Эффективно и в сжатые сроки модернизировать коммунальную инфраструктуру Владивостока и юга Приморья можно только с помощью частных инвестиций. По подсчетам специалистов "Приморского водоканала", только на обновление основных фондов системы водоснабжения в столице региона требуется более 5 млрд рублей: всего необходимо переложить 535 км ветхих сетей. О том, что может дать акционирование самому предприятию и, главное, его потребителям, в интервью корр. РИА PrimaMedia рассказывает генеральный директор КГУП "Приморский водоканал" Петр Журавлев.
- Петр Владимирович, тема возможного акционирования "Приморского водоканала" остается в центре внимания. Сторонники говорят, что это поможет предприятию развиваться, привлечь инвестиции. Противники пугают, что приход частного бизнеса вызовет только рост тарифов. Так для чего "Приморскому водоканалу" нужны инвестиции?
- Инвестиции сегодня нужны, чтобы обновить основные фонды, повысить надежность работы всей системы водоснабжения и снизить затраты на отдельные статьи по нашей деятельности. И сделать это все без дополнительного залезания в карман государства в виде бюджета Приморского края.
На сегодняшний день во Владивостоке чуть более 800 км сетей водопровода,
из них 535 км изношены полностью, на 100%. Их срочно необходимо менять. На эти цели для Владивостока требуется более 5 млрд рублей. При условии привлечения инвестиций мы сможем перекладывать в год не менее 40 км сетей, хотя в идеале эту цифру можно довести до 80 км.
Для сравнения, за 2011 год предприятие переложило 14 км сетей, а в 2012 году – 12 км. Увеличить объемы не позволяет дефицит финансовых средств предприятия.
Для унитарного предприятия, которым на сегодняшний день является "Приморский водоканал", существует два источника дохода: это тариф и бюджет. Во Владивостоке тариф на сегодняшний день самый низкий по всему Дальнему Востоку и один из самых низких в России.
В столице Приморья с ее сложным рельефом, который требует дополнительных затрат на доставку воды в краны потребителей за счет "перекачки", цена за кубометр для населения составляет 20,4 рубля. В то время как в Хабаровске, например, где основной водозабор расположен в городе и рельеф не сравнить с владивостокским, - 28,5 рублей.
При этом в тарифе не заложены средства, которые могут быть использованы для обновления основных фондов. А использование бюджета, который и без того дефицитный, приведет лишь к ухудшению его показателей. Единственным выходом в данной ситуации остается обращение к инвесторам.
- Возможно ли привлечение инвестиций без процедуры акционирования?
- Дело в том, инвестор очень неохотно идет на то, чтобы давать деньги государственным предприятиям. Потому что, несмотря на наше хорошее финансовое положение, мы не можем предоставить никакого залога по этим кредитам.
Банки говорят – чем вы прогарантируете возврат кредитов? Имуществом не можем, потому что оно принадлежит государству. Можно в краевой бюджет внести долговые обязательства и увеличить дефицит бюджета на ту сумму, которая нам необходима. Но разве такой путь оправдан?
Поэтому,
если не будет инвестиций, кредитных ресурсов, мы не выполним задачу по обновлению основных фондов. И потребители так и будут платить за значительные водопотери.
Акционирование же даст нам возможность распоряжаться своим имуществом или пакетом акций для обеспечения кредитных обязательств.
При этом важно понимать, что акционирование требует времени. В нашем случае оно займет не менее года, и
100% акций будет принадлежать государству. Это соответствует принципам государственно-частного партнерства, на развитие которого сегодня делает упор руководство страны.
Например, через акционирование прошел Московский водоканал, на что ему потребовалось 1,5 года.
После акционирования предприятия возможна продажа пакета акций, но не более 25%. Остальные 75% будут в собственности края. Таковы законодательные ограничения. Поэтому все разговоры о "частной водокачке", которые ведут противники акционирования, - это сознательное введение людей в заблуждение. Но стоимость даже этой четверти может составить около 6 млрд рублей.
В итоге акционирования предприятие получит доступ к финансам наших акционеров, а их появление сделает работу совета директоров прозрачной. При этом
все решения о продаже пакета акций будут приниматься исключительно Законодательным Собранием Приморья, администрация самостоятельно такого решения принять не может.
- Чем вы будете привлекать инвесторов? Ведь, в первую очередь, их будет интересовать прибыль. За счет чего они ее смогут получить?
- На сегодняшний день специалистами предприятия разработан ряд программ, которые следуют современным тенденциям в сфере водоснабжения и водоотведения, поэтому будут привлекательны для федеральных и мировых операторов.
Данные программы направлены, к примеру, на снижение энергозатрат, ведь на сегодняшний день электроэнергия – основная статья расхода "Приморского водоканала". В год предприятие платит порядка 800 млн рублей за электричество, являясь его крупнейшим потребителем. Снижение энергозатрат позволит добиться экономии, и, как следствие, гарантировать прибыль инвестору, и, что самое главное, создать надежную систему водоснабжения.
В числе краткосрочных программ – замена насосного оборудования и электродвигателей, которые были выпущены еще в 60-70-х гг., на современные. Такая программа оценивается специалистами в 60 млн рублей и сможет окупиться за 3 года.
Еще одно направление – это создание гидравлической схемы сетей Владивостока, что позволит навести порядок в коммунальном хозяйстве столицы Приморья: снизить потери воды и минимизировать неудобства для населения. На реализацию данной программы "Приморскому водоканалу" требуется 64 млн рублей, а окупится она в течение 4-5 лет.
Другим важным направлением деятельности предприятия является строительство резервуаров на сопках Владивостока. Это позволит городу в меньшей степени зависеть от отключений электроэнергии, а также пополнять запасы резервуаров в ночное время, когда действуют более низкие тарифы. Такая программа требует порядка 500 млн рублей инвестиций, но за счет достижения существенной экономии электроэнергии она может окупиться за 7 лет
Кроме того, мы проводим установку общедомовых приборов учета на воду во всех многоквартирных домах Владивостока, где они еще не установлены. Для этого во многих домах требуется замена части трубы на вводе в дом по причине ветхости сетей. На всю программу требуется порядка 300 млн рублей, а окупаемость проекта со ставит 5 лет.
Комплекс программ модернизации водопроводной системы в разы увеличит надежность работы всей системы, что положительно скажется на удобстве жителей Владивостока и юга Приморья. Однако реализация программ возможна только в случае привлечения частных инвестиций в сферу.
В итоге всех работ и будет достигаться экономия, которая даст прибыль инвестору.
- Главный вопрос, который волнует простого обывателя, - это тарифы. Как на них отразится акционирование? Что в итоге от всей этой модернизации получат жители Владивостока и юга Приморья?
- Акционирование не отразится на тарифах, так как тарифы регулируются государством, вне зависимости от формы собственности предприятия. И сейчас установлено общее правило для всей страны – рост тарифов в среднем по отраслям ЖКХ на уровне инфляции.
Предельные индексы роста тарифов устанавливает Федеральная служба по тарифам, и на основании ее решения субъекты назначают цены на коммуналку. В Приморье, в частности, данная функция отводится департаменту по тарифам краевой администрации.
Кроме того, в целях обеспечения бесперебойного предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения права водоканалов, независимо от их организационно-правовой формы, ограничивает закон. Так, 178-ФЗ вносит запрет на перепрофилирование предприятий, а 416-ФЗ – на вывод из эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения без санкции субъекта, в данном случае администрации Приморского края.
Потребитель получит надежное водоснабжение, ведь сегодня он страдает в случае аварийных ситуаций: трубу прорвало или свет на насосной станции отключили. Если все программы, о которых я сегодня говорил, будут реализованы, все эти ситуации будут сведены к минимуму.
- То есть после акционирования мы не получим частный водоканал? Решающую роль будет играть именно государство?
- Безусловно. Я и сам против частного водоканала. Но
акционирование в ЖКХ – это не приватизация 90-х годов, а форма государственно-частного партнерства, не более. Никаких "частных водокачек" в данном случае быть не может.
И еще. Надо прямо сказать, что тот объем работ, который необходимо выполнить во Владивостоке на сетях водоснабжения и водоотведения самостоятельно бюджет города Владивостока не потянет. Поэтому
разговоры о передаче всего городу – это попытка вернуться в прошлое, которое закончилось банкротством городского водоканала.
Даже для бюджета Приморского края такие размеры инвестиций – очень серьезная нагрузка. Именно поэтому государство и призывает к развитию государственно-частного партнерства.
При этом
сохраняется полный контроль за каждым шагов. Как через отчетность ОАО, так и через постоянный контроль на уровне администрации Приморского края и Законодательного Собрания.
Механизмов контроля достаточно. Мы готовы и в дальнейшем отчитываться за каждый потраченный рубль.
От РИА PrimaMedia напомним, что в Приморском крае продолжается дискуссия по поводу акционирования краевой собственности, целью которого краевые власти называют привлечение частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру края, которая сегодня сильно изношена.
По мнению исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой, акционирование предприятий водохозяйственного комплекса позволяет повысить инвестиционный потенциал предприятия и снизить нагрузку на тариф, сделав его более "прозрачным".
Эксперты Высшей школы экономики отмечают, что развитие инфраструктуры ЖКХ невозможно без участия бизнеса. Согласно прогнозам, государственно-частное партнерство в коммунальной сфере будет востребовано в ближайшие годы.
В правительственных кругах считают, что приход частных инвестиций в коммунальную сферу экономики позволит через 5 лет сделать водную отрасль одной из наиболее инвестиционно и инновационно привлекательных не только в России, но и в мире.