Продовольственный рынок Приморья и России в целом ожидают значительные перемены в связи с запретом на ввоз продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Эксперты полагают, что структура продовольственного импорта еще больше сместится в сторону поставок из Китая и стран Латинской Америки. Справится ли логистическая структура края с увеличенным грузопотоком, вызванным продуктовым эмбарго, и какие преимущества в этой связи предоставляет Сухой порт, открытый в феврале нынешнего года в поселке Углове Артемовского городского округа, рассуждали эксперты в беседе с корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что Россия на год запретила ввоз мяса, рыбы, молока, сыров, овощей и фруктов из стран мира, которые ввели или поддержали экономические санкции против нашей страны. Это коснулось США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.
Опрошенные корр. РИА PrimaMedia эксперты высказали мнение, что в целом структура импорта в Приморском крае изменится в еще большую сторону в части завоза продукции из Китая. Также был снят многолетний запрет на поставку мяса из Китая.
Приоритетными становятся Китай и Америка. Латинская.
Главный научный сотрудник тихоокеанского института географии ДВО РАН, доктор географических наук Матвей Романов полагает, что продукция из стран, попавших под продовольственное эмбарго, таких как США, Канада и Австралия, будет заменена товарами от поставщиков из Латинской Америки.
- У нас импортная продукция в основном была из Китая, Австралии и Новой Зеландии.
Австралию, я так думаю, заместит Латинская Америка. Китай как был поставщиком, так и будет, но поставки из Поднебесной только увеличатся,
раза в полтора уж точно. Китай готов всегда нам поставлять свою продукцию, это у них важная статья доходов национального бюджета, - отметил специалист. – Так что от запрета поставок мы пострадаем в меньшей степени.
По оценке Матвея Романова, транспортная инфраструктура Приморского края готова к увеличенным поставкам из-за рубежа.
- Логистическая инфраструктура справится, в этом плане сомнений нет, - резюмировал доктор географических наук.
- Будет ли осуществляться завоз продовольствия в больших объемах из Латинской Америки через порты Приморского края, трудно сказать. Я думаю, что это вопрос сейчас еще нерешенный, потому что идет обсуждение на правительственном уровне, из каких стран ввозить продовольствие и плодоовощную продукцию, будет ли это в основном Китай, либо страны Латинской Америки. С последними тоже не все так очевидно: скорее всего, завоз будет осуществляться из Бразилии и Эквадора, поскольку Аргентина и Чили более подвержены управлению Западом, - выразил свою точку зрения доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы Виктор Белкин. – Но уже сейчас видно, что
импорт из Китая увеличился, например, в части ввоза мясной продукции.
Поставщикам нужно время
Дмитрий Друян, генеральный директор ОАО "Далькомхолод" - компании, которая принимает грузы с судов в порту и обеспечивает их отправку, в том числе и через "Сухой порт" в Артеме, отметил, что импортерам пищевой продукции необходимо определенное время, чтобы найти новых производителей и заключить с ними контракты.
- После того как правительство России ввело продуктовое эмбарго, поставки из стран Южной Америки, из Китая несомненно будут налажены в больших объемах. Но
импортерам нужно перестроиться, заключить новые контракты, проработать логистическую цепочку
– как переваливать в порту, как дальше везти из порта. А это требует определенного количества времени, - сообщил Дмитрий Друян.
Кроме того, генеральный директор ОАО "Далькомхолод" подтвердил, что поставки китайской продовольственной продукции в портах Приморья будут только увеличиваться.
- У меня уже есть заявка от потенциального импортера мясопродуктов, который просит рассмотреть возможность выгрузки парохода с четырьмя тысячами тонн мяса из Китая, размещения данного груза на нашем холодильном оборудовании и последующей его отправки специализированным подвижным составом в центральные регионы России. Насколько мне известно, два-три китайских завода Россельхознадзор уже аккредитовал, и мясо планируется завозить именно с аккредитованных заводов, - отметил Дмитрий Друян.
О важной роли Китая в связи с объявленным продовольственным эмбарго сказал и член экспертного совета Минтранса по развитию связей со странами АТР Сергей Смирнов.
- Китай и в целом Юго-Восточную Азию, на мой взгляд, очень сильно недооценивают, из этого региона в больших количествах к нам можно завозить фрукты и овощи, и данное направление будет увеличиваться, - заметил эксперт. - Что касается вопросов логистики, у нас, в принципе, есть накопленные мощности со времен СССР, особенно во Владивостоке, в Находке – в крупных портах. Другое дело, что
ориентация портовой отрасли в Приморье в последние годы была необдуманная, слишком уж узкая.
Под сжиженный газ планировали строительство, а вот портов, которые смогли бы принимать грузы широкой направленности, а также продукцию пищевой промышленности, требующую глубокой заморозки, не так уж много, - сообщил Сергей Смирнов.
В последние годы, правда, в России началось интенсивное строительство "Сухих портов" - тыловых терминалов, способных оперативно принимать и отправлять контейнерные грузы. В
Приморском крае первый "Сухой порт", строящийся ГК "Аква-Ресурсы", заработал в начале 2014 года на станции Угловая.
На лидирующие позиции в Приморье выходит Сухой порт
- В условиях продовольственного эмбарго и загруженности железных дорог наиболее перспективны и устойчивы, на мой взгляд, сухие порты. По крайней мере на 10 лет и больше это долгосрочный проект, - сказал профессор Виктор Белкин.
О том, какие преимущества в условиях продовольственного эмбарго может предоставлять сухой порт, рассказал его пресс-секретарь Александр Бабченко. По его мнению, в условиях сокращения ввоза в центральную часть России продовольствия из США и стран Европы одной из возможностей замещения станет Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, расположенные поблизости с Приморским краем. Сейчас наши соседи говорят о создании в Китае на границе с Приморьем нескольких крупных площадок, которые могут заниматься продажей и перевозкой продовольствия в Россию.
- Продовольствие – это скоропортящиеся грузы. Скорость доставки в этой связи становится конкурентным преимуществом. То,
зачем и задумывался сухой порт в Артеме - он предполагает доставку ускоренными контейнерными поездами в Новосибирск, в Москву за 9 суток,
в том числе и рефрижераторными контейнерами, которые могут перевозить скоропортящийся груз. Благодаря развитию сухих портов можно наладить замещение продовольствия в других регионах России, - сказал Александр Бабченко.
Сухие порты не рассчитаны на поставки в сам Приморский край, поскольку ввоз товаров сюда осуществляется из Китая и портов Владивостока автомобильным транспортом. Проект рассчитан именно на центральные регионы России, регионы Поволжья, на что и направлен весь железнодорожный транспорт.
- Мы ожидаем увеличения поставок, сейчас прорабатываем все вопросы, надеемся, что будем сотрудничать с китайскими коллегами.
Что касается сухого порта, подтвержденный годовой грузооборот у нас составляет около 3 млн тонн,
он подтвержден РЖД, - подчеркнул пресс-секретарь сухого порта.
В свою очередь, Сергей Смирнов также отметил логистические преимущества сухих портов.
- Сухой порт позволяет разгрузить транспортную инфраструктуру, а портовикам – работать в более человеческих условиях. Такой порт ориентирован на железную дорогу, чтобы выходить на Транссиб. Это его первоочередная задача. В этом случае он, конечно же, поможет справиться с увеличивающимся грузопотоком, - сказал эксперт.
Также начальник научно-образовательного центра морских международных исследований отметил, что железная дорога уже работает с очень большим перегрузом.
Скорость доставки – основное конкурентное преимущество
Глава Артемовского городского округа Владимир Новиков сообщил корр. РИА PrimaMedia, что проект сухого порта на подведомственной ему территории решает ряд важных задач.
- Я думаю, что в связи с эмбарго на ввоз продовольствия у сухого порта, который я открывал вместе с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским в феврале нынешнего года, есть все шансы проявить себя. Как и в целом у всех предприятий, которые связаны с логистикой через территорию Дальнего Востока. Я уверен, что это направление очень перспективное, - отметил глава Артемовского городского округа. – Более того,
у Сухого порта в Угловом есть несомненные конкурентные преимущества перед иными портами.
Через него налажен трафик из Приморья в центральные регионы страны. Отмечу сроки доставки - 9 суток от Москвы до Артема. Это большое конкурентное преимущество. Транссиб, очевидно, будет в связи с эмбарго испытывать повышенную нагрузку. И безусловно, те предприниматели, которые предпочтут ускоренную доставку своих грузов, останутся в выигрыше, - отметил Владимир Новиков.
Напомним, работы по созданию складского комплекса класса "А" площадью 15 тысяч кв. метров на территории транспортно-логистического центра начались в районе станции Угловая в сентябре 2013 года. В декабре 2013 года комиссия Федерального агентства железнодорожного транспорта обследовала площадку реализации проекта "Сухой порт" на предмет соответствия требованиям для выполнения грузовых операций с контейнерами на железной дороге. В результате "Сухому порту" было выдано разрешение на эксплуатацию железнодорожной станции Угловая для приема и выдачи грузов в контейнерах. Это позволит после завершения строительства транспортно-логистического центра достичь планируемого грузооборота в 3 млн тонн.
В апреле 2014 года проект сухопутного транспортно-логистического терминала "Сухой порт", строящегося с сентября 2013 года на территории Артемовского городского округа владивостокской ГК "Аква-Ресурсы", принес Группе компаний победу в X конкурсе "Бизнес-Премия Приморского края" в номинации "Развивающийся бизнес".
Справка: "Сухой порт" - внутренний терминал, непосредственно связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Выполняет функции центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях. В дополнение к перевалке грузов, сухие порты могут также принимать грузы на хранение и оказывать услуги по таможенному оформлению товаров. Крупнейший сухой порт в Латинской Америке и третий по величине в мире находится в Бразилии. В России первый сухой порт был открыт в 2011 году, в Ленинградской области.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Сухой порт" принес ГК "Аква-Ресурсы" "Бизнес-Премию Приморского края-2013"
Мясо из Вьетнама может заполнить рынок Приморья
"Сухой порт" в Приморье стал новой отправной точкой на карте Транссиба
Экспортеры Бразилии и Чили выжимают все из мясного дефицита в Приморье - участники рынка
Развитие "сухих портов" в Приморье обсудили на заседании рабочей группы по транспорту АТЭС
В реализации проекта "Сухой порт" в Артеме заинтересовано ОАО "РЖД" - Владимир Якунин