30 октября 2013. Красивые фасады исторического центра Владивостока вдоль центральных улиц и "Арбата" зачастую контрастируют с его "изнанкой". Дворики исторических зданий либо используются новыми хозяевами и арендаторами "по максимуму", неся большую функциональную нагрузку, либо разрушаются. Путешествие по задворкам исторического центра Владивостока совершили корр. РИА PrimaMedia.
Колоритную и местами довольно контрастную изнанку, скрытую за красивыми фасадами исторических зданий, в том числе памятников федерального значения, можно найти, конечно, в любом крупном городе "с историей". Владивосток не исключение. В маленьких двориках города глубоко осел дух прошлого, оставляя местами разрушительные следы.
Одним из наиболее колоритных районов исторического Владивостока является Миллионка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Одним из наиболее колоритных районов исторического Владивостока, безусловно, является Миллионка. Китайский квартал, появившийся в столице Приморья в начале 70-х годов XIX века, до сих пор является одним из злачных и экзотических мест старого города. Внутреннее наполнение Миллионки противоречиво. Где-то уютные дворики облагорожены и успешно используются коммерческими структурами. Где-то по-прежнему царит разруха.
Заслуженный художник России Сергей Черкасов, который в сентябре открыл в районе Миллионки частную галерею, считает, что Миллионку необходимо сохранить хотя бы в том виде, что есть сейчас – полуразрушенном, полузастроенном: "Это ведь действительно уникальный район, нигде в России больше нет подобного".
Красивые фасады контрастируют с неприглядной "изнанкой", Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Где-то по-прежнему царит разруха, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Однако с такой позицией согласны далеко не все. Миллионка разрушается именно из-за того, что к ней "очень долго относились наши органы охраны памятников истории и культуры, скажем так, со схоластической позиции". "Вот здесь должно быть так, как было когда-то, на 100%! Это значит, что и технологии реконструкции, реставрации должны быть теми – вплоть до того, что дерево надо тесать топором. И составы штукатурок, составы отделочных смесей должны строго соответствовать тем, что были в конце 19-го века", - отметил ранее в комментарии РИА PrimaMedia архитектор Иосиф Эйдис.
"Удобства на улице", натянутая бельевая веревка между домами, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Результат подобного отношения - "удобства на улице", натянутая бельевая веревка между домами - в Миллионке многие люди все еще живут как в XIX веке. Между тем именно этот район выдвигали на звание чуда Приморья художники, а деятели искусства предлагали создать здесь арт-зону.
Миллионка – самый яркий пример того, что происходит с исторической застройкой, если ею не заниматься. Другие примеры куда как скромнее – тут нечему поразить воображение ни в хорошем смысле, ни в плохом.
Миллионка – самый яркий пример того, что может прозойти с исторической застройкой, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
- Дворы зданий по Фокина, Светланской оставляют разное впечатление, - отмечает краевед Дмитрий Анча. - Общим является то, что все собственники стремятся использовать территорию двориков по максимуму, они несут большую функциональную нагрузку – в них расположены офисы, складские помещения, предприятия общественного питания. Но благоустроены все дворы по-разному. Некоторые находятся в запущенном состоянии. Положительных примеров мало, но они есть. Двор по Светланской, 18, – хотя его и перестраивали, и добавили современных деталей, что является спорным моментом, но двор стал благоустроенным, в него приятно зайти. Фокина, 8 – "ресторанный" дворик, по стилю приближен к исторической застройке.
Как отметил краевед, "общая болезнь" большинства исторических двориков заключается в том, что до них у собственников все не доходят руки, или на их обустройство зачастую не хватает средств.
Оборотная сторона памятника архитектуры федерального значения – Владивостокского ГУМа , Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Оборотная сторона памятника архитектуры федерального значения – Владивостокского ГУМа - не исключение. Двор одного из красивейших зданий города, на которое приезжают полюбоваться туристы, выглядит далеко не так привлекательно, как его "лицевая часть". Здесь расположились и китайский рынок, который многие считают неуместным в самом центре Владивостока, и складские помещения, и офисы. Такой странный "ансамбль" в историческом центре выглядит неприглядно, неинтересно и совсем не "исторически".
Рынок за ГУМом, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Красивые фасады старого Владивостока достойны лучшей "изнанки", а с помощью умелых рук мастера полуразрушенные дворики могут превратиться в еще одну достопримечательность города, достойную не меньшего восхищения, чем полюбившиеся всем фасады, считают эксперты.
- Под вопросом остается ценность трущоб, которые сохранились внутри кварталов Владивостока. Здесь должно проявиться искусство архитектора и желание заказчика создать нечто нетривиальное, - отмечал ранее в комментарии РИА PrimaMedia главный архитектор КПМ ОАО "Приморгражданпроект" Валерий Карпов.
Двор одного из красивейших зданий города выглядит далеко не так привлекательно, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Напомним, что, по мнению ряда экспертов, "историческое лицо" Владивостока необходимо восстанавливать, в противном случае со временем оно может быть навсегда потеряно. Здания-памятники надо реставрировать грамотно и осторожно - как опираясь на существующий опыт, так и применяя новые технологии.
Исторические здания, которые формируют центры многих российских городов, могут и должны оставаться теми "точками", вокруг которых создается современная комфортная городская инфраструктура, считают ведущие российские эксперты. Адаптация же зданий-памятников к нынешним условиям – очень сложная профессиональная задача, это один из основных векторов градостроительной мысли.
Изнанка исторического центра Владивостока: колорит на задворках цивилизации, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia