Слово "губернатор" относительно нашего региона имеет давние корни. И начинать, очевидно, надо с персонажей, оставивших не только глубокий след в истории, но и имена на географической карте – Казакевича, Фуругельма, Кроуна, Эрдмана и их многочисленных последователей, верой и правдой служивших царю и Отечеству.
После сумятицы затянувшейся у нас Гражданской войны, когда власть окончательно перешла большевикам, фактически роль губернатора играл первый секретарь крайкома ВКПб/КПСС. Не все из них вошли в историю, но встречались и глыбы, ставшие легендами – такие, как Штыков, Пегов, Чернышёв, Ломакин. Власти и полномочий у них было куда больше, чем у нынешних губернаторов, но и ответственности больше в разы. Вспоминая последних, можно привести забавную деталь. До революции все губернаторы были военными; после революции — преимущественно гражданскими. Однако когда в январе 1956 года первым секретарем крайкома стал Терентий Штыков, уже через несколько дней он был восстановлен в звании генерал-полковника; понимание пограничного, сторожевого положения края никуда не делось. И все-таки Штыков скорее исключение – его сменщик Василий Чернышёв, ставший генералом ещё во время войны, руководил Приморьем в качестве гражданского лица.
В известной степени (точнее в исключительно советско-партийном понимании) о выборах можно было говорить уже тогда. Согласно царившему — по уставу — в партии принципу демократического централизма ЦК КПСС мог только рекомендовать кандидатуру, а выбирал 1-секретаря пленум крайкома партии. Другой вопрос, что от генеральной линии никто не отклонялся и голосовали все единогласно; ну, так разве это ничего не напоминает из новейших времён?..
Если же говорить именно об этой новейшей истории, то из шести руководивших Приморьем за это время губернаторов лишь четверо успешно прошли выборную процедуру в широком смысле этого слова.
Первым посткоммунистических губернатором в 1990 году стал молодой сотрудник одного из академических институтов ДВО РАН (тогда ДВНЦ АН СССР), 36-летний Владимир Кузнецов. Однако через всенародные выборы пройти ему не пришлось: председателем крайисполкома его избрали депутаты краевого совета народных депутатов. Через год, вскоре после провала августовского путча, в октябре 1991 согласно указу президента РСФСР Бориса Ельцина он стал главой администрации Приморского края. Именно в этот период в обиход стало входить слово "губернатор".
Впрочем, губернаторствовать Владимиру Кузнецову довелось недолго (по краткосрочности в постсоветском периоде он пока второй после Тарасенко, который, как известно, не продержался и года) – в мае 1993 года он был отправлен в отставку президентом, который предложил на освободившуюся должность кандидатуру народного депутата РФ 44-летнего Евгения Наздратенко. Но и это были не всенародные выборы: по представлению Ельцина Наздратенко был утверждён в должности все теми же депутатами краевого совета; через несколько месяцев, после событий октября 1993 года этот орган был упразднён, а на смену ему пришла краевая дума. Однако эти же реформы Ельцина устанавливали и выборность губернаторов. И первые всенародные выборы в Приморье прошли 17 декабря 1995 года — практически день в день с нынешними, 23 года назад. Избирательная кампания была чрезвычайно жесткая – действующему губернатору противостояла крепкая "находкинская" группа (Дудник, Кирилличев) и примкнувшая к ней Светлана Орлова; в тогдашней оппозиционерке сложно было разглядеть будущего владимирского губернатора, бесславно закончившего свою карьеру. Москва, занятая разгорающейся чеченской войной, в те выборы практически не вмешивалась. И, тем не менее, пусть и с небольшим перевесом, но Наздратенко сумел одержать победу.
Правда, в те годы безраздельно губернаторствовать можно было не более 4 лет. И осенью 1999 года в крае вновь развернулась предвыборная битва. Как и четырьмя годами раньше, основным конкурентом действующего губернатора стал генеральный директор (а, по сути, владелец) ОАО "Приморское морское пароходство" Александр Кирилличев, обладающий убедительной харизмой и серьезным финансовым ресурсом. Однако к тому времени узнаваемость (а в известной степени и популярность) Евгения Наздратенко в крае существенно выросла – во многом благодаря жесткому патернализму, построенному на: а) беспрерывной критике Москвы (абстрактно) и Чубайса (персонально – как заявлял с подачи шефа вице-губернатор Константин Толстошеин: если Чубайс прилетит во Владивосток, я его прямо в аэропорту арестую); б) на ультра патриотических чувствах, подогреваемых процедурой демаркации российско-китайской границы. Последний пункт требует отдельного и подробного рассказа; суть, однако в том, что выборы, состоявшиеся 19 декабря 1999 года (тогда никто и не догадывался, что через 12 дней Ельцин уйдёт в отставку) Наздратенко выиграл, что называется, в одну калитку, получив 70% голосов избирателей.
Кажущаяся стабильной поддержка населения Приморья, однако, не спасла Евгения Наздратенко. Чуть больше, чем через год, 6 февраля 2001 года, после короткого телефонного разговора с новым президентом Владимиром Путиным Наздратенко подал в отставку. О том, что отношения не складываются, можно было предположить ещё в ноябре 1999, когда во время своего первого короткого премьерства Путин прилетел во Владивосток и демонстративно не посетил ни Белый дом, ни Дом переговоров, побыв только на крейсере "Варяг" и в Доме офицеров флота.
Как бы там ни было, отставка Наздратенко обозначила новые выборы губернатора, которые были назначены на 27 мая 2001 года. В новейшей истории Приморья это были, пожалуй, самые запоминающиеся выборы. Для участия в них зарегистрировалось 15 (!) кандидатов. Среди них были целая группа вице-губернаторов (Толстошеин, Дубинин, Крецу), каждый из которых выступал теперь сам за себя, традиционный Кирилличев и вечно гонимый и столь же вечно популярный депутат Госдумы Виктор Черепков. Федеральный центр видимого участия не принимал, делегировав свои полномочия недавно созданному полпредству, которое в свою очередь активно продвигало первого заместителя полпреда Геннадия Апанасенко.
37-летний (самый молодой из участников) Сергей Дарькин на первом этапе – с крайне невысокой на тот момент узнаваемостью – выглядел, если не статистом, то темной лошадкой. Однако он сумел привлечь сильных политтехнологов (некоторые из них впоследствии стали его вице-губернаторами), которые крайне грамотно провели его избирательную кампанию под лозунгом "Нам здесь жить!". И в то время как основные, казалось бы, кандидаты неистово и увлечённо "мочили" друг друга, Дарькин набирал очки.
Агитационная брошюра кандидата Сергея Дарькина. Фото: Изображение АПМ из архива агитматериалов Ольги Кишаковской
В воскресенье 27 мая явка составила 42%, а утром понедельника избиратели узнали, что 50 %+ 1 голос не набрал никто; во второй тур вышли Дарькин с 24% и Черепков с 20. Ставленник полпредства Апанасенко занял третье место с 14%; при этом более 8% избирателей проголосовали против всех кандидатов.
Второй тур, теперь уже для тандема Дарькин-Черепков был назначен через три недели на 17 июня. Но за три дня до выборов в четверг, 14 июня Виктор Черепков по иску крайизбиркома был снят с дистанции Приморским краевым судом из-за нарушения выборного законодательства. Это автоматически возвращало к участию Геннадия Апанасенко, которому для ведения компании оставался один день – пятница (суббота – день тишины). 17 июня на участки пришли 36% избирателей. Дарькина поддержали 40% из них, Апанасенко – 24; главным же событием стал тот факт, что более трети избирателей (33,71%) проголосовали против всех.
Вскоре после этого (и после событий в Беслане) прямые выборы губернаторов были отменены; как оказалось, на 10 лет. За этот срок Сергей Дарькин дважды переутверждался губернатором края депутатами краевого Законодательного собрания по представлению президентов России – 4 января 2005 года по представлению президента Владимира Путина и 11 января 2010 года по представлению президента Дмитрия Медведева.
Однако в феврале (явно несчастливый месяц для приморских губернаторов) 2012 года Дмитрий Медведев своим указом досрочно прекратил полномочия Дарькин, удовлетворив, как было сказано в тексте указа, его просьбу об отставке. И уже через две недели 16 марта краевое Заксобрание утвердило – согласно представлению президента – губернатором Приморья бывшего ректора ДВФУ Владимира Миклушевского.
1 июня того же 2012 года вступил в силу федеральный закон, возвращающий прямые выборы губернаторов. И 31 мая 2014 года президент Путин подписал указ, досрочно прекращающий полномочия назначенного губернатора Владимира Миклушевского и превращающий его во врио – предложив тем самым пройти выборную процедуру. Выборы были назначены на единый теперь уже для всей страны день голосования – 14 сентября. Эти выборы не отметились ничем примечательным. Основному кандидату, по сути, не с кем было бороться. Запомнилось большое количество поездок Миклушевского по краю, которые проходили в стиле первой части фильма "День выборов": вот губернатор варит уху, а вот уже пробует свои навыки в лепке из глины после очередной встречи с общественностью.
Будучи кандидатом от "Единой России", Миклушевский одержал сокрушительную победу, получив в первом же туре более 77% голосов, намного обойдя соперников, которых на ту ситуацию во многом можно было назвать техническими — Гришукова (12%), Андрейченко (4% — для него это был первый опыт борьбы за губернаторское кресло), уже забытого Лебедева (около 3%).
Всё, что было дальше — свежо в памяти. В октябре (странно, что не в феврале) 2017 года губернатора Миклушевского сменил врио Андрей Тарасенко, которому в сентябре 2018, в единый день голосования предстояло пройти выборную процедуру. Однако то, что изначально казалось лёгкой и безоблачной прогулкой (вспоминая Миклушевского от "ЕР" и его 77%) на деле обернулось для действующей власти натуральной катастрофой.
Общее накопившееся раздражение — второй "варяг" подряд, пенсионная реформа, резкий рост цен и т.д. – позволило кандидату от КПРФ Андрею Ищенко оседлать протестную повестку и выйти во второй тур, что стало неожиданностью для многих, не исключая, очевидно и самого кандидата. Во втором туре, опрометчиво, как нам представляется, назначенном крайизбиркомом через неделю, размазанный протест консолидировался; ко всему прочему в ходе второго тура голосования были допущены многочисленные нарушения, причем настолько громкие, что в итоге они привели к отмене результатов выборов. Стало понятно, что Тарасенко – фигура в регионе непроходная.
Спустя короткое время новым врио губернатора указом президента был назначен Олег Кожемяко. Как развивались события дальше — вплоть до середины декабря — читайте в нашей ленте новостей.
Текст: Андрей Островский. Фотоподборка от Ольги Кишаковской.