Предпринимателям Приморья небезынтересна участь края – его будущее, пути его развития – и в такой позиции как раз и проявляется социальная ответственность регионального бизнеса, считает руководитель Дальневосточного филиала компании EY (ранее – Ernst&Young) Алексей Ерохин. В эфире PrimaMedia LIVE сотрудник компании-аудитора из мировой "большой четверки" раскрыл свой взгляд на инвестиционное поле Приморья и в целом Дальнего Востока, а также – на его местных и "пришлых" игроков.
СПРАВКА: Ernst & Young (в наст время — EY) — международная аудиторско-консультационная компания, одна из крупнейших в мире (входит в "большую четверку" аудиторских компаний). С 2013 года действует под торговой маркой EY. У компании имеется более 700 офисов в 150 странах мира. Общая численность персонала — 190 тысяч человек. Выручка в 2013 финансовом году составила 25,8 млрд долларов США. В России у компании имеются офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре,Тольятти, Екатеринбурге, Новосибирске, Южно-Сахалинске, Ростове-на-Дону и Владивостоке. Алексей Ерохин возглавляет филиал EY с момента открытия в 2012 году.
Манящая Азия
- Алексей, можете объяснить, почему вы сменили звучное название Ernst & Young на аббревиатуру?
- Ребрендинг компаниипроизошел по двум причинам. Первая – мы совершенствуем мир и продолжаем совершенствовать, делаем его лучше. А второе – то, что взоры всего мира обращены на Азию, этот рынок становится большой и важной частью, и для удобства наших азиатских партнеров произошло такое сокращение.
- То есть права оказалась Россия, разворачиваясь в сторону Азии?
- Наша компания развернулась в сторону Азии достаточно давно. У нас в каждом из государств АТР есть по несколько представительств. Данный регион является одним из самых перспективных, в ряде стран мы занимаем лидирующие позиции среди компаний "большой четверки". Тема "выход в Азию" - особенно актуальна для территории Дальнего Востока, Приморского края, с учетом территориальной близости, с учетом логистических потоков.
- А Приморский край, Дальний Восток что-то представляют из себя в "азиатском векторе" - с точки зрения экономики, социально-общественных отношений? Либо нам стоит только на это надеяться?
- Регион вызывает значительный интерес - когда представляешься, откуда ты. А если расшифровываешь, что Дальний Восток – это треть страны, то интерес возрастает еще больше. Мы проводили много исследований относительно роли и важности перспектив Дальнего Востока. Последнее исследование проводили как раз к Давосскому клубу, который прошел в конце прошлого года. Вывод исследования - регионы станут основными драйверами развития экономики России.
- Вообще регионы или же какие-то конкретные?
- Если сделать некую ретроспективу и увязать все в одну "линейку", одну цепь, то получится, что важность регионов возрастает – в зависимости от того, у кого какой потенциал и какие предпосылки для развития. Перед Дальним Востоком выстраивается вектор достаточно больших перспектив. Основной интерес у бизнеса сегодня вызывает сырьевой сектор, так как в регионе сосредоточены большие запасы ресурсов
- Это же, казалось бы, не так уж и плохо?
- Это неплохо, но вопрос в том, как мы их будем использовать эти запасы, как применять в дальнейшем. Руководитель нашей практики выступал на госсовете, который проходил в Комсомольске-на-Амуре, и отмечал важность экспортно-ориентированной модели, которая является не просто сырьевой, а ориентирована на производство добавочного продукта. И мы сейчас наблюдаем, что как раз-таки и в министерстве по развитию Дальнего Востока, и в полпредстве президента в ДФО обозначают эту позицию – в том числе, и в разрезе интересов отдельных регионов.
С точки зрения "калашного ряда"
- В должности вы уже два года - есть положительная динамика за это время?
- Динамика у меня измеряется показателями работы офиса. Количество проектов и сотрудников растет - соответственно, динамика положительная. Также, могу судить, у местного бизнеса "ломается" менталитет. Важно отметить, что у предпринимателей есть определенные ожидания и их надо учитывать при разработке стратегии развития региона. Когда мы готовили исследование по Дальнему Востоку, разными инвесторами отмечалось, что качество проработки проектов "регионалов" достаточно низкое. Если учесть все пожелания бизнеса, то положительная динамика усилится.
- Чем это обусловлено - недостатком образования, опыта?
- Есть ряд факторов: недостаток образования, опыта, квалифицированных кадров. С деловой хваткой и стремлением рисковать - у нас все в порядке. Я завидую тем предпринимателям, которые сегодня работают, потому что с их чутьем, видением, ожиданием, подходом и хваткой все-таки компания развивается.
- То есть если на эту хватку, умение рисковать еще и "наложить" слаженность и боевую выучку, то преград не будет?
- Безусловно. Раньше не было на рынке сервисной службы, которая бы обеспечивала потребность наших бизнесменов в подготовке подобной документации. Много примеров было, что бизнесмены не хотели даже тратиться на эту услугу. Но у самих не всегда хватало сил и терпения закончить подготовку именно документации.
Сегодня ситуация меняется, финансовые институты готовят, рассматривают первый варианты подготовки отчетности. Качество персонала, который готовит эту документацию, несомненно, растет. С ростом объемов финансирования растет и требование к документации. И в принципе, финансовые институты предлагают обращаться к тем компания, который размещены у них на сайте, аккредитованы.
- Фактически, мы говорим о переводе идей и намерений местного бизнеса на некий принятый в мировой практике язык?
- Здесь не столько понятийный аппарат, сколько другие вопросы. Предположим, вы хотите заинтересовать какого-то инвестора. Вы сделаете в своем хозяйстве "красиво", наведете лоск, отполируете свои ботинки… хотя качество ботинок тоже может вызывать вопрос.
Если серьезно, где-то у потенциального инвестора может вызвать вопрос та финансовая модель, которую вы просчитаете. Поэтому на каком-то этапе нужно подключить "третью сторону" - для оценки этой модели, жизнеспособности будущего проекта.
Его нужно будет протестировать, потому что бывали случаи в нашей практике, что мы "считали" проекты, и получалось, что он не выживал ни при каком сценарии.
Инвестиционное поле Приморья
- Как вы находите инвестиционный климат в Приморье?
- Давайте так. Я скажу, что проводится большая работа в этом направлении - разработаны и реализуются "дорожные карты" по улучшению инвестклимата регоина. Помимо этого, у региональных администраций стоит KPI по улучшению климата, привлечению инвестиций. Ведется планомерная работа - и в Приморье она ведется достаточно активно.
Предугадываю вопрос, связанный с рейтингом АСИ и с плохим местом Приморья в этом рейтинге. Это немного другая ситуация. Есть позиция одного из совладельцев компании DNS: с одной стороны, это хорошо, что разрабатывается инвестиционная стратегия, которая в большей степени служит неким индикатором. С другой стороны – документ служит некой инструкцией для сервисной службы, коей является администрация, органы власти. Пока она учитывает не все. Например, вопросы, связанные с подготовкой площадок, индустриальных парков - этим никогда не занимались в Приморье.
- А где занимались, кроме Калуги и Татарстана?
- Например, Ульяновская область. В нашем регионе об индустриальных парках заговорили в лучшем случае два года назад. А работа в вышеупомянутых регионах ведется достаточно давно. В Приморье ситуация тоже меняется у лучшему – в наши индустриальные парки заходит компания "Соллерс", потенциально - китайский Great Wall. Есть определенный набор инструментов, которые активно применяются для улучшения ситуации, но есть и препятствия, которые замедляют процессы. близость к рынку сбыта – Северо-Востоку Китая, который является достаточно перспективным рынком – вот козырь, который нужно обязательно использовать.
- Вы упомянули компанию DNS. Дмитрий Алексеев, гендиректор компании, ранее высказал интересную мысль: у нас в стране просто какая-то мантра – "Нужны иностранные инвестиции! Нужны - и все". Алексеев прямо сказал: "Зачем нам иностранные инвестиции? Мы и сами готовы, вы только покажите, может есть какие-то проекты интересные, я с удовольствием лишний миллион вложу". Ваше отношение - нужны ли нам иностранные инвестиции?
- Я бы сказал, что не нужно вообще делить инвестиции на иностранные и местные. Директор департамента экономики ПК дал понять, что для Приморского края важны все источники финансирования. Сложно выбирать, когда у тебя есть один источник финансирования. Гораздо интересней выбирать из нескольких.
Тем не менее, в нашей практике на территории РФ при осуществлении концессионных проектов мы стараемся привлекать как можно больше инвесторов - и тогда в интересах региона получаем взаимодействие с потенциальным инвестором и более привлекательные условия для региона. Почему не пользоваться этим? И я думаю, если у Алексеева возникнет желание что-то инвестировать, то никто ему не откажет
Игроки и судьи
- Последние два года наметился какой-то всплеск активности со стороны ряда приморских компаний - те же DNS, "Шинтоп". На ваш взгляд, заметно желание предпринимателей "выйти из тени", претендовать - не на политическую власть, а на то, чтобы их услышали, увидели их желание участвовать в социально-экономических проектах?
- Если оценивать предпринимателей Приморского края, то они всегда были более продвинутые, более активные. Море внесло свою лепту.
Очень важно отметить, что этим людям небезынтересна жизнь региона, его участь: что с ним будет дальше, каково будет его развитие. И можно сказать, что социальная ответственность бизнеса как раз и проявляется в таких позициях.
Не буду судить о методах, которые они применяют: каждый делает то, что считает нужным. Но, тем не менее, мы достаточно часто сталкиваемся с упомянутыми коллегами, и те вопросы, которые они поднимают, чаще всего затрагивают именно развитие региона - что не может не радовать.
- А вот власть - на ваш взгляд, проявляет интерес? Это обоюдное движение, или же предприниматели стучат в двери, а им - не открывают? Есть ли "смычка края с бизнесом"?
- Она есть, и ее нужно развивать дальше. Про все профессиональные секреты рассказывать не буду. Но на одном из экспертных советов АСИ выступал помощник губернатора, он же – руководитель краевого Агентства по привлечению инвестиций Антон Родионов. Говорил о том, что готов содействовать - вплоть до встреч с губернатором, инвестором. Отмечали работу департамента экономики, работу курирующего вице-губернатора Александра Костенко, который всегда готов встречаться и разговаривать о проблемах. Нет некого "забора". Я не вижу проблем.
- Хорошо, с общением все в порядке, можно пообщаться. А есть ли действия?
- Проекты реализуются?
- Не знаю, хотел у вас спросить.
- А как сами ощущаете?
- Вот, "Соллерс" реализуется.
- Суперверфь в Большом Камне сейчас строят?
- Пятый год строят. Серьезно, что же про действия?
- Под лежачий камень вода не течет. Понятно, что у нас слишком много ожиданий по Приморскому краю. АТЭС дал очень хороший толчок, много было сделано и реализовано.
"Волшебный пинок" саммита АТЭС
- Смог ли регион в целом воспользоваться этим "волшебным пинком"? Горожане о чем говорят? "Мосты построили. Ну и что?" А ведь этого Золотого моста ждали более 100 лет, сказка стала былью - которой нужно воспользоваться. Объекты в целом реализованы, и инфраструктура кардинально изменилась.
- У меня недавно приезжали друзья, как говорится, "по бизнесу". Позвонили с таким удивлением: "Представляешь, мы проехали по мосту". Я – а что такого-то? Они: "Да нет, мы, когда садились в такси, думали - пока доедем через Луговую до места встречи, еще успеем что-то прочитать, написать и т.п. А ехали мы из "Хенде" на Чуркин. Как, уже приехали? Мы не готовы!".
Такие проекты делают жизнь комфортней и лучше.
- Для инвестиционной привлекательности региона и территории, если взять опыт той же Кореи, проводится огромное количество мероприятий делового туризма – выставки, ярмарки. В Приморье есть такого рода активность?
- Есть активность, есть попытки. Вот относительно недавно Харбинская ЭСКПО была. Есть шанс, что следующее ЭКСПО должна пройти на территории Дальнего Востока России.
- В Хабаровске? А где в Хабаровске проводить ЭКСПО? Там же нет прекрасного ДВФУ, где можно расположить гостей?
- Думаю, место найдут - в конечном счете. Надо учитывать также, что "смычка" азиатского рынка и Дальнего Востока России – это пока внимание и работа все-таки федеральных властей.
- Если бы сюда приезжали – во Владивосток, Хабаровск, - руководители федерального ранга не с дежурными докладами, а с реальным желанием привлечь на территорию пресловутые российские или иностранные инвестиции, это было бы хорошо.
-Есть две стороны медали. Как воспринимается информация нашими соседями, когда руководители говорят из Москвы о ценности Дальнего Востока, либо - на Дальнем Востоке говорят о Дальнем Востоке?
- Если "сам" приехал – показывает важность для него этой территории. Прислали заместителя - значит об уровне заместителя и говорим.
- Давайте посмотрим последние события. Подписано очень серьезное, интересное соглашение в Шанхае относительно трубопровода "Сила Сибири", продажи газа Китаю. Соответственно, здесь будет достаточно большой толчок, связанный со стройкой инфраструктуры, производством металлопроката.
От Золотого моста – к "мостику Европа-Азия"
- А можем ли мы вообще стать неким "мостиком" между Азией и Европой? Сейчас, чтобы какие-то вопросы обсудить, нам с тобой нужно в Москву ехать или Шанхай. Почему бы Владивостоку не стать общей площадкой?
- Нужно говорить и показывать эти возможности. Прошел саммит АТЭС для руководителей, это были большие чиновники, руководители крупных компаний.
Сейчас нужно спуститься немного на другой уровень, чтобы захватить массовый рынок. Как раз-таки массовость спроса на подобные мероприятия и подтвердит, что мостику быть.
В следующем году пройдет ЭКСПО. Происходит достаточно большое количество мероприятий, которые проводит краевое Агентство по привлечению инвестиций. Насколько я знаю, губернатор Миклушевский достаточно благосклонно относиться к ДВФУ и всегда старается провести там то или иное мероприятие.
Это теперь должно влиться в "мы". Мы все хотели и говорили, что после саммита АТЭС будет некий экономический взрыв. Мы просто об этом говорили и были к этому готовы. Должна вестись планомерная работа, и только так мы добьемся результата.
Справка: Алексей Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала компании EY. Родился в Хабаровске в 1977 году. В 1999 году окончил Хабаровскую академию экономики и права по специальности менеджмент, в 2002 году — аспирантуру в Дальневосточном университете путей и сообщения. В 2007-м получил степень MBA в Колорадском техническом университете, а в 2009-м в этом же университете — MBA по направлению финансы.
Начинал трудовую деятельность в 16 лет в продажах рекламы и маркетинге. С 20 лет перешел на управленческие позиции, возглавлял первую школу иностранных языков в Хабаровске. Затем был период работы в иностранных компаниях в сфере финансов и консалтинга. С 2009 по 2012 возглавлял компании в сфере ритейла.
С 2012 года занимает пост руководителя Дальневосточного филиала компании EY – проекты в области аудита; развитие инфраструктуры: транспортной, энергетической; привлечение финансирования; комплексная оценка бизнеса и т.д. Компания является координатором Консультативного Совета по Иностранным инвестициям в Россию.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Развивать Дальний Восток должны не чиновники, а бизнесмены - Юрий Трутнев
Иностранный инвестор придет на ДВ, когда комфортно станет местному бизнесу - эксперты
Дмитрий Медведев: Развитие Сибири и Дальнего Востока означает развитие всего государства
Местные предприниматели подготовят Приморье для "глобальных" инвестиций – Максим ГолишевДмитрий Алексеев: Предприниматели Приморья хотят стать опорой для власти
Борис Поздняков: Ресурсы бизнесменов Приморья превышают возможности регионального бюджета