Новый закон о локализации такси, который должен заработать в 2026 году, содержит серьезные риски. Они могут вызвать массовый уход водителей в "серую" зону и привести к резкому росту цен для пассажиров. Такое мнение высказал эксперт Петр Шкуматов, проанализировав новые правила Минпромторга.
В октябре чиновники представили первый перечень машин для такси. В него вошли всего 22 модели от шести российских брендов. При этом самые популярные у таксистов иномарки, такие как Solaris, Rio, Polo и Octavia, в этот список не попали. Бизнес— и премиум-сегмент вообще остались за бортом.
Главная проблема заключается в том, что правила не учитывают реальные процессы на рынке. С 1 марта 2026 года любая смена собственника автомобиля будет выводить его из реестра такси. Для повторного внесения машина должна будет соответствовать новому перечню. Это создает ловушку для более чем 100 тысяч автомобилей, лизинг по которым закончится уже после этой даты. Формальная смена владельца превратит легальное такси в "нелегала".
Аналогичная ситуация ждет водителей, которые решат перейти со статуса самозанятого на индивидуальное предпринимательство. Юридически это тоже считается сменой субъекта. После такой процедуры вернуть в реестр машину, которой нет в списке Минпромторга, будет невозможно. Человек лишится права работать легально на своем автомобиле.
Еще один риск связан с наказанием за нарушения. Регионы теперь могут окончательно удалять из реестра машины без действующих полисов ОСАГО/ОСГОП или лицензий. Раньше водитель мог исправить нарушение и вернуться к работе. После 1 марта 2026 года это можно будет сделать только с машиной из утвержденного перечня. Одна ошибка — и авто навсегда выбывает из легального поля.
Все эти факторы толкают рынок не к обновлению, а в тень, уверен Шкуматов. Закон не распространяется на аренду автомобиля с водителем. Именно в этот формат и уйдут многие перевозчики. Эксперты опасаются, что с рынка может уйти до пятой части водителей. Пассажиры же столкнутся с дефицитом машин, долгим ожиданием и ростом тарифов до 30%.
Чтобы избежать коллапса, эксперт предлагает несколько решений. Во-первых, нужно защитить существующий парк. Все машины, уже внесенные в реестр до 2026 года, должны сохранять свой статус при перерегистрации, смене владельца или восстановлении после исключения.
Во-вторых, необходимо серьезно расширить перечень. В него следует включить все автомобили российской сборки, даже с низкой степенью локализации. Это касается и массовых иномарок, и китайских моделей, которые сейчас активно выпускаются в стране.
В-третьих, требуется отдельное решение для лизинговых машин, взятых до 2026 года. При их выкупе разрешение должно продлеваться автоматически.
Между тем, на запретах далеко не уедешь — в первую очередь важна поддержка водителей. Речь идет о субсидиях на покупку локализованных машин и льготном лизинге для самозанятых. Такой поэтапный и аккуратный переход позволит локализации стать стимулом для обновления парка, а не причиной кризиса рынка, приводит мнение эксперта zr.ru.