Компьютерная компания DNS из Владивостока захватила всю Россию – Forbes

Один из самых авторитетных и известных экономических журналов мира раскрыл секрет успеха розничной сети с выручкой 4 млрд долларов, созданной в Приморье

Владивостокская компания DNS, торгующая компьютерной техникой, включает уже 700 компьютерных супермаркетов и развивается быстрее всех в стране. Один из самых авторитетных и известных экономических журналов мира заинтересовался, в чем секрет успеха розничной сети с выручкой 4 млрд долларов, созданной в Приморье, сообщает РИА PrimaMedia.

Сеть DNS "закрасила" торговыми точками почти всю карту России, открыв около 700 супермаркетов с ожидаемой в 2013 году выручкой около 130 млрд рублей (в 2012 году — 86,4 млрд рублей). Лишь номинально присутствуя на московском рынке, она почти догнала по оборотам лидера рынка — сеть "М.Видео" с 20-летней историей. Выручка DNS растет быстрее, чем у конкурентов, — на 65% в 2012 году, на 50% в 2013 году, — в основном за счет открытия новых торговых точек. Эксперты оценили, что бизнес DNS  может стоить более 18 млрд рублей, сообщает Forbes и задается вопросом, "кто эти предприниматели из Владивостока и как они построили самую динамичную в стране сеть магазинов электроники".

Ведь, когда в 1993 году совладелец и генеральный директор DNS Дмитрий Алексеев, обладатель трех вузовских дипломов (факультета электроники и приборостроения Дальневосточного политехнического института, юрфака и Школы бизнеса МГУ) вместе с компанией друзей-программистов начал проектировать компьютерные сети для владивостокских предприятий, а заодно собирать компьютеры, его команда ничем не отличалась от тысячи подобных, занимающихся тем же самым по всей стране.

Как ни странно, идея переквалифицироваться в торговцев умным "железом" возникла у Алексеева и Ко в 1998 году, в разгар экономического кризиса, вызванного дефолтом.

 "Нас удивило, что люди готовы были есть меньше колбасы ради покупки компьютера", — вспоминает Алексеев. Сборщики решили переквалифицироваться в торговцев, арендовали помещение и открыли магазин под вывеской DNS — Digital Network Systems. Прямо в магазине выделили помещение для сборки, а комплектующие закупали у московских дистрибьюторов.

До 2005 года у владивостокских предпринимателей был всего один магазин. "Начиналось все вообще с подвала — в одну дверь входишь, чтобы заказать компьютер, из другой — получаешь", - приводит Forbes воспоминания сисадмина одной из владивостокских компаний.

Первые "иногородние" компьютерные маркеты у DNS появились в Находке и Хабаровске. К 2009 году компания открыла уже сотню торговых точек. После этого число магазинов ежегодно увеличивалось примерно на 70%, и в 2013 году компания открыла рекордные 250. В основном это небольшие супермаркеты на арендованных площадях размером 300–500 кв. метров, но есть и 25 гипермаркетов до 1000 кв. метров.

Сегодня Группа DNS — это более 50 компаний в разных регионах, связанных общими владельцами. "Приходили в регион — делали новое юрлицо, однако сейчас мы собираемся их укрупнять, останется десять-двадцать", — поясняет Алексеев. По данным СПАРК, каждая компания записана либо на одного собственника, либо, в редких случаях, на двух. Больше всего долей в бизнесе у Алексеева, Константина Богданенко, финансового директора Юрия Карпцова и коммерческого директора Сергея Мещанюка. "Ни у кого нет доминирующей доли", — подчеркивает Алексеев. Большинство созданных компаний называются так: "ДНС Байкал" (на 100% принадлежит Карпцову), "ДНС НН" (100% у Мещанюка), "ДНС Альфа Новосибирск" (100% у Юрия Чернявского), "ДНС Плюс-Самара" (100% у Андрея Усова), "ДНС-Пермь" (100% владеет Александр Федоров), "ДНС-Екатеринбург" (100% — Богданенко), или "ДНС" в Хабаровске (100% — Алексей Попов), но есть и компании без "ДНС" в названии, например "Восток Центр" (100% — Алексеев).

Рецепт захвата новых городов у DNS таков: первые три месяца магазины искусственно сдерживают цены. "Жесткий демпинг налицо, и для нас остается загадкой, за счет чего они держат такие цены, а порой опускают до такого уровня, при котором нереально что-то заработать", — недоволен представитель одного из конкурентов. 

Константин Богданенко, директор по развитию компании, поясняет, что DNS никогда не устанавливает цены ниже издержек и, как правило, за полгода выводит новый магазин в плюс.

Сейчас магазины DNS посещает около 2,5 млн покупателей в месяц, на полках — 20 тысяч наименований продукции. Главная товарная позиция — ноутбуки, они приносят 18% дохода. Например, в сентябре их продали 112 500 штук. Динамичнее всего растет спрос на планшеты (13% дохода) и смартфоны (16%). Есть еще компьютеры, фотоаппараты, телевизоры, аксессуары; 100% настольных компьютеров и 25% ноутбуков продаются под брендом DNS. Совладелец DEPO Computers Сергей Эскин, который первым в России занялся производством ПК, теперь считает торговлю под собственной маркой делом малоперспективным — мировые бренды сильнее. Однако DNS получает 18% дохода от собственной торговой марки, и эта доля растет. "В своих магазинах они могут отдавать под собственные продукты лучшие полки", — объясняют их успех эксперт. Среди компаний-партнеров по продажам в магазинах DNS лидирует Samsung.

Однако, как предрекает Forbes, впереди у DNS системные трудности: темпы роста в отрасли существенно замедляются. По данным РАТЭК, в 2012 году рынок электроники и бытовой техники вырос примерно на 12%, хотя в 2000-х рос в среднем на 30% в год. По мнению Алексеева, стагнация началась в 2008 году, но еще два года рост шел за счет "умирания" крупных игроков. За эти годы обанкротилась сеть "Мир", на грани выживания оказалась "Техносила", втрое сократила число магазинов DOMO.

Следуя тренду, DNS решила продолжить развитие собственного производства, но новые магазины в 2014 году не открывать. Вместо этого владельцы сети стали активно осваивать интернет-пространство, где рост и не останавливался, сообщает журнал.

Напомним, что в сентябре 2013 года Forbes опубликовал рейтинг самых крупных частных компаний в России. Судя по рейтингу, самый доходный бизнес в нашей стране - это нефтедобыча, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и торговля. На этом фоне особенно выделяется единственная компания из Приморья – Компьютерный центр DNS. Благодаря значительному увеличению выручки в 2012 году компании удалось занять 60-е место в России.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia