Инна Холина. Молодой предприниматель Евгения Федутинова называть свое дело бизнесом категорически отказывается, скромно выражаясь "я просто пеку кексы". Однако это не мешает ей зарабатывать на тортах, капкейках и пирожных. Всего за полтора года личный профиль в Instagram превратился в главный инструмент продвижения, число подписчиков которого достигло 59 тысяч, а недавно Евгения открыла во Владивостоке свою кондитерскую Family Cake. Как достичь успеха в "сладком" бизнесе, зачем привлекать к работе родственников и почему так сложно иногда не грубить клиентам — Евгения Федутинова рассказала в интервью РИА PrimaMedia.
Идеальный макарон
Кондитерская Family Cake встречает приятным запахом выпечки и свежезаваренного кофе, который распространяется по небольшому светлому залу. Несколько столов пустуют в послеобеденный час, в это время свежие десерты "Павлова" на витрину выкладывает девушка – это Евгения Федутинова – владелица небольшого заведения в цехе "Заря". Она — и шеф-повар, и бариста, и управляющий в кафе, которое она открыла в декабре прошлого года.
Однако еще пару лет назад Женя и не думала, что всерьез займется кулинарным искусством и у нее получится на этом зарабатывать. Она начинала как "домашний" кондитер, узнавая, что такое миксер, и экспериментируя со стандартами рецептами. Полгода у мастерицы ушло на создание идеального французского пирожного макарон, фото которого и привели Евгении первых клиентов, после она начала печь торты по первому заказу, а после на них появился спрос. Спустя год тысяча подписчиков на ее старицу в Instagram увеличилась почти до 60 тысяч, а эта социальная сеть стала ее единственным маркетинговым инструментом.
— Я записывала расходы, пыталась высчитать себестоимость, что-то зарабатывала, но цену я выставляла, ориентируясь на конкурентов, и делала ее чуть ниже. Прибыль вкладывала опять же в продукты, но постепенно с ростом количества заказов получалось отложить впрок. Так накопила за год и на аренду помещения, и на оборудование, и на ремонт...
— Перед открытием в кармане был ноль рублей и чтобы купить полотенца, пришлось срочно везти заказ клиенту, — рассказывает Евгения.
Небольшая семейная кондитерская с говорящим названием расположилась, кажется, не совсем в привлекательном месте, подъезд к которому осуществляется через шлагбаум, а по соседству находится автомобильная мастерская. Как позже рассказала Евгения, место выбирали спонтанно и срочно с расчетом не на кафе, а скорее на кухню, где можно было бы печь свадебные торты летом.
Но следом желание работать на обезличенной кухне исчезло, в тоже время Евгения хотела делегировать свои полномочия, для чего обучила маму и папу печь сладости – так фуд-блогер Евгения Федутинова стала основательницей Family Cake, наняв еще двух кондитеров и курьеров.
Сладкая экономика
Для запуска Family Cake понадобилось 3 млн инвестиций собственных средств. На эти деньги Евгения закупила холодильники, печи, миксеры, кофемашину, стеклянную витрину, посуду и прочую рабочую кухонную утварь, а также материалы для ремонта, мебель и предметы декора. Уже через полгода она вернула половину вложений.
Ремонт в пустом помещении удалось сделать собственным силами при поддержке родных и друзей. Это, по оценкам Евгении, помогло сэкономить еще около 1 млн.
За аренду помещения площадью 63 кв. метра вместе с платой за электричество Федутинова отдает от 60 тысяч рублей в месяц. На закупку продуктов для десертов и основного меню в Family Cake уходит около 300-400 тысяч рублей ежемесячно, еще 150 тысяч — на зарплату.
Для каждой группы продуктов подыскивается отдельный поставщик, что-то закупается на оптовых базах, а некоторые товары приходится возить из Москвы и Санкт-Петербурга.
— Когда я начала печь, миндальная мука во Владивостоке стоила 800 рублей за килограмм, сейчас – почти 2 тысячи рублей. Поэтому заказываю этот продукт, также как листовой желатин и шоколад у знакомого кондитера в Питере, это позволяет экономить около 30%, — говорит Евгения. – Конечно, все продукты можно найти во Владивостоке, но это будет трудно и дорого.
Сейчас Family Cake работает по двум направлениям – заказы и витрина. Большая часть выручки (60%) идет от работы на заказ, в этом сегменте чаще всего продают торты, сладости из кенди-бара и наборы макаронов. Другие 30% — это прибыль самого кафе, которое является отдушиной для Евгении. Ведь здесь как нигде предоставлен простор для творчества.
— Некоторые позицию своего меню мне бы хотелось убрать, а на их место поставить что-то новое, но люди требуют, поэтому развлекаюсь я, когда готовлю для кафе. Хочу морковный торт приготовлю, а захочу мильфей, а может и все вместе, — говорит Евгения.
Десерты Евгении Федутиновой – не эконом-вариант.
Средняя цена за порцию десерта – 250 рублей, средний чек на чайную пару – 800 рублей, килограмм торта – от 1,5 тысячи рублей (в зависимости от начинки).
Нередко Евгении предлагают сотрудничество рестораны, однако на выходе заведения хотят низкую себестоимость продукта, чего она позволить не может.
— Низкая себестоимость – это замена продуктов. А я не буду печь капкейк на маргарине и не стану использовать растительные сливки. Если я на свои десерты сделаю накрутку 300%, как того хотят такие заказчики, этот десерт просто у них никто не купит, — рассказывает Федутинова.
"Хочу просто печь торты и на ручки"
Пожалуй, даже после открытия своего кафе и заказах, разовая стоимость которых может доходить до 70 тысяч рублей (организация фуршета), Евгения не ощущает себя предпринимателем . Ей сложно управлять кафе, набирать персонал и увольнять людей в некоторых случаях.
Для нее сладости – это в первую очередь творчество, а уже потом способ заработка.
– Я – не продажник, могу ведь и не улыбнуться клиенту, если он мне нагрубил или беспочвенно обвинил. Я всегда отстаиваю свою точку зрения, не стану прогибаться, лишь бы заработать. Бывают случаи, что я и отказывала клиентам, потому что они некорректно общались со мной. В таких случаях я честно им говорила, что для них я готовить не хочу и не буду, — признается Евгения.
Но свою работу молодой кондитер любит очень, наверно поэтому не жалея сил и времени она принимает 51 заказ при лимите в 40 и готова ночевать на работе, чтобы приготовить тысячу макаронов для банкета на следующее утро. Именно трудолюбие для Евгении Федутиновой – главный секрет успеха.
— Я люблю печь торты, но иногда я просто хочу на ручки, — смущаясь заключает Евгения Федутинова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
История "Рыбного островка": Шаг к возрождению самобытного и вкусного рынка Владивостока
Бизнес на бороде: 17 проданных франшиз, или как барбершоп из Владивостока покоряет Россию
Как нелюбовь к "дяде" и YouTube помогли Сергею Кодолову игнорировать кризис