Прибрежная рыба Дальнего Востока должна доставляться в "свои" регионы – Верховный Суд РФ

Высшая инстанция указала, что "освобождение прибрежки" - не повод игнорировать смысл закона "О рыболовстве"

10 июля 2014. Уловы, добытые в рамках прибрежного рыболовства в Дальневосточном бассейне, должны доставляться в тот регион, к территории которого прилегает промысловая акватория краевой или областной "прибрежки". На это указал Верховный Суд РФ, рассматривая 2 июля этого года апелляционную жалобу на решение Камчатского краевого суда. Высшая судебная инстанция страны отметила, что так называемое "освобождение прибрежки" - то есть разрешение рыбодобытчикам-прибрежникам морозить уловы и перегружать их на транспортные суда непосредственно в море – не является поводом для игнорирования  того смысла, который закон "О рыболовстве" вкладывает в само понятие "прибрежное рыболовство", сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию сайта ВС Российской Федерации.  

Напомним, что в апреле этого года Камчатский краевой суд признал недействующим со дня принятия распоряжение правительства Камчатского края от 27 декабря 2013 года, которым местным "прибрежникам" разрешалось доставлять свои уловы морем практически куда угодно - то есть распоряжаться биоресурсами исключительно в интересах квотовладельцев.

Истцом в этом деле выступил заместитель краевого прокурора, который отметил, что  внесенные в распоряжение изменения противоречат п. 10.1 ст. 1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и

не отвечают экономическим интересам того региона, которому были распределены квоты добычи водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства.

Согласно информации сайта Верховного суда РФ, 18 июня решение краевого суда было обжаловано ответчиком. 2 июля решение краевого суда было оставлено высшей инстанцией без изменений.

Судом было указано: из смысла положений федерального закона № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" следует, что выгрузка уловов, добытых в акватории, прилегающей к территории какого-либо прибрежного субъекта Российской Федерации,

должна осуществляться в места доставки на территории этого же субъекта РФ.

Напомним, что  с 14 июля 2013 года вступил в силу ряд положений закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которое утвердило перечень  районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, почти год, прошедший с момента вступления в силу изменений в закон "О рыболовстве", накопил в отрасли целый ряд конфликтов и проблем – с географией от Мурманска до Дальнего Востока. Поправки, принятые исключительно в интересах рыбодобытчиков, дали им возможности осваивать прибрежные квоты без оглядки на "берег", что, естественно, вылилось в том числе и в увеличение экспорта рыбосырья.

Также напомним, что последствия освобождения рыбаков-"прибрежников" от обязанности доставлять уловы для переработки на берег "своего" субъекта уже были наглядно продемонстрированы в ряде регионов Дальнего Востока РФ. Поддержанные местными властями массовые нарушения закона "О рыболовстве" "подкосили" предприятия береговой рыбопереработки той же Камчатки.

По данным Росрыболовства, в 2014 году дефицит рыбопродукции – и именно тех видов, которые добываются в исключительной экономзоне РФ и в рамках прибрежного рыболовства  – был зафиксирован на Дальнем Востоке. Рыбодобывающие компании, эксплуатирующие сейчас национальный ресурс, все больше соблазняются валютной выручкой, поставляя рыбосырье на экспорт.

Инициаторами внесения неоднозначных  для прибрежных регионов поправок в закон "О рыболовстве" выступили в том числе и члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области - сенатор Александр Верховский и депутат Госдумы Георгий Карлов. "Народные избранники"  давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.

Отметим,  что Александр Верховский, открыто владеющий рядом рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.

Вместе с тем ряд экспертов рыбной отрасли полагают, что транслируемая сенатором концепция "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса" не направлена на достижение национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной задачей бизнеса, не является главной целью для государства, считает председатель советов директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" и ЗАО "Морская инженерная компания" Олег Братухин. По мнению эксперта, задачи и цели государства в развитии рыбной отрасли предельно ясны и прагматичны - обеспечение продовольственной безопасности, и, как следствие, наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической.

Смотрите полную версию на сайте >>>