Гибель грозит пригородным железнодорожным перевозкам в Приморье, которые осуществляет компания "Экспресс Приморья". ОАО "РЖД" должно серьезно заняться повышением эффективности пассажирских перевозок. Железнодорожники надеются на помощь бюджетных средств, но повышать эффективность нужно за счет улучшения менеджмента, считают эксперты-экономисты, опрошенные РИА PrimaMedia.
Напомним, что улучшения качества пригородных железнодорожных перевозок в этом году жителям Приморья не стоит. Обновлять подвижной состав ОАО "РЖД" и его "дочка" "Экспресс Приморья" планируют только с 2014 года, причем источник финансирования модернизации электричек неизвестен. Ведущие экономисты Приморья проанализировали ситуацию с организацией пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в крае и сделали неутешительные выводы.
- Крупная государственная монополия ОАО "РЖД" должна очень серьезно заняться повышением эффективности своих перевозок в России, причем не за счет Дальнего Востока, - это абсолютно неправильный подход. Если говорить о ситуации с пригородными железнодорожными пассажирскими перевозками в Приморье, то по примерным данным, дочерняя компания РЖД ОАО "Экспресс Приморья" имеет около 100 млн рублей убытков. Компания объясняет такие весомые неудачи слабой рентабельностью пригородных пассажирских перевозок и просит выделить из бюджета края на следующий год 150 млн рублей. С одной стороны самый простой способ – это попросить деньги у региона, но это не выход из ситуации, постоянно помогать власти не смогут, да и потом, почему деньги налогоплательщиков должны идти на компенсацию издержек неэффективного управления. Гораздо важнее заняться улучшением менеджмента, если в этом аспекте ничего не улучшать, тогда пригородные пассажирские перевозки в Приморье могут быть обречены на вымирание, - отметил директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.
По его мнению, многие государственные монополии, не только РЖД, стремятся получить государственные дотации, это касается и ОАО "Газпром" и ряд других компаний.
- Кстати, из уст министра финансов РФ недавно прозвучало негодование по поводу дотирования перевозок автомобилей, произведенных на заводе "Соллерс". Я считаю, что эта критика вполне объективна. Почему повышать конкурентоспособность автомобилей в западных регионах страны должны за деньги налогоплательщиков? – удивляется эксперт.
Директор Центра стратегических разработок, доктор экономических наук, профессор Михаил Терский также ранее подчеркивал, что очень важным аспектом является повышение эффективности управления при организации пригородных пассажирских перевозок ОАО "Экспресс-Приморья".
- Дело в том, что экономические затруднения у этого предприятия возникают не впервые, конечно, деятельность компании имеет больше социальную, нежели коммерческую направленность, но все - равно, очень важно улучшать систему менеджмента, а не надеяться на государственную поддержку, - отмечал экономист.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, к работе ОАО "Экспресс Приморья" в регионе накопилось значительное количество претензий. С начала года тарифы на проезд в электричке в Приморье выросли на 14%.
Кроме того, электропоездам повышенной комфортности "Уссурочка" и "Приморочка", которые курсируют по территории Приморского края, с начала года так и не вернули обещанное разделение на классы. Пассажиры, зашедшие в вагоны на конечных остановках, оказываются в более выгодном положении и занимают мягкие кресла в вагонах повышенной комфортности, а присоединившимся в пути следования зачастую приходится стоять в электропоезде по 3-4 часа.
После мартовских праздников 2013 года руководство компании-перевозчика ОАО "Экспресс Приморья" в очередной раз просчиталось с количеством пассажиров, желающих вернуться во Владивосток на электропоезде "Уссурочка". В итоге приморцам вновь пришлось брать штурмом электричку из Ружино, а после стоять в душных вагонах порядка пяти часов.