Логистический центр в северокорейском порту Раджин "отнимет хлеб" у Приморья – эксперты

Активное участие в развитии экономики КНДР и КНР принимает ОАО "РЖД"

17 августа 2012. Логистический центр в северокорейском порту Раджин рядом с китайской провинцией Цзилинь в будущем может оставить "не у дел" порты и транспортную инфраструктуру Приморья, считают эксперты. Помимо властей КНДР и китайских компаний, активное участие в проекте принимает и российская транспортная монополия ОАО "РЖД", сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Напомним, что бурно развивающийся незамерзающий порт Раджин является центром северокорейской особой экономической зоны (ОЭЗ) Росон, граничащей с КНР и российским Приморским краем.

В развитии ОЭЗ принимает активное участие ОАО "РЖД": компания-монополист осуществляет там совместный проект, включающий реконструкцию участка железнодорожного пути протяженностью 54 км от российской станции Хасан до Раджина, строительство на его территории грузового терминала, а также дальнейшую эксплуатацию этой транспортной инфраструктуры.

- Создание особой экономической зоны в Северной Корее очень выгодно прежде всего для Китая. У китайских северо-восточных провинций Цзилинь и Хэйлудзян появится выход к морю. Планируемая мощность порта Раджин составляет 100 млн тонн грузов в год, что в два раза больше, чем грузооборот всех портов Приморья! Это будет мощный, суперсовременный, транспортно-логистический узел, через который Китай будет экспортировать грузы. ОАО "РЖД" очень выгодно участвовать в этом проекте, потому что какая-то часть грузов попадет и на Транссиб, - рассказал корр. РИА PrimaMedia директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский.

По мнению эксперта, реализация этого проекта приведет к экономическим потерям для Приморья. Значительная часть грузооборота края - в том числе и китайские грузы -уйдет в северокорейский порт.

Если же в результате увеличения "открытости", движение к которой демонстрируют сейчас власти КНДР, северокорейский режим наладит отношения с США и Японией, то порт Раджин станет мощным конкурентом Приморью на рынке международных перевозок, прогнозирует Михаил Терский.

Строительство логистического комплекса в порту Раджин вредно для экономики Приморья, считает директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко.

- Вызывает озабоченность то обстоятельство, что идет переориентация с развития приморских портовых сооружений на порты КНДР. Это повлечет экономические потери для Приморья, край пострадает, потому что недополучит доходы, упустит экономические выгоды. Позиция ОАО "РЖД" в этом вопросе определяется, скорее всего, собственными экономическими выгодами, - отметил Сухаренко.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, ОАО "Российские железные дороги" стало "узким местом" в планах правительства превратить Дальний Восток в транспортный узел России со странами АТР. Монополия оказалась неспособной наладить эффективный процесс грузоперевозок в регионе, ставя под вопрос - в том числе - и исполнения международных контрактов. Действия железнодорожников вызывают претензии не только у портовиков Приморья, но и у компании "Транснефть".

Также дочерняя компания РЖД - ОАО "Рефсервис" - явилась инициатором почти двухкратного повышения тарифов на перевозку рыбопродукции в разгар лососевой путины на Дальнем Востоке. Создавая многочисленные "дочки", монополист ОАО "РЖД" создает видимость конкуренции на рынке транспортных услуг, сохраняя при этом полных контроль над отраслью.

Естественная монополия ОАО "РЖД" планирует сократить количество маршрутов пригородных электропоездов в Приморье. Ссылаясь на то, что деятельность "дочерних" предприятий РЖД, осуществляющих пригородные перевозки, убыточна, железнодорожники требуют "компенсации убытков" из бюджета Приморского края.

Смотрите полную версию на сайте >>>