвойным ассом" (звание аса в американской армии давали за 5 уничтоженных машин противника, двойного — за 10). Парр просто воспользовался последним шансом укрепить свое положение в списке лучших (что, однако, не отвечает на вопрос, почему самолеты оказались так далеко в тылу КНР). Десятую победу, кстати, ему засчитали.
В память о событии в Жариковском сквере Владивостока (Дальзавод) до сих пор находится воинское захоронение 20 человек — "жертв разбойного нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет Ил-12 27.07.1953 года".
И еще момент. Двумя днями позже, 29 июля 1953 года, на удалении 10 км от острова Аскольд залива Петра Великого парой дежурных истребителей Миг-17 был перехвачен американский разведчик-бомбардировщик RB-50, следовавший на Владивосток. Согласно показаниям ведущего звена А. Рыбакова, при облете американца его самолет был обстрелян бортовыми пулеметами, получил несколько пробоин и разгерметизацию кабины. Истребители огрызнулись залпами из пушек, после которых нарушитель с сильным креном на крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности. Позже американским кораблям удалось спасти второго пилота Джона Роша и найти у японского побережья тела еще двух членов экипажа. Остальные 14 человек так и остались пропавшими без вести. Обломки RB-50 до сих пор лежат на глубине 3 км в 15 км южнее острова Аскольд".
Напомним, что Приморью географически и исторически выпала роль международного коммуникатора. По соседству с нами находятся Китай, Япония, Северная и Южная Кореи. Прочны связи с Белоруссией. В то же время, взаимное влияние государств благодаря глобализации уже не так зависит от расстояний, их разделяющих. В нашем внимании — США, Европа, бывшие Союзны республики, Арабский мир и многое другое.
Нам интересно, как мы видим мир вокруг и через какую оптику мир смотрит на нас? Международные новостные дайджесты, интервью с экспертами, анализ ситуаций в различных регионах и их отражение на России — все это удобно и компактно собрано в проекте PrimaMedia.Мир. Кому, как не Приморью, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом, становится центром компетенций по глобальным вопросам.
Корейский вираж Ивана Кожедуба: есть только "миг"… Как прославленный лётчик-истребитель защищал Северную Корею от американских бомб