Арт-терапия как метод реабилитации людей с ментальной инвалидностью постепенно распространяется в Приморском крае, начавшись около 12 лет назад с энтузиазма создателей некоммерческой организации "Благое дело". Со временем разнообразные арт-практики в работе с особенными детьми и взрослыми стали применять и другие социально ориентированные общественные организации и фонды. ИА PrimaMedia обобщает опыт, накопленный известными организациями Приморья в этой области.
Арт-терапия в Приморье
В настоящее время в разных городах края реализуются как минимум 5 проектов, направленных на социализацию детей и взрослых с помощью арт-терапии – занятий керамикой, театральными и цирковыми практиками, вокалом, рисованием. Эти проекты всегда начинаются на чистом энтузиазме авторов, а затем, постепенно развиваясь, получают государственную и спонсорскую поддержку. Именно так во Владивостоке три года назад начинала работу инклюзивная театральная студия для детей, в ней занимаются ребята разного возраста и разного состояния здоровья. В 2018 году заявка АНО "Благое дело" по проекту "Особенные люди" выиграла президентский грант. Студия действует под крылом Приморского театра молодежи, к осени должна быть готова постановка, для которой студийцы сами делали реквизит.
Еще одна инклюзивная театральная студия с участием здоровых подростков и взрослых людей с ментальной инвалидностью действует на базе Центра современного искусства "Лицедей" и театра "Балаганчик" на улице Бородинской. Проект "Театр без границ" тоже выиграл президентский грант в 2018 году, и сейчас в студии идут репетиции фольклорного спектакля "Ночь перед Рождеством". Главная идея студии – воспитать в подростках стремление помогать необычным людям, сопереживать им.
С 2014 года во Владивостоке начал работать с инвалидами танцевально-спортивный клуб "Танго" — здесь слепых людей обучают танцевать. Первый опыт индивидуального обучения оказался успешным, и руководители клуба решили развить его. В 2018 году проект "Шаг из темноты" получил поддержку Фонда президентских грантов.
учредитель и руководитель танцевально-спортивного клуба "Танго"
Автор фото: ИА PrimaMedia
С нашими слабовидящими подопечными нам пришлось очень долго и упорно работать психологически. У таких людей низкая самооценка, они боятся, что у них ничего не получится, и после первого неудачного раза у многих опускаются руки. Даже до слез доходило. Но мы никогда не сдаемся, убеждаем их в том, что у них все получится, что им все под силу, заставляем их поверить в себя. Конечно, слабовидящим ученикам надо больше повторять, больше работать тактильно. Но нет в этом ничего невозможного. На наших занятиях они развивают свое тело, поскольку помимо танго, ученики занимаются хореографией, растяжкой. У слепых людей нарушено чувство равновесия. Благодаря танцам, у них развивается баланс, они начинают ходить уверенно. Слабовидящие ученики участвуют в танцевальных вечерах и мероприятиях, общаются. Постепенно они перестают бояться окружающего мира и проявляют больше самостоятельности.
Победителем конкурса президентских грантов в 2018 году стал и находкинский проект общества инвалидов "Шаг навстречу жизни" — он направлен на социализацию детей с ограниченными возможностями в комнате дневного пребывания. Группу из 46 человек в возрасте от 4 до 15 лет до 1 декабря ждут регулярные занятия вокалом, лепкой, пальчиковым кукольным театром, логопедическими упражнениями.
Перечисление было бы неполным без упоминания Неформального общества поддержки людей с аутизмом "Маленький принц", пока не отмеченного государственной поддержкой, но уникального для Приморья – только здесь с подростками работают по методике петербургского "Упсала-цирка".
руководитель неформального общества помощи аутистам «Маленький принц»
Автор фото: из личного архива Елены Пинчук
В основном мы используем техники танцевально-двигательной терапии и метод цирковой педагогики. Во многом они пересекаются и отлично дополняют друг друга. Результатов быстрых мы ждать просто не можем, так как в этом особенность людей с аутизмом, - серьезная работа требует времени. Но со временем наблюдаем, как дети и подростки начинают лучше управлять собой, им легче выражать свои эмоции, соответственно, справляться с ними, что является первоочередной задачей при нарушениях эмоционально-волевой сферы. Яркий материал, острота ощущений, адреналин, современная молодежная культура - дети, вступившие в период взросления, не чувствуют себя оторванными от социума. И, главное, многие ребята начинают видеть рядом с собой других людей, значимой становится фигура человека, контакт с другим, диалог.
История термина и опыт других стран
Арт-терапия завоевывала популярность в разных странах мира постепенно, привнося в общество новую культуру взаимодействия с инвалидами. Сам термин "арт-терапия" в 1938 году ввел в употребление британский художник Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в "совершенно захватывающей ум (а также пальцы ) творческой энергии". Художник рассказал о своей творческой работе с пациентами в книге "Искусство против болезни".
Примерно до середины 60-х годов в общественном сознании инвалидность воспринималась как личная патология человека, а все ее проблемы понимались как следствие этой патологии. "Здоровое общество" инвалидов как бы не замечало, замалчивая их нужды. Начиная с середины ХХ века можно говорить о смене культурной парадигмы: общество гуманизировалось, а люди с инвалидностью перестали быть "невидимыми". Теперь они рассматриваются скорее как угнетенная группа, а не как аномальная. Содержанием социальной реабилитации становится социальная интеграция людей с ограниченными возможностями и помощь в осознания и реализации ими своих неотъемлемых человеческих прав. Этот процесс идет по нарастающей во всем мире и в России, в том числе, что отражается и в программах "Доступная среда", и в грантовой поддержке некоммерческих организаций, работающих с инвалидами, и даже в языке СМИ, откуда почти исчезли стигматизирующие слова.
В ряде стран арт-терапию изучают в вузах в рамках магистерской или постмагистерской подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. В России оригинальный отечественный метод клинической психотерапии начал развиваться в 80-е годы и назывался "терапия творческим самовыражением". С начала 2000-х годов на основе системного подхода, традиций отечественной личностно-ориентированной психологии и психотерапии оформляется отечественная модель клинической системной арт-терапии.
Примером успешного развития арт-терапии в России может служить центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями "Таукси", который работает в Нижневартовске и в течение года обслуживает 1500 человек. Здесь применяют разнообразные методы. Популярна песочная терапия – создание сюжетов из песка будто бы возвращает подростков в детство и способствует активизации "архетипа ребенка". Для снижения уровня агрессии и раздражительности в "Таукси" практикуют цветотерапию – лечение цветом. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает его. Кроме этого, коррекцию невротических и психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в обучении проводят при помощи изотерапии и сказкотерапии – этот метод в сказочной форме позволяет развить творческие способности ребят и помочь им наладить взаимодействие с окружающим миром.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Ответственное общество". Цели проекта — регулярно информировать широкую аудиторию деятельности приморских НКО, помочь социально ориентированным некоммерческим организациям обрести голос в медийном пространстве, способствовать формированию социальной ответственности у молодого поколения приморцев.
Руководитель организации содействия реабилитации и адаптации инвалидов "Благое дело"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Мы вышли на финишную прямую, в ноябре сдача спектакля. Идут репетиции, готовится реквизит.
Арт-терапия не только завоевала популярность по всему миру, но и доказала свою актуальность. Я это вижу, прежде всего, наблюдая за своим ребёнком. Глубокое погружение в творчество благоприятно сказывается на развитии и социализации детей, раскрывает всё новые и новые возможности. Театральная студия, различные виды прикладного творчества, которые мы практикуем на занятиях, песочная терапия приносят свои результаты, и мы не останавливаемся на достигнутом. С этого года у детей появилась возможность заниматься фотографией. Попробовали делать простых кукол-марионеток и, увидев реакцию детей, пришли к пониманию: кукольным театром тоже будем заниматься, причём вместе с родителями детей. Думаю, что в рамках презентованной недавно медиа-студии будем пробовать снимать для начала небольшие ролики. Идей много. Нужно развивать новые направления, чтобы каждый ребёнок мог найти своё.