Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Лечение ДЦП и задержек развития: репортаж из главного реабилитационного центра Приморья
Корр. ИА PrimaMedia увидела, как проходят восстановление от тяжелых заболеваний маленькие пациенты
Вот уже 34 года во Владивостоке успешно работает Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации — структурное подразделение Краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи (Центр охраны материнства и детства). Здесь лечение проходят дети с серьёзными неврологическими заболеваниями и нарушениями развития, преимущественно с детским церебральным параличом. Для их реабилитации в Центре применяют современные методики, направленные на развитие всех функциональных систем, которые в разной степени коррелируют, способствуя всестороннему развитию ребенка. Корреспондент ИА PrimaMedia посетила учреждение, пообщалась с врачами и увидела, как проходят восстановление маленькие пациенты.
Восстановительная медицина и реабилитация: что это такое и сколько длится?
Знакомство с работой Центра началось с кабинета, где детей учат осознавать свои руки и работать ими. Для ребят с особенностями развития это часто становится первым шагом: у многих не развита моторика, они не умеют пользоваться руками. А между тем, именно работа руками запускает речь и общее развитие. Педагог дополнительного образования Татьяна Клейн объяснила, что моторика рук напрямую влияет на прогресс ребёнка. Через творчество — рисование, лепку, аппликации — детей не только учат владеть руками, но и помогают им расслабиться, что благотворно сказывается на психоэмоциональном состоянии и нервной системе. Этот творческий процесс развивает ребёнка и физически, и умственно, и эмоционально. Важно и то, что родителей здесь учат взаимодействовать со своими детьми, показывают, как вовлечь ребёнка в рисование или лепку, если дома это вызывает трудности.
На одном из таких занятий корреспондент познакомилась с шестилетним Костей, который борется с задержкой речевого развития на фоне органического поражения. Мальчик занимается в Центре ровно год, и прогресс очевиден. После первого курса у него появилась имитация действий, чего раньше не было. Костя научился плавать в бассейне, начал различать цвета и самостоятельно, с небольшими подсказками мамы, нарисовал новогодний рисунок. Он уже говорит "мама" и "папа", у мальчика появилось звукоподражание. Костя понимает жестовую речь, и врачи уверены, что после нескольких курсов реабилитации он обязательно заговорит.
"Профессия — быть матерью тем, кто больше никому не нужен" Олеся Шиматова из Владивостока создала семью для тех, от кого отказались все. Её история — о силе материнской любви, побеждающей диагнозы
Курс реабилитации длится три недели и повторяется от двух до пяти раз в год в зависимости от сложности случая. Помимо творческих занятий, детям предлагают терапию песком. В специальном кабинете под спокойную музыку педагоги сначала знакомят ребят с песком, разминают их пальчики, а затем вместе с родителями начинают рисовать на этом природном материале. Сейчас, например, тема занятий — зимняя. Рисуя пальцами, дети развивают и мелкую, и крупную моторику, воображение, учатся слушать педагога и быть усидчивыми. В этих занятиях участвуют дети с разными диагнозами: ДЦП, синдромом Дауна, последствиями инсульта.
В соседнем кабинете интересы детей развивают в игровой форме с помощью интерактивной песочницы. На неё проецируются различные изображения, с которыми дети взаимодействуют: учат цвета, развивают внимание и координацию, строят фигуры. Педагог-психолог Елена Марченко отмечает, что такой динамичный формат идеально подходит для детей с неврологическими нарушениями, которым трудно долго сидеть на одном месте. Играя, они с удовольствием выполняют задания, а изменение ландшафта в песочнице позволяет моделировать разные ситуации — например, учить правилам поведения при пожаре.
Ещё одно направление работы — музыкальная терапия, которая является разновидностью логопедии. Если логопед работает над вызовом звука и отработкой букв, то музыкотерапия, например с помощью блокфлейты, помогает оттачивать губные и зубные звуки, укреплять мышцы рта и языка, налаживать правильное дыхание. Музыкальный руководитель и логопед объяснила, что у многих детей с патологиями неглубокий вдох, что приводит к "застойной" горловой речи или шёпоту. С помощью инструментов и пения в такт метроному ребята учатся контролировать вдох и выдох. Ритмические упражнения, включая маршевую ходьбу, также помогают формировать речь и жестикуляцию, а детям с ДЦП — корректировать асимметрию в движениях рук и развивать взаимодействие полушарий мозга.
В Центре работают пять логопедов и четыре дефектолога, которые проводят занятия и в кабинетах, используя специальное оборудование, логомассаж. В залах по лечебной физкультуре также осуществляется логопедическое сопровождение, что повышает эффективность функционального развития детей. Занятия строятся индивидуально, в зависимости от диагноза. Во время визита корреспондента там занимался ребёнок с диспраксией, которого учили правильно ставить язык для произнесения слов. Для запуска речи используются методики Новиковой, основанные на ритмичности русского языка: от гласных звуков дети постепенно переходят к слогам, словам и построению фраз. В работе также применяются игрушки для развития пространственного мышления и обобщающих понятий.
Для балансировки эмоциональной сферы в Центре оборудована комната сенсорной терапии. Она особенно важна для переключения внимания после медицинских процедур, которые могут быть болезненными. Здесь дети могут расслабиться в бассейне с шариками, играть с тактильными панелями или у светового дерева-гирлянды, развивая зрительную память. Родители здесь же учатся организовывать занятия с ребёнком, соблюдая их начало и завершение. Также дети занимаются в бассейне, в солевой комнате и проходят реабилитацию на специальных тренажерах.
Перед началом курса реабилитации каждый ребёнок проходит обследование в кабинете функциональной диагностики. С помощью электроэнцефалографии врачи изучают биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы исключить противопоказания, такие как эпилептиформная активность.
"С момента основания центра основным диагнозом остаётся детский церебральный паралич"
Как пояснил заведующий центром Дмитрий Осмоловский, география пациентов не ограничивается Приморьем — на реабилитацию сюда регулярно приезжают семьи из других регионов Дальнего Востока. Однако система обязательного медицинского страхования (ОМС) в первую очередь рассчитана на детей, проживающих во Владивостоке и Приморском крае. Для иногородних пациентов также существует возможность получить помощь: Центр выставляет предварительные счета, а родители затем компенсируют эти расходы через свои территориальные фонды ОМС по месту жительства. Среди тех, кто сейчас проходит курс, есть дети из Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, с Сахалина и из Хабаровска.

Дмитрий Осмоловский. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia
Пациентов Центра можно условно разделить на несколько крупных категорий. Это, прежде всего, дети с ДЦП, в том числе младенцы первого года жизни. Также значительную часть составляют ребята с задержкой темпов развития, речевыми нарушениями, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), расстройствами аутистического спектра, которые реабилитируются по сопутствующим неврологическим диагнозам. Как подчёркивает заведующий, с каждым годом становится всё больше "педагогических" детей, нуждающихся в комплексной помощи психологов и дефектологов. Единовременно курс реабилитации в Центре проходят от 140 до 170 человек.
"Безусловно, с момента основания центра основным диагнозом остаётся детский церебральный паралич. Но современная тенденция требует от нас активнее заниматься профилактикой инвалидности. С каждым годом у нас всё больше малышей до года с перинатальными поражениями, угрожающими развитием ДЦП, задержек речевого и психомоторного развития. Дети, перенёсшие гипоксию средней и тяжёлой степени, получают у нас лечение — и всё за счёт средств ОМС", — рассказал Дмитрий Осмоловский.
Как приморские врачи лечат ДЦП и восстанавливают неходячих — все о работе остеопатов Врач мануальной терапии, рефлексотерапевт Ирина Ли — о науке чувствовать руками в интервью ИА PrimaMedia
Дмитрий Осмоловский подробно остановился на классификации пациентов с ДЦП, которые делятся на пять функциональных классов. Первый и второй — это дети, способные самостоятельно ходить. При отсутствии сопутствующих нарушений интеллекта они могут полностью себя обслуживать, посещать обычные школы и вести практически полноценную жизнь, хотя и с некоторыми особенностями, например, в мелкой моторике. Дети третьего класса, как правило, неходячие, но при сохранном интеллекте могут обучаться на дому или в специализированной школе. Четвёртый и пятый функциональные классы — самые тяжёлые. Эти дети часто не могут даже удерживать голову или сидеть без специальных устройств, их обучение, если позволяет интеллект, происходит на дому по индивидуальным программам.
"В крае около 1300 детей с диагнозом ДЦП, а общее число детей-инвалидов уже превысило 7000. И здесь чётко видна современная тенденция: проблемы речи, поведения, коммуникации, расстройства аутистического спектра выходят на первый план. За последний год первичное оформление инвалидности по неврологическим заболеваниям составило чуть более 20%, а по психическим — почти 40%. Это говорит о значительном смещении в сторону нарушений коммуникации", — отметил реабилитолог.
Каждый ребёнок, поступающий в Центр, проходит осмотр мультидисциплинарной командой, в которую входят ортопед, врач ЛФК, физиотерапевт, невролог, а также педагоги, логопед, психолог и дефектолог. При необходимости проводится электронейромиография. На основании комплексной оценки составляется индивидуальный план реабилитации на три недели, который может корректироваться в процессе.
"В структуре центра семь специалистов по медицинской реабилитации, что позволяет сформировать несколько таких команд. Я как лечащий врач веду плановые осмотры, заполняю дневники наблюдений и при необходимости также вношу коррективы в процесс", — рассказал Дмитрий Осмоловский.
Реабилитация малышей
Особое внимание в Центре уделяют раннему началу реабилитации — принимать начинают детей с трёх месяцев. Этот возраст самый подходящий — реабилитационный потенциал в это время максимален. Даже у детей, угрожаемых по ДЦП, при начале занятий с трех-четырех месяцев до года можно либо полностью избежать этого диагноза, либо значительно снизить тяжесть нарушений. После двух лет основные функциональные возможности уже определяются, и кардинально изменить их сложнее. В арсенале ранней помощи — бассейн с мамой и инструктором, щадящие методы нейростимуляции, различные виды массажа, индивидуальная ЛФК с позиционированием, методы Войта и Бобат, а также ограниченный, но тщательно подобранный спектр физиотерапевтических процедур.
По словам Дмитрий Осмоловского, крайне важно начинать терапию как можно раньше, особенно при тяжёлых формах. Основной реабилитационный потенциал реализуется в первые четыре года жизни. Если его упустить, у ребёнка могут развиться тяжёлые ортопедические осложнения: вывихи суставов, сколиоз, контрактуры, которые в будущем приводят к хроническим болям. Поэтому, например, ботулинотерапию при спастических формах необходимо начинать уже с двух лет. Специалист подчеркнул, что успех зависит не только от усилий специалистов в стенах центра, но и от активного, осознанного участия родителей, которые должны стать полноправными членами реабилитационной команды и продолжать занятия в домашней среде.
От врача-невролога до главного детского реабилитолога Минздрава Приморья
Путь самого Дмитрия Осмоловского в профессию оказался закономерным: он — врач в третьем поколении. Хотя изначально его привлекала хирургия, научная деятельность на старших курсах медицинского университета увлекла его проблемами реабилитации детей с ДЦП. Более десяти лет он работает в этой области, пройдя путь от врача-невролога до заведующего Центром и главный детский реабилитолог Минздрава Приморья.
Одной из самых запоминающихся историй он называет судьбу своей пациентки Кристины Зайцевой. Девушка с третьим функциональным классом ДЦП начала реабилитацию относительно поздно, в 15 лет, но благодаря комплексному подходу, включавшему в том числе ботулинотерапию, смогла получить медицинское образование. Сейчас она работает медсестрой в Центре и планирует посвятить себя реабилитации детей с аналогичными диагнозами.
Автор текста: Наталия Соколовская.




















