Стандарты хаба международному аэропорту Владивосток могут только сниться. Годовщина прилета первых гостей саммита АТЭС вышла довольно печальной, сообщил директор АНО "Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов" Юрий Авдеев корр. РИА PrimaMedia.
Ровно год назад, 22 августа 2012 года, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" начал программу обслуживания воздушных судов саммита АТЭС 2012 года. Как сообщило vvo.aero по ее окончанию, программа, завершившаяся 10 сентября 2012 года, включала прием, хэндлинговое обслуживание и отправление пассажирских, правительственных и транспортных бортов, параллельно в аэропорту выполнялась программа обслуживания регулярных внутренних и международных рейсов.
До хаба как до Луны
Согласно статистике, подготовленной пресс-службой ОАО "МАВ" ко Дню Воздушного флота России, который в этом году отмечался 18 августа, за 7 месяцев 2013 года ОАО "МАВ" увеличило пассажиропоток на 15%, оказав услуги 1,4 млн пассажиров (742 тысяч пассажиров были обслужены на внутренних авиалиниях, 298 тысяч – на международных).
Ежедневно в аэропорту в Кневичах обслуживаются в среднем 4,71 тысяч человек. Вместе с тем, согласно статистике, размещенной на vvo.aero, аэропорт Владивостока может обслужить 1,36 тысячи человек в час или 3,5 млн в год. Как видим, до искомых 20 млн пассажиров в год (недавно такая цифра прозвучала на полях Петербургского экономического форума-2013), терминалу в Кневичах пока еще как до Луны.
Можно, конечно, с гордостью повторять вслед за пресс-службой ОАО "МАВ", что аэропорт Владивостока второй год подряд уверенно занимает 11-ю позицию в рейтинге российских аэропортов по объемам пассажирских перевозок на внутренних и международных воздушных линиях. Можно сколько угодно сравнивать терминал в Кневичах с ему подобными по России и странам СНГ, можем сколько угодно гордиться его исключительностью, считает авторитетный приморский ученый, директор АНО "Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов" Юрий Авдеев.

Юрий Авдеев, Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
– Однако мне кажется, что, если для Приморья действительно туризм является приоритетом, мы должны мерять себя по линейке наших азиатских соседей: Сеула, Пекина, Шанхая, Гонконга, Сингапура, Ниигаты, Харбина или хотя бы соседнего Муданьцзяна. И здесь мы пока проигрываем, пока не дотягиваем ни по уровню технического оснащения (я не специалист, и могу об этом судить только как потребитель), ни по уровню сервиса, ни по отношению обслуживающего персонала к пассажирам, - считает ученый. - Да и до стандартов аэропорта-хаба пока далековато. Что нам дал статус "открытого неба"? Несколько дополнительных рейсов на Сеул. А где северная Америка и юго-восточная Азия? Почему мы должны летать через Сеул или Пекин и т.д.? Почему 10 млн обещанных туристов в год должны лететь во Владивосток опять же через Сеул или Пекин? А уровень сервиса в здании аэровокзала? А очереди в зоне прилета при прохождении таможенных и пограничных процедур? А таксисты-бомбилы? А уровень цен на товары и услуги? И эти вопросы можно продолжать и продолжать.
А ведь это не просто вопросы, это авторитет местной власти, инвестиционная привлекательность Приморья, отношение прилетающих иностранцев к гражданам России.
Хотелось бы, чтобы через год вопросов стало меньше, а уровень обслуживания пассажиров стал выше.
Обеда не будет
А между тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, с 12 августа 2013 года в аэровокзальном комплексе в Кневичах закрылись сразу три точки общественного питания - кафе Sea Food и "Ситора" и столовая Drink tea, из-за чего путешественники и транзитные пассажиры уже вторую неделю вынуждены обходиться без полноценного горячего питания.
Причиной закрытия точек общепита стало досрочное расторжение договора аренды между ЗАО "Терминал Владивосток" и ООО "Траст Рико", являвшегося собственником кафе и столовой, ввиду накопившейся задолженности по арендной плате. Ну а причиной разразившегося при этом скандала в Международном аэропорту Владивосток - удержание ЗАО "Терминал Владивосток" (до погашения задолженности по аренде) дорогостоящего кухонного оборудования, которое было приобретено ООО "Траст Рико" за счет еще не погашенного банковского кредита.
Напомним, что генеральный директор ООО "Траст Рико" Тимур Аслидинов обратился с просьбой о помощи к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марине Шемилиной, бизнес-омбудсмену РФ Борису Титову, а также к члену президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Виталию Гуменюку.
События, происходящие в августе 2013 года в Кневичах, дополнили цепь скандалов, связанных с российскими аэропортами. Так, в марте 2010 года Читинской транспортной прокуратурой были направлены в орган дознания Читинского отдела внутренних дел на транспорте материалы проверки о самоуправных действиях бывшего генерального директора открытого акционерного общества "Аэропорт "Чита" Николая Гусакова.

аэропорт, Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: РИА PrimaMedia
В октябре 2011 года Назрановская транспортная прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ОАО "Аэропорт Магас" Магомеда Цурова, обвиняемого в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере.
Уголовная ответственность угрожала генеральному директору столичного аэропорта "Шереметьево" Михаила Василенко из-за отключения электроэнергии, произошедшего 12 сентября 2012 года. Возникший тогда сбой регистрации пассажиров повлек за собой большие сложности для компании "Аэрофлот".
Чередой исков в Арбитражный суд Красноярского края в 2007-2009 годах ознаменовалась деятельность ЗАО "Эра Групп", которая управляла Международным аэропортом Красноярска "Емельяново". Как сообщала газета "Конкурент", претензии у истцов были разные, но в основном они касались неоплаты за оказанные услуги. Небезынтересно, что руководителем ЗАО "Эра Групп" где-то с середины 2007-го и до конца 2008 года был нынешний генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Владивосток" Максим Четвериков.
Кстати, в октябре 2009 года Арбитражный суд Красноярского края признал ОАО "Аэропорт Красноярск" банкротом. По сообщению www.avsim.su, в отношении аэропорта было открыто конкурсное производство. Требования по выплате долгов к ОАО "Аэропорт Красноярск" заявили 40 кредиторов, 16 из них были включены в третью очередь реестра. Сумма долга предприятия составила 1,28 млрд рублей.
Привет из Красноярска
При этом 49% акций ОАО "Аэропорт Красноярск" принадлежали братьям Борису и Александру Абрамовичам, владельцам авиакомпаний "КрасЭйр" и альянса AirUnion, также обанкротившимся с большим скандалом, разгар которого пришелся на середину 2008 года. Максим Четвериков к этому времени уже несколько месяцев возглавлял ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (если точнее, с 13 февраля 2009 года).
"Не рассчитавшись с людьми, должностное лицо покидает Красноярск и уезжает возглавлять другой аэропорт! Это, конечно, нонсенс", - процитировал в своей публикации "Конкурент" высказывание бывшего депутата Законодательного собрания Красноярского края Сергея Шахматова.
Отлично помнит те времена и действующий депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыдкин, с которым корр. РИА PrimaMedia связался по телефону.
- Да, были невыплаты зарплаты, люди бастовали, объявляли голодовки. Но я в основном занимался ситуаций в компании "КрасЭйр". О Четверикове я тогда не слышал. Но если он был рядом с Абрамовичами, то верить ему нельзя, - поделился своим мнением красноярский депутат.
Как сообщил Юрий Швыдкин, спустя пять лет после событий, всколыхнувших весь Красноярск, ситуация в "Емельяново" в общем и целом нормализовалась. Правда, для погашения задолженностей пришлось использовать бюджетные средства. При этом некоторые задолженности у ОАО "Аэропорт Красноярск" все-таки остались. А вот задуманного в 2007 году аэропорта-хаба международного класса в Красноярске так и не получилось.
- Сейчас будем опять к этой теме возвращаться, - сказал Юрий Швыдкин. – Развивать хаб, развивать терминалы, но уже под государственным контролем.
По мнению красноярского депутата, чтобы создание хаба в Приморье не пошло по красноярскому сценарию, депутаты Законодательного собрания Приморского края уже сейчас должны взять процесс под свой контроль. Прежде всего, заслушать отчет гендиректора ОАО "МАВ" на одном из своих заседаний, на которое нужно пригласить представителей департамента транспорта и краевой прокуратуры.
- За генеральным директором владивостокского аэропорта следует юридически закрепить определенную ответственность перед Приморским краем. Пусть он покажет конкретные проекты развития аэропорта, назовет предполагаемые расходы, скажет, откуда собирается набирать работников, - посоветовал Юрий Швыдкин.