«Инмар» напоминает: в 2017 году кадастровая стоимость будет оспариваться по-новому

Партнер известной юридической фирмы Наталья Шляхова комментирует изменения в законодательстве, важные для собственников недвижимости
Наталья Шляхова. Фото: Предоставлено юридической фирмой "Инмар"

— С 1 января 2017 года вступит в силу Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ. Новый закон будет регулировать отношения, возникшие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии с кадастровой стоимостью, как мы знаем, рассчитывается:

  • налог на недвижимое имущество,
  • выкупная стоимость земельных участков,
  • арендная плата за земельный участок.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в кадастр недвижимости, можно получить бесплатно в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 1 октября 2013 года № 566.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости за последнее время претерпела много изменений. Менялся перечень документов для ее оспаривания, дата оспаривания, процедура. С учетом появления комиссии полномочия по оспариванию в судебном порядке передавались разным судам.

И с 1 января 2017 года нас ждут очередные изменения, первое из которых затронет сроки проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

В соответствии с 237-ФЗ статья, определяющая особенности проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, вступает в силу с 1 января 2020 года. Причем к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения 237-ФЗ — с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

С 1 января 2017 года будет применяться кадастровая стоимость, определенная на 1 января 2014 года. В случае, если после 1 января 2014 года кадастровая стоимость уменьшалась путем оспаривания, применению подлежит уменьшенная кадастровая стоимость. Таким образом, размер стоимости, определенный на 1 января 2014 года (либо последующий уменьшенный), подлежит применению в период с 1 января 2017 по 2020 год.

Следующая государственная кадастровая оценка, напомним, намечена на 2020 год.

Необходимо отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о выборе вида объектов недвижимости и категорий земель, государственная кадастровая оценка которых в переходный период проводится в соответствии с 237-ФЗ.

Второе изменение касается отмены обязательного досудебного порядка урегулирования споров для юридических лиц.

По действующему сейчас правилу, при наличии оснований снизить кадастровую стоимость земельного участка юридическому лицо необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости. Как показала практика, в большинстве случаев комиссия отказывала в пересмотре стоимости, и заявителю необходимо было обращаться в суд.

С 1 января 2017 года обязательное обращение в комиссию исключается. Теперь заинтересованное лицо может самостоятельно определить – или обратиться сначала в комиссию, а затем в суд, либо же сразу в суд. В законе № 237-ФЗ прямо указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч. 1 ст. 22). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч. 3 ст. 22).

Как и сейчас, оспорить кадастровую стоимость вправе компании и физические лица, если ее результаты затрагивают их права и обязанности. Органы госвласти и местного самоуправления вправе обратиться с таким заявлением в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 22 закона № 237-ФЗ, ч. 1, 2 ст. 245 КАС РФ).

В случае, если лицо все же решит сначала обратиться в комиссию, необходимо будет приложить следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект);
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Можно приложить и другие документы (ч. 9, 10 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

В случае же оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке дополнительно необходимо будет предоставить положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации (СРО) оценщиков (членом которой является оценщик, составивший отчет) — о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Третье изменение касается лиц, наделенных полномочиями по проведению кадастровой оценки. С 1 января 2017 года функции по проведению кадастровой оценки передаются специальным бюджетным учреждениям, которые будут наделять такими полномочиями исполнительные органы власти субъектов РФ.

Что важно: бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.

Для сравнения: в настоящее время кадастровую оценку проводят независимые оценщики, Росреестр привлекает их на конкурсной основе.

Также, помимо оценки, бюджетные учреждения наделяются рядом иных полномочий, в том числе — предоставлять разъяснения по письменным обращениям об определении кадастровой стоимости, рассматривать заявления об исправлении ошибок и прочее.

Принимая во внимание, что с 1 января перестает действовать единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и появляется единая база ЕГРН, которая включает в себя ЕГРП и ГКН, то данные по кадастровой оценке будут содержаться в сведениях ЕГРН.

Важно также, что для оспаривания кадастровой стоимости заинтересованное лицо должно заключить договор на определение кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости с лицом, обладающим указанными правами.

Согласно 237-ФЗ государственное бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя — в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Работники бюджетного учреждения, непосредственно осуществляющие определение кадастровой стоимости, не вправе осуществлять деятельность, направленную на установление рыночной стоимости для целей оспаривания кадастровой стоимости.

Таким образом, для подготовки отчета об оценки с целью оспорить результат кадастровой стоимости заинтересованное лицо должно обратиться к независимым оценщикам.

За проведением государственной кадастровой оценки, в том числе — и за периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, будет осуществляться государственный надзор управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Юридическая фирма "Инмар": вне конкуренции на Дальнем Востоке

Дмитрий Кафанов: Нужно менять законодательство об инвестициях в стратегические отрасли

Юридическая фирма "Инмар" предлагает оптимизировать антимонопольное законодательство РФ

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia