Дочерняя компания РЖД – ОАО "Рефсервис" - явилась инициатором почти двухкратного повышения тарифов на перевозку рыбопродукции в разгар лососевой путины на Дальнем Востоке. Создавая многочисленные "дочки", монополист ОАО "РЖД" создает видимость конкуренции на рынке транспортных услуг, сохраняя при этом полных контроль над отраслью, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что скачок железнодорожных тарифов на перевозку лосося в центральную часть России пришелся в этом году на 1 июля. Всего лишь полтора месяца назад стоимость перевозки килограмма лосося в Москву из Владивостока составляла 5,3 рубля, сейчас же она вплотную приблизилась к 10 рублям, ранее отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов, подчеркнув, что ведомство уже обратилось в Федеральную антимонопольную службу РФ с просьбой вмешаться в ситуацию.
- Наш главный перевозчик - ОАО "Рефсервис" - с 1 июля 2012 начало поднимать цены. Причем в предыдущие годы рост тарифа начинался только в конце июля. Сразу же и все другие компании-перевозчики тоже подняли свои тарифы. Стоимость перевозки по железной дороге поднималась на 100 тысяч рублей каждую неделю, и сегодня стоимость транспортировки рефрижераторной секции из Владивостока до Москвы достигает около 1,7 млн рублей, из них примерно 840 тысяч рублей – это только тариф ОАО РЖД, плюс тариф посредника - владельца рефрижераторной секции, - сообщил корр. РИА PrimaMedia член совета директоров ОАО "Далькомхолод", президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Между тем ОАО "Рефсервис" - одно из более чем 150-ти дочерних предприятий естественной монополии ОАО "РЖД". На Дальнем Востоке "дочка" оперирует 150 рефсекциями и 1100 вагонами-термосами.
"В январе-июле 2012 года общий объем перевозок рыбы с Дальнего Востока по сети железных дорог составил 318,5 тысяч тонн (+2,4% к уровню января-июля прошлого года), из них подвижным составом ОАО "Рефсервис" (дочернее общество ОАО "РЖД") было перевезено более 79,2 тысяч тонн рыбы, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года", - сообщается в пресс-релизе службы корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО "РЖД" от 14 августа 2012 года.
Таким образом, "дочка" РЖД контролирует значительную – около 25% - часть рынка перевозок рыбопродукции Дальнего Востока. Можно предположить, что любые действия "Рефсервиса" являются своеобразным сигналом для остальных владельцев изотермического подвижного состава (ИВС). В том числе – и в "задирании" тарифов в период лососевой путины.
- С одной стороны перевозчиков, оперирующих железнодорожными вагонами, можно понять, ведь полгода рефконтейнеры простаивают, а их нужно содержать, платить работникам зарплату и т.д. При этом за последние 20 лет не было построено ни одной рефрижераторной секции. А уже существующие вагоны изнашиваются, и их становится все меньше и меньше, - отметил Георгий Мартынов.
От РИА PrimaMedia отметим, что низкую инвестиционную активность РЖД при ежегодном значительном росте тарифов уже отмечали эксперты агентства.
Министерство экономического развития РФ считает, что монополии необходимо сокращать "расходы на оплату труда (в том числе за счет сокращения численности работников)". На сегодняшний день в ОАО "РЖД" и его многочисленных "дочках" трудится около 1 млн человек. Фонд оплаты труда является основной статьей расходов ОАО "РЖД" — на него приходится 30% всех трат монополии.
Также ряд портов Приморья, специализирующихся в том числе и на перевалке экспортного каменного угля, становится жертвой транспортного коллапса на ДВЖД. Компания-монополист, в связи с работами по ремонту и реконструкции инфраструктуры ДВЖД, отказывает в перевозке грузов, адресованных семи так называемым "малым" находкинским портам.