"Нулевые чтения" Федерального закона "О свободном порте Владивостока" прошли 2 апреля в Общественной палате Российской Федерации. Законопроект представили первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и советник министра Павел Волков. Широкую дискуссию вызвал пункт законопроекта о безвизовом нахождении иностранных граждан в свободном порту в течение недели, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе администрации Приморского края.
В обсуждении приняли участие руководитель вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев, председатель комитета Законодательного собрания Приморского края по экономической политике и собственности Александр Костенко и мэр Владивостока Игорь Пушкарев, а также представители бизнес-ассоциаций, науки, экспертного сообщества и другие.
Александр Осипов отметил, что проект закона в настоящее время проходит через серию общественных обсуждений и экспертных консультаций в Москве и во Владивостоке.
"Учитывая, что основной отраслевой специализацией юга Приморского края является транспортно-логистическая, портовая деятельность, главная задача этого законопроекта – обеспечить конкурентоспособность края в этой сфере. Привлечение широкого круга заинтересованных лиц к разработке проекта закона позволит сделать документ качественным. Закон должен стать эффективным инструментом развития региона", – подчеркнул замминистра.
Советник министра Павел Волков подробно рассказал собравшимся экспертам об основных значимых положениях закона. Он подчеркнул, что свободный порт создается как комплексный проект, который должен строиться на индивидуальных и практичных решениях, опираясь на уникальные возможности региона, учитывая не только его основную специализацию, но и потенциал в сфере промышленности, рыболовства, туризма.
В ходе заседания представители общественности и бизнеса высказали свои мнения о том, каким должен быть, по их мнению, свободный порт Владивосток, и внесли свои предложения в подготовленный Минвостокразвития законопроект.
Широкую дискуссию вызвал пункт законопроекта о безвизовом нахождении иностранных граждан в свободном порту в течение семи дней. Мнения участников варьировались от критических опасений, что данная мера может привести к излишней криминализации города, до полностью противоположного предложения, высказанного генеральным директором Фонда экономической интеграции стран АТР Александром Монастыревым, а именно – расширить срок безвизового въезда до двух месяцев.
Вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев отметил, что при разработке закона учитываются пожелания, высказанные на разных уровнях обсуждения. Так, изменения внесены в состав зоны свободного порта (теперь это 12 муниципальных образований Приморского края, в центре которых – Владивостокская агломерация), определение резидента, установление конкретных видов деятельности для предоставления преференций, вопрос изъятия земельных участков, состав и функции Наблюдательного Совета.
"В перспективе создание свободного порта позволит Приморью органично вписаться в экономическую структуру Азиатско-Тихоокеанского региона", – выразил мнение вице-губернатор.
В ходе дискуссии ректор ДВФУ Сергей Иванец рассказал, что по поручению Президента России вуз производил бизнес-моделирование свободного порта. Основные идеи модели – широкое толкование границ территории, инструменты увеличения экономической привлекательности, облегченный таможенный режим и четкая ориентация на прорывное социально-экономическое развитие региона, – все это, как отметил он, отражено в законе.
"Свободный порт должен обеспечить создание на юге Приморья центра международного сотрудничества, производства, торговли и транспорта. Создание такого центра станет новой точкой связи между нашей трансазиатской сетью, сетями АТР и Северной и Южной Америки и, таким образом, обеспечит связность всей сети Дальнего Востока", – подчеркнул ректор.
В ходе обсуждения звучали полярные мнения относительно того, как именно скажется предлагаемый режим свободного порта на жителях города и края. Звучали отдельные предостережения о том, что принятие законопроекта может привести к ухудшению уровня жизни в регионе. В то же время, по предварительным подсчетам, озвученным главой Владивостока, за 15 лет свободный порт создаст 350 тысяч рабочих мест, а прирост бюджетных доходов превысит 500 млрд рублей.
Участники дискуссии предложили целый комплекс ценных предложений и корректировок в текст законопроекта, касающихся, в том числе, юридических аспектов написания текста, более точного определения отдельных пунктов законопроекта, более конкретного описания тех или иных процедур, закладываемых в правовую основу свободного порта Владивостока.
Как отметил в заключительном слове Александр Осипов, все замечания будут внимательно изучены разработчиками законопроекта и по максимуму учтены в работе над документом.
От РИА PrimaMedia напомним, что предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.
Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже к началу марта, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило ряд конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества 18 марта Минвостокразвития обновило текст законопроекта.
Законопроект предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на семь районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Снижение ставки НДФЛ надо предусмотреть в законе о свободном порте Владивостока - эксперты
Расширение границ свободного порта даст толчок развитию Приморского края – Юрий Рябко
ОП РФ усмотрела в проекте "порто-франко" для Владивостока плагиат закона о ТОРах
Свободный порт Владивосток "подтягивают" к Восточному экономическому форуму