Мэрия Владивостока в попытках создать иллюзию диалога с горожанами предприняла шаг, за который снова неловко и простым жителям приморской столицы, и экспертному сообществу. Опрос общественного мнения, темой которого городские власти заявили качество ремонта дорог по нацпроекту "БКАД", в действительности не дает его участникам возможности ответить по существу, непосредственно о качестве сделанного ремонта. Слова "качество ремонта дорог по БКАД" можно встретить только в пресс-релизе, посвященном опубликованному опросу. В самом "теле" интерактивного инструмента об этом ровно ни слова.
Множество замечаний у специалистов вызывает и уровень информационной защиты опроса, созданного на неофициальном стороннем интернет-ресурсе. Проходить его одному и тому же пользователю с одного и того же компьютера и ip-адреса — можно бесчисленное количество раз.
ИА PrimaMedia вместе с горожанами, общественниками и экспертами попытались сделать разбор этого "исследования".
Пресс-релиз мэрии города, звонко презентуя опрос, сообщает, что горожанам предлагают оценить качество ремонта дорог по нацпроекту "БКАД". Переходя по ссылке на опрос, заинтригованный горожанин видит только два вопроса, которые интересуют администрацию. И ни в одном из них не идет речь о качестве ремонта дорог Владивостока по нацпроекту.
Из содержания опроса быстро становится ясно, что его участников спрашивают не о качестве ремонта, а о масштабности проведенных работ по сравнению с прошлыми годами. Как масштаб ремонта характеризует его качество, "социологи" мэрии не уточняют.
Также обращает на себя внимание умелый трюк составителей — сочетание оценки как таковой (от "отлично" до "ничего о проекте не знаю") и обоснования этой оценки. Где опять ни слова о качестве, как о главном предмете опроса. Замысел авторов интерактива лукав и примитивен. Призывая пользователя высказаться о том, насколько хорошо в городе сделан ремонт дорог, мэрия предлагает выбрать из ответов про масштабы и объемы, попутно признав соответствующую оценку, которую в дальнейшем несложно будет "приземлить" к еще одному пресс-релизу о "результатах опроса про качество".
Подмена понятий и вопросы, формирующие нужный результат — нехитрый набор инструментов, позволяющий манипулировать общественным мнением.
Как считает ведущий эксперт Агентства политических коммуникаций (г.Владивосток), политолог Александр Андони, подобными опросами пытаются заглушить негатив, который идет из общества.
"Была проведена работа в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги". К ней есть вопросы у федеральных властей, полпреда, экспертного сообщества, у людей. И вместо того, чтобы достойно ответить на критику, власти пытаются "сформировать общественное мнение" легким путем через опрос в социальных сетях и выдать это за истинное мнение, общественную поддержку. Опять же, мы не знаем итоговые цифры голосования, данные не открыты. Соответственно, результаты, которые нам покажут, тоже могут быть подвергнуты сомнению. Я, например, специально голосовал негативно, потому что в принципе негативно отношусь к подобным социальным опросам и к самой реализации нацпроекта БКАД во Владивостоке, в Приморском крае у меня тоже большие вопросы.
Чтобы узнать общественное мнение, есть социологические службы – они пользуются соответствующей методикой. Хотите релевантный срез – обратитесь в социологическую службу. А через такие опросы, как этот, манипулируют общественным мнением. Я считаю, проще их не проводить, чтобы потом не получать негативную реакцию в соцсетях.
Опросы в социальных сетях — это нерелевантный срез, общественное мнение пытаются получить не там, где оно формируется в принципе, ведь не все пользуются соцсетями, а тем более посещают аккаунт администрации города. Как проводят опрос специалисты? Формируется выборка из 1000 человек, соответствующая общему составу населения города или края. Как сформировать такую выборку и такие условия, чтобы люди проголосовали в соответствии с законами социологии в соцсетях, я не знаю, и, если честно, пока не вижу таких возможностей", — рассказал эксперт.
Еще один немаловажный компонент, способный помочь инициаторам этого опроса с получением нужными результатами это его полная незащищенность от спекуляций и накруток. Даже самый неискушенный пользователь ПК или смартфона легко убедится, что принять участие в этом "социологическом исследовании" можно неограниченное количество раз.
"На самом деле у администрации Владивостока есть сервис на сайте, который позволяет делать защищенные опросы — с авторизацией через Госуслуги. Обычно они применяют его для того, чтобы получить более или менее юридически значимые показатели. Именно там проходили голосования по выбору скверов и парков для ремонта. Да, усложнение процедуры уменьшает число участников, но можно быть уверенным, что это реально разные люди. Но в случае с опросом мэрии по "БКАД" мы имеем вариант вообще без защиты от накруток.
В случае с опросом по измерению уровня удовлетворенности населения работой по той или иной программе это лишь способ придать легитимности нужному отчету. Сам отчет получится "красивым" за счет самих формулировок вопросов и ответов", — прокомментировал корр. ИА PrimaMedia историю с опросом специалист владивостокской IT-компании "ЦРТ" Антон.
Свою оценку опубликованному опросу мэрии также дал житель Владивостока Кирилл, экономист по образованию. Он передвигается по городу преимущественно пешком и на общественном транспорте.
"Конечно, все видели масштабный ремонт дорог в городе — и через СМИ, и своими глазами. Никто не поспорит, что он был, пожалуй, рекордно масштабным. Но не нужно подменять понятия, безопасные и качественные дороги — это не только много асфальта и бордюрных плит. Важно оценить user experience, стало ли нам комфортнее ходить в магазин и ехать на работу благодаря принятым мерам. Во многих местах, безопасность пешехода — это вопрос освещения над "зеброй", но ключевым средством в этом направлении, похоже, стали металлические заборы вдоль тротуаров", — поделился Кирилл.
Между тем, городское сообщество урбанистов "Решение.Город" по-своему отреагировало на появление не вполне объективного опроса и предложило свой собственный, альтернативный вариант.
"Мы — обычные жители Приморского края и города Владивостока — увидели опрос администрации города Владивостока, посвященный итогам проекта БКАД на 2019 год и посчитали его крайне непрофессиональным. Мнение жителей невозможно отразить двумя формальными вопросами. Этот опрос не отражает реальные результаты проекта и вводит в заблуждение самой постановкой вопросов. Поэтому мы создали свой, результаты которого проанализируем и отправим в администрацию города Владивостока и Приморского края", — следует из публичного заявления объединения.
"Только основываясь на ваших ответах, чиновники смогут делать выводы о качестве программы, возможно, это даже поможет им сформировать ряд корректировок для проектировщиков и подрядчиков, учесть моменты, которым в этом году уделили мало внимания", — дополняют владивостокские урбанисты.