Многие приморцы ежедневно пьют такие газированные напитки как Coca-Cola, Sprite и Fanta, и не задумываются, что миллионы литров этой продукции производятся прямо во Владивостоке. Сотрудники РИА PrimaMedia побывали на заводе Coca-Cola и узнали секреты производства.
Признаемся честно, многие из нас до визита на производственную площадку не имели представления о том, как устроено производство знаменитых газировок. Знали только, что рецепт основы напитка, который входит в состав Coca-Cola, хранится в строжайшем секрете. Потому знакомство с деятельностью компании начали с самого начала и, прежде всего, узнали, как одна из самых эффективных и дорогих компаний в мире очутилась во Владивостоке.
Ошибка с лекарством
История напитка довольно незамысловата и интересна. В 1886 году простой аптекарь Джон Пембертон из Атланты изобрел лекарственный сироп от головной боли. Покупатели вошли во вкус и покупали сироп просто так, для профилактики. Пембертон начал продавать сироп разбавленным с водой, а однажды вместо обычной воды он плеснул в сироп газировки. Так и родился знаменитый напиток. Название для него придумал бухгалтер аптекаря, который каллиграфическим подчерком вывел слова "Coca-Cola". Позже Пембертон продал рецепт сиропа бизнесмену Азе Григгс Кэндлеру, который основал The Coca-Cola Company, а двое других находчивых предпринимателей купили право разливать напиток по бутылкам, благодаря чему вскоре напиток стал популярным во всем мире.
MadeinVladivostok
The Coca-Cola Company по сей день является владельцем брендов, хранителем секрета рецепта основы напитка. У компании есть несколько заводов по всему миру, производящих основы для напитка. А непосредственно производством и разливом напитков в емкости для продажи занимаются партнеры-боттлеры. В России напитки под товарными знаками The Coca-Cola Company разливают на заводах греческой компании Coca-Cola Hellenic, один из которых базируется во Владивостоке. Так что в магазинах на территории всего Дальнего Востока можно встретить Coca-Cola, Coca-Cola Zero, Sprite, Fanta, питьевую воду BonAqua, тоник Schweppes, напиток "Фруктайм" made in Vladivostok.
Своими глазами
Кстати, на заводе на регулярной основе принимают экскурсии. В основном, на них организованными группами приезжают школьники и студенты, а самым возрастным экскурсантом была американский консул, которому стало интересно, как устроено производство продукции под американским брендом.
Начинается экскурсия в специальной комнате, похожей на музей – вдоль стены установлены стеллажи с продукцией, когда-либо производимой The Coca-Cola Company. Тут же находится и тот самый факел, с которого начался приморский этап эстафеты Олимпийского огня-2014.
После просмотра слайдов и видеороликов, в обязательном порядке все экскурсанты проходят инструктаж, в специальный журнал ставятся подписи, что вы не будете отрываться от группы, мешать рабочему процессу и нарушать правила техники безопасности. Затем всех облачают в белоснежные халаты, бахилы и шапочки и выдают специальные радиоустройства с наушником, чтобы все посетители смогли слышать гида, несмотря на производственный шум.
Сутки напролет
В приморском подразделении Coca-Cola Hellenic работает 325 сотрудников, причем на производстве задействовано всего 67. Действует одна производственная линия, на ней попеременно делают разные напитки, в зависимости от потребности и заказов.
К примеру, зиму называют сезоном соков, а газированные напитки потребители предпочитают пить летом. Если осенью, зимой, весной завод работает максимум пять дней в неделю круглосуточно, то летом производственная линия работает непрерывно всю неделю, останавливаясь только на еженедельное 12-часовое техобслуживание.
"В мае наш завод произвел почти 500 тысяч упаковок (в упаковке 12 литров продукции — прим. РИА PrimaMedia). При этом соревноваться по объемам с "колой" может лишь питьевая вода BonAqua , — рассказали представители Coca-Cola Hellenic во Владивостоке.
А начинается процесс производства популярных напитков с выдува пластиковой бутылки. Сразу отметим, что во Владивостоке разливают продукцию исключительно в пластиковую тару, а со стеклянными и жестяными банками работают на других заводах.
Жизнь пластиковых бутылок для напитков начинается с небольших колбочек-заготовок, называющихся преформами. Они подаются в автоматическую выдувную машину, где нагреваются до 240°С и под действием высокого давления раздуваются в пресс-форме, имеющей контур бутылки. В итоге получаются готовые пластиковые бутылки, они подаются на линию розлива.
ПЭТ-преформы поставляются местным производителем – компанией "Европласт". У них же с начала лета завод будет заказывать крышки для бутылок, а ранее их везли по четыре недели из подмосковного Солнечногорска. Этикетка поступает из Москвы, а основа для напитков Coca-Cola, Sprite и Fanta — из Франции. Сначала его доставляют на центральный склад компании в Орел, а уже оттуда разводят в спецконтейнерах, поддерживающих необходимый температурный режим, по всем городам. Из Орла во Владивосток концентрат едет четыре недели.
Блок розлива и укупорки называют "чистой" зоной. Туда нельзя попасть, даже если вы очень хорошо дружите с пресс-службой компании. Потому все экскурсанты наблюдают за процессом из-за стеклянных перегородок. Известно, что в одном из цехов этого блока готовят и очищают воду, в другом – создают основу "колы" — купажный сироп, затем смешивают их по определенной рецептуре и насыщают углекислым газом. Затем напитки разливаются и закрываются особым образом, чтобы при открытии услышать знакомое всем шипение.
Далее бутылки проходят через кодировщик, который проставляет на них дату и время розлива, код завода и линии, срок годности напитка. На следующем этапе другие машины с огромной скоростью обертывают бутылки фирменной полоской этикетки с логотипом.
После бутылки направляются на упаковку: специальное оборудование отмеряет нужное количество бутылок для упаковки и оборачивает их термоусадочной пленкой, формируя так называемые кейсы. А далее эти кейсы направляются на следующий этап упаковки – машина-паллетайзер укладывает строго определенное количество кейсов на транспортные поддоны и оборачивает их пленкой.
В таком виде они поступают на склад готовой продукции, он работает круглосуточно, отсюда продукция отправляется по всему Дальнему Востоку. Его площадь – 6 тысяч кв.метров, вместимость – 450 тысяч упаковок.
Качество и брак
Что бы не писали недоброжелатели, производители называют свою продукцию полностью безопасной, естественно, если знать меру в потреблении.
"Когда внучки спрашивают, что купить попить, я всегда им советую брать Coca-Сola, потому что за эту продукцию я ручаюсь, — рассказывает и. о. руководителя отдела обеспечения качества Михаил Морозов. – Наша главная задача – обеспечить безопасность и качество нашей продукции. Для этого сотрудники лаборатории с определенной периодичностью берут пробы выпускаемых напитков, а операторы водоподготовки исследуют воду для приготовления продукта. В нашем отделе обеспечения качества тестируются содержание сахара, уровень карбонизации (количество углекислоты в продукции), уровень налива в бутылку, качество укупорки и внешний вид. Химики постоянно сверяют показатели с информацией, указанной на этикетке. Бывали случаи, когда этикетка приходила с другого завода, вроде внешне одинаковые, а показатели разные".
Какие-то параметры, к примеру, уровень насыщения углекислым газом, проверяются раз в час, а есть показатели, которые проверяются, скажем, один раз в неделю. К тому же на заводе работают онлайн-мониторы, которые показывают результаты производственного процесса в режиме online.
По словам Михаила Морозова, если партия не соответствует параметрам, она будет списана и утилизирована. Но такое, на памяти собеседника агентства, было порядка 5 лет назад, тогда все ответственные за ошибку сотрудники были серьезно наказаны.
Мы уже рассказывали, что на заводе во Владивостоке действует одна производственная линия, на которой попеременно делают разные напитки. Так вот, чтобы перестроить систему на розлив другого напитка (например, с Coca-Cola на Fanta), на производстве работает станция CIP, которая моет оборудование в автоматическом режиме.
"Раз в неделю мы должны пройти пять ступеней, включая горячую мойку с каустической содой. Запускается система, нагревается каустик, определенное время он циркулирует по системе, потом система переключается на чистую воду, которой промывается оборудование", — подчеркнул Михаил Михайлович.
Вопрос на засыпку
Завершается экскурсия по заводу традиционно дегустацией продукции – посетителям на выбор предлагают "колу", "спрайт" и "фанту". По опыту, "колу" выбирает большинство.
Завершается экскурсия по заводу традиционно дегустацией продукции . Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Во время дегустации есть время задать вопросы. И сразу в лоб единственный волнующий вопрос: "А правда, что Coca-Cola разъедает ржавчину, не случается ли то же самое с нашими желудками?". Наш гид, ведущий специалист по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola Hellenic во Владивостоке Елена Килина, заверила, что если бы в "коле" было что-то недопустимое, то продукцию не выпустили бы на рынок. А миф об эффекте чистящего средства закрепился за этим напитком из-за незначительного содержания в нем ортофосфорной кислоты, которая есть в гораздо большем количестве в сыре, вареной колбасе и помидорах.
Так что, мы постарались показать весь процесс производства популярных напитков изнутри, но советовать — пить или не пить – мы не будем, каждый должен сделать выбор сам. Главное – знать меру.
Напомним, завод Coca-Cola Hellenic в городе Владивосток – предприятие по производству безалкогольных прохладительных напитков под товарными знаками The Coca-Cola Company. Официальное открытие завода во Владивостоке состоялось 1 октября 1997 года.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Многодетные семьи побывали на экскурсии на Владивостокской ТЭЦ-2
Загадочная красота карстовых пещер имени Пржевальского и Лисьей в Приморье ждет туристов