Оценочная стоимость изменения русла Амура, которое предлагает провести депутат Думы Владивостока Александр Приходько, может составить всего 65 млрд рублей, а экономический эффект от проекта – 1,9 трлн рублей. Политик считает, что строительство дамбы и канала обойдется не дороже аналогичных объектов в Санкт-Петербурге и Казахстане, а кроме того, поможет избежать в будущем катастрофических наводнений на главной водной артерии Дальнего Востока, сообщает РИА PrimaMedia.
Согласно концепции Приходько, необходимость изменения климата на юге ДФО обусловлена продолжающимся оттоком населения из региона. По пессимистичному прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 году число жителей Дальнего Востока может сократиться до 4,7 млн человек (уровень 1959 года), а к 2050 году – снизиться до 4 млн человек. Для того, чтобы переломить эту тенденцию, необходим переход к инновационной модели развития на основе проектов, дающих быстрый социально-экономической эффект.
Проект изменения климата включает в себя две основные части – возведение активной дамбы в Татарском проливе и строительство канала для переноса устья реки Амур.
Депутат подготовил презентацию своего проекта, которую разместил на официальном сайте думы. В ней впервые приведена ориентировочная оценка стоимости переноса русла Амура и строительства дамбы в Татарском проливе. При расчете стоимости дамбы и канала за основу была взята стоимость дамбы в Финском заливе, защищающей Санкт-Петербург от наводнений, и стоимость строительства канала между реками Иртыш и Ишим в Казахстане.
Согласно расчетам, возведение 11-километровой дамбы между материком и Сахалином обойдется в 48,4 млрд рублей, а строительство 50-километрового канала для вод Амура будет стоить $0,5 млрд. Суммарная стоимость проекта, таким образом, составит около 65 млрд рублей.
Для сравнения: строительство объектов саммита АТЭС во Владивостоке, по данным Счетной палаты РФ, обошлось в 680 млрд рублей.
Срок окупаемости проекта, по оценкам Приходько, составит от четырех до восьми лет. Правда, автор признает, что существуют макроэкономические и геополитические риски, которые могут привести к неисполнению поставленных задач. Но эффект для российской экономики в случае реализации проекта в полном объеме Александр Приходько оценил в 1,9 трлн рублей.

Схема возможного расположения дамбы и канала, слайд презентации, Фото с места события из других источников. Автор фото: Официальный сайт Думы Владивостока
Кроме того, совмещение дамбы в Татарском проливе с электростанцией даст возможность снабжать электроэнергией Сахалин и Хабаровский край, а строительство объекта откроет новые геополитические перспективы в виде возможного соединения железнодорожных сетей РФ и Японии. В свою очередь, перенос устья Амура позволит избежать катастрофических наводнений, подобных тому, что случилось в 2013 году, настаивает депутат.
- Презентация еще будет дорабатываться, - сообщил корр. РИА PrimaMedia Александр Приходько.
– Сейчас все внимание общества обращено на Олимпиаду в Сочи, а вот после нее, думаю, организуем широкое обсуждение проекта. Возможно, в формате "круглого стола", но более масштабного, чем прошел осенью.
Напомним, в мае 2013 года депутат Думы Владивостока Александр Приходько предложил коллегам рассмотреть его обращение к президенту России Владимиру Путину по поводу улучшения климата на юге Дальнего Востока. Депутат полагает, что улучшить демографическую и социальную обстановку в Дальневосточном регионе могло бы изменение движения морских течений в Японском море и Татарском проливе. Однако ученые ДВО РАН не разделили оптимизма владивостокских депутатов, считая, что реализация проекта может полечь за собой катастрофические последствия. Жаркая дискуссия по поводу изменения русла Амура продолжилась в октябре, на круглом столе в Думе Владивостока. Представители научного сообщества разделились на три лагеря: пока одни вели споры о плюсах и минусах данной инициативы, другие сочли ее просто бесполезной.